пятница, 1 марта 2013 г.

Россия возвращается на Кубу

Евгений Пожидаев
Россия открыто возвращается на Кубу. Республике "прощают" 90% её $ 35 млрд. долга, а оставшиеся 10% подлежат реструктуризации на 10 лет.Одним из условий списания задолженности является заключение контракта на поставку восьми гражданских самолётов общей стоимостью $ 650 млн. Кроме того, подписаны соглашения о сотрудничестве в исследованиях и использовании космического пространства, меморандум о сотрудничестве в области ядерной медицины и ещё ряд документов.

Ранее, в 2010-м, было заключено соглашение о военном сотрудничестве, предусматривавшее поставку на Кубу линий по производству боеприпасов.

Списание огромного кубинского долга на первый взгляд выглядит проявлением бессмысленной щедрости. Москва практически заключила соглашение на условиях Гаваны, отказавшейся выплачивать долг после распада СССР и последовавшего за этим экономического коллапса на "острове свободы". При этом РФ и после фактического дефолта Кубы продолжала выдавать правительству Кастро кредиты - в 2001-м, 2006-м и 2009-м годах. В чём причина столь упорных усилий по поддержанию на плаву нынешнего кубинского режима?

Посмотрим, чем была Куба для СССР. Начнём с экономики. В 1980-х на Союз приходилось 70% торгового оборота острова. Главное богатство Кубы - никель, по запасам которого она занимает четвёртое место в мире, немногим уступая России. В советский период поставки кубинского сырья позволяли СССР доминировать на рынке никеля. Остров входит в пятёрку крупнейших производителей кобальта, располагает крупными запасами медных и марганцевых руд, хромитов. В 1984-м были открыты внушительные месторождения нефти и газа, однако до распада СССР добычу не успели начать. Сельскохозяйственный экспорт Кубы обеспечивал треть советского потребления сахара, 29,7% потребления цитрусовых. Достаточно значительными были поставки лекарств. На острове был размещён исследовательский ядерный реактор, и возводилась АЭС.

Военное сотрудничество отличалось не меньшим размахом. СССР располагал на острове военно-воздушной базой в Сан-Антонио-де-лос-Баньос, обеспечивавшей полёты бомбардировщиков, военно-морской базой в Сьенфуэгосе. На Кубе постоянно "присутствовала" мотострелковая бригада. Кубинцы получили советское оружие на сумму $ 16 млрд., и в отличие от многих других союзников СССР, смогли создать самую боеспособную армию в регионе, активно защищавшую советские интересы. Начиная с 1975-го года кубинский контингент присутствовал в Анголе, сражаясь с повстанцами УНИТА и регулярной армией ЮАР - весьма мощной, хорошо вооружённой и обладающей обширным военным опытом.

Радиэлектронный центр в Лурдесе являлся важнейшим элементом системы радиоперехвата и стратегической электронной разведки "Звезда". Исключительно удачное расположение станции в двух шагах от США и "на расстоянии вытянутой руки" от мыса Канаверал позволяло, например, перехватывать сообщения из американского центра управления полётами. Не менее примечательным было участие Кубы в программе "Интеркосмос", имевшей "двойное дно". На острове была создана, например, внушительная инфраструктура, позволявшая вести наблюдение за спутниками - своими и чужими.

Иными словами, Куба была одним из самых ценных союзников СССР - и при этом весьма лояльных. Однако затем: "Вы ушли как-то странно - быстро и молча. Такой уход был похож скорее на бегство. Вы бросили здесь все, что досталось таким трудом. Мы вас терпеливо дожидались, но нужно было жить дальше. На ваше место стали приходить другие. Западные фирмы должны благодарить за созданный здесь вами экономический базис - они приходят на готовое". Россия действительно ушла с острова наихудшим образом из возможных. В 2001-м были ликвидированы последние остатки присутствия - закрыта станция в Лурдесе, в которую незадолго до этого было вложено $3 млрд. - и снова весьма неприятным образом. Решение закрыть базу было принято без предупреждения и консультаций с Гаваной - кубинцев "попросту не поставили в известность". При этом экономический смысл мероприятия был неясен - то, что радиоэлектронный центр используется в том числе и для эффективного промышленного шпионажа, было секретом Полишенеля.

Однако образовавшийся вакуум стал достаточно быстро заполняться. На место СССР в горнорудной и нефтяной промышленности пришли Канада, Китай и Венесуэла. Последняя является крупнейшим донором режима Кастро - по американским данным размеры помощи Чавеса Кубе оценивается в $ 10 млрд. КНР стала крупнейшим импортёром кубинского никеля и активно вкладывается в его добычу, китайские инвестиции присутствуют в нефтеразведке, сельском хозяйстве, фармацевтике и лёгкой промышленности. В 2011-м были подписаны соглашения, согласно которым Китай должен инвестировать $6 млрд. в модернизацию одного из трёх крупных нефтеперерабатывающих заводов (впрочем, судьба проекта пока неясна); построить завод по производству сжиженного газа, реконструировать портовую инфраструктуру острова. Пекин является и активным кредитором Гаваны.

Китай является и пользователем Кубы как площадки для радиоэлектронной разведки и обслуживания спутниковых группировок. В 1999-м было подписано соглашение о создании на острове китайского центра радиоперехвата в Бехукале. Сейчас китайский разведывательный центр ведет активную разведку и при необходимости осуществляет кибератаки. Бехукаль же обслуживает и китайскую спутниковую группировку, "присматривающую" за западным полушарием.

Иными словами, сейчас Куба отнюдь не является заповедной поляной Москвы - её отсутствие слишком затянулось. Теперь, очевидно, началось обратное движение. Так, "космическое" соглашение явно напоминает о временах "Интеркосмоса".

Каковы интересы РФ на Кубе? Начнём с экономики. Пока все попытки российских компаний вернуться в кубинскую горнорудную промышленность заканчиваются ничем, однако, например, на острове ещё есть резервы для наращивания добычи никеля. Заинтересованность российского бизнеса в кубинской нефти несомненна - на шельфе острова уже работают "Газпромнефть" и "Зарубежнефть", причём планы последней предусматривают почти трёхмиллиардные инвестиции.

Россия имеет шансы поучаствовать в модернизации кубинской дорожной сети, энергетики и транспортного парка. Куба - один из немногих рынков, где отечественный "технологичный" экспорт действительно востребован.

Далее, из-за прогрессирующей нестабильности в Африке столь же нестабильны и цены на продукты тропического сельского хозяйства. Это делает весьма привлекательной перспективу восстановления советских плантаций, некогда процветавших на Кубе.

Наконец страна является обладательницей медицины, фармакологии и биотехнологий мирового уровня. Кубинцы почти полностью обеспечивают себя лекарствами и активно их экспортируют, ведут активные и успешные разработки в этой области. Напротив, российская фармакология испытала образцовый коллапс. Так, с 1992 года объем производства действующих веществ сократился почти в семнадцать раз. Катастрофическая зависимость от импорта лекарств и ограниченное количество собственных разработок являются одной из серьёзных стратегических уязвимостей РФ. Сотрудничество с кубинцами, уже передающими технологии, например, Белоруссии, может снизить остроту проблемы.

При этом списание долга является лишь одним из инструментов продвижения Россией своих экономических интересов. Другое направление - "модификация" таможенной политики, с применением к взаимной торговле правил, действующих в Таможенном союзе. С учётом того, что ранее о членстве в ТС задумался Вьетнам, можно констатировать, что Москва пытается, насколько это возможно, реанимировать СЭВ.

Однако очевидно, что ключевым моментом так или иначе является военный. Отношения с США уже не оставляют иллюзий по поводу "перезагрузки". Москве требуется союзник в Западном полушарии и, при этом, стабильность венесуэльского режима всё же под вопросом. Возобновление традиционного блока с Кубой выглядит в этой ситуации неизбежным. РФ уже рассматривает возможности восстановления там пункта материально-технического обеспечения флота. Также решено подписать протокол об обмене информацией, конкретное содержание которого обойдено молчанием. Возможно, речь идёт о возобновлении радиоэлектронной разведки с территории Кубы. Далее, именно остров может стать надёжной точкой опоры для защиты многомиллиардных инвестиций российского бизнеса в Венесуэле.

Иными словами, перспективы сотрудничества с Кубой достаточно серьёзны для того, чтобы пожертвовать безнадежными долгами. 


Комментариев нет:

Отправить комментарий