Вольфганг Мюнхау, Forexpf.ru
Кипр - идеальный пример страны, которая борется с коллективным внешним давлением.
В течение последних восьми месяцев, до того как возникла ситуация с Кипром, люди регулярно напоминали мне о прогнозе, который я сделал в конце ноября 2011 года, часто сопровождая свои слова самодовольной ухмылкой. Я заявил о том, что у лидеров Еврозоны осталось 10 дней, чтобы спасти евро. В 2006 году я сделал похожий, хотя и менее драматичный, прогноз, когда написал о том, что администрация Романо Проди - последняя возможность для Италии занять жизнеспособную позицию в Еврозоне. Администрация Проди ничего не сделала. В 2011 году 10 дней прошли в бездействии. Сейчас 2013 год: евро никуда не делся, Италия остается частью Еврозоны, а я по-прежнему делаю прогнозы. Несмотря на неудачи, сегодня я пойду ва-банк. Еврозона, которая объединяет такие разные страны как Германия и Кипр - нежизнеспособна, даже если ЕС и Кипру удастся достичь компромисса в последнюю минуту. Действующий банковский союз, который включает в себя контроль, резолюцию и страхование депозитов, был бы минимальным достаточным условием для того, чтобы противоречивая монетарная система работала несмотря ни на что. Он, без сомнения, решил бы проблемы кипрских банков. Но у Еврозоны нет такого банковского союза. Не будет его и через пять лет. Германия открыто выступает против на том основании, что подобный союз слишком дорого обойдется немецким налогоплательщикам. Как ни парадоксально, Кипр также против, поскольку банковский союз уничтожил бы деловую модель страны как экстерриториального центра для иностранных депозитов. Какой бы банковский союз не сформировался в конечном итоге, в долгосрочной перспективе он не принесет пользы в борьбе с этим кризисом.
Кипрский парламент поступил правильно, отвергнув это безумное соглашение. Но затем правительство Кипра совершила одну за другой - три грубых ошибки. Первой стало решение президента Никоса Анастасиадиса обратиться за помощью к России. Вместо того чтобы работать с Еврозоной, он сработал против нее. Немцы, в частности, восприняли это действие как открытую агрессию. Кроме того, Россия отвергла предложение. Второй было решение не поддерживать связь с европейскими Минфинами и Европейской рабочей группой на протяжении трех критических дней на прошлой неделе. Третьей стало предложение, озвученное правительством Кипра в четверг, создать суверенный стабилизационный фонд, обеспеченный средствами пенсионного фонда и других государственных активов. В пятницу Ангела Меркель весьма своевременно от него отказалась. Произошедшее на Кипре на прошлой неделе, не является истинной причиной проблемы, но наглядно демонстрирует то, как Еврозона умеет действовать сообща. Последнее обострение пришло с опасным соглашением вовлечь в процесс оказания экстренной финансовой помощи застрахованных вкладчиков. Официальные лица Еврозоны настолько же хорошо разбираются в законах, насколько они безграмотны в экономическом отношении. Их гениальная идея заключалась не в реструктуризации застрахованных депозитов до 100 000 евро, а в обложении их налогом. Они не поняли, что если заберут назад обещание, связанное со страхованием депозитов, они подведут себя под дефолт и под угрозу массового изъятия капиталов.
То, что случилось на прошлой неделе - яркий пример того, как европейские политические лидеры, проявив максимум непрофессионализма, погнались за узконациональными интересами и не смогли защитить общее благо. Я хочу подчеркнуть, что наибольший риск - не масштабная катастрофа. Конечно, она может случиться. Но я полагаю, что повторяемые политические ошибки Еврозоны в итоге могут сформировать единую огромную угрозу. Их влияние ощущается не сразу, но оно нарастает. Наиболее разрушительной из них была политика асимметричного регулирования с помощью жестких мер. Обвал банков Кипра случился, поскольку до этого рухнула Греция и греческие банки, а также из-за того, что Еврозона вовлекла в эту историю частный сектор. В Италии также, именно жесткие меры превратили рецессию в депрессию. Это, в свою очередь, на прошлых выборах превратило движение против евро и принципов господствующего класса в крупную единую политическую партию в итальянском парламенте. И существует высокая вероятность того, что ее лидер, Беппе Грилло, сможет получить абсолютное большинство голосов, если в этом году в Италии состоятся еще одни выборы. Если бы жесткие меры на юге, по крайней мере, компенсировались фискальным ростом на севере, то общее фискальное состояние Еврозоны с макроэкономической точки зрения было бы нейтральным. Но север также присоединился к жестким мерам, поэтому Еврозона получила первоначальный фискальный профицит в условиях рецессии. В подобных условиях экономическая корректировка не возможна. А без нее побороть кризис не удастся.
Какое-то время я считал, что Германия, Финляндия и Нидерланды не могут состоять в монетарном союзе с Кипром, Грецией и Португалией. Либо обе стороны согласятся на более симметричные, политические и экономические корректировки, либо эксперимент нужно прекратить. Прогноз, который я сделал в ноябре 2011 года, и который я повторяю сегодня, состоит в том, что, вероятно, однажды монетарному союзу придет конец, но до этого дня может быть еще далеко. Я не исключаю той возможности, что разные правительства поступят правильно, однако три года антикризисного управления говорят об обратном. При текущей политике им придется продолжать действовать против интересов людей. Не нужно быть евроскептиком, чтобы понять, что такой монетарный союз еще и глубоко аморален.
В течение последних восьми месяцев, до того как возникла ситуация с Кипром, люди регулярно напоминали мне о прогнозе, который я сделал в конце ноября 2011 года, часто сопровождая свои слова самодовольной ухмылкой. Я заявил о том, что у лидеров Еврозоны осталось 10 дней, чтобы спасти евро. В 2006 году я сделал похожий, хотя и менее драматичный, прогноз, когда написал о том, что администрация Романо Проди - последняя возможность для Италии занять жизнеспособную позицию в Еврозоне. Администрация Проди ничего не сделала. В 2011 году 10 дней прошли в бездействии. Сейчас 2013 год: евро никуда не делся, Италия остается частью Еврозоны, а я по-прежнему делаю прогнозы. Несмотря на неудачи, сегодня я пойду ва-банк. Еврозона, которая объединяет такие разные страны как Германия и Кипр - нежизнеспособна, даже если ЕС и Кипру удастся достичь компромисса в последнюю минуту. Действующий банковский союз, который включает в себя контроль, резолюцию и страхование депозитов, был бы минимальным достаточным условием для того, чтобы противоречивая монетарная система работала несмотря ни на что. Он, без сомнения, решил бы проблемы кипрских банков. Но у Еврозоны нет такого банковского союза. Не будет его и через пять лет. Германия открыто выступает против на том основании, что подобный союз слишком дорого обойдется немецким налогоплательщикам. Как ни парадоксально, Кипр также против, поскольку банковский союз уничтожил бы деловую модель страны как экстерриториального центра для иностранных депозитов. Какой бы банковский союз не сформировался в конечном итоге, в долгосрочной перспективе он не принесет пользы в борьбе с этим кризисом.
Кипрский парламент поступил правильно, отвергнув это безумное соглашение. Но затем правительство Кипра совершила одну за другой - три грубых ошибки. Первой стало решение президента Никоса Анастасиадиса обратиться за помощью к России. Вместо того чтобы работать с Еврозоной, он сработал против нее. Немцы, в частности, восприняли это действие как открытую агрессию. Кроме того, Россия отвергла предложение. Второй было решение не поддерживать связь с европейскими Минфинами и Европейской рабочей группой на протяжении трех критических дней на прошлой неделе. Третьей стало предложение, озвученное правительством Кипра в четверг, создать суверенный стабилизационный фонд, обеспеченный средствами пенсионного фонда и других государственных активов. В пятницу Ангела Меркель весьма своевременно от него отказалась. Произошедшее на Кипре на прошлой неделе, не является истинной причиной проблемы, но наглядно демонстрирует то, как Еврозона умеет действовать сообща. Последнее обострение пришло с опасным соглашением вовлечь в процесс оказания экстренной финансовой помощи застрахованных вкладчиков. Официальные лица Еврозоны настолько же хорошо разбираются в законах, насколько они безграмотны в экономическом отношении. Их гениальная идея заключалась не в реструктуризации застрахованных депозитов до 100 000 евро, а в обложении их налогом. Они не поняли, что если заберут назад обещание, связанное со страхованием депозитов, они подведут себя под дефолт и под угрозу массового изъятия капиталов.
То, что случилось на прошлой неделе - яркий пример того, как европейские политические лидеры, проявив максимум непрофессионализма, погнались за узконациональными интересами и не смогли защитить общее благо. Я хочу подчеркнуть, что наибольший риск - не масштабная катастрофа. Конечно, она может случиться. Но я полагаю, что повторяемые политические ошибки Еврозоны в итоге могут сформировать единую огромную угрозу. Их влияние ощущается не сразу, но оно нарастает. Наиболее разрушительной из них была политика асимметричного регулирования с помощью жестких мер. Обвал банков Кипра случился, поскольку до этого рухнула Греция и греческие банки, а также из-за того, что Еврозона вовлекла в эту историю частный сектор. В Италии также, именно жесткие меры превратили рецессию в депрессию. Это, в свою очередь, на прошлых выборах превратило движение против евро и принципов господствующего класса в крупную единую политическую партию в итальянском парламенте. И существует высокая вероятность того, что ее лидер, Беппе Грилло, сможет получить абсолютное большинство голосов, если в этом году в Италии состоятся еще одни выборы. Если бы жесткие меры на юге, по крайней мере, компенсировались фискальным ростом на севере, то общее фискальное состояние Еврозоны с макроэкономической точки зрения было бы нейтральным. Но север также присоединился к жестким мерам, поэтому Еврозона получила первоначальный фискальный профицит в условиях рецессии. В подобных условиях экономическая корректировка не возможна. А без нее побороть кризис не удастся.
Какое-то время я считал, что Германия, Финляндия и Нидерланды не могут состоять в монетарном союзе с Кипром, Грецией и Португалией. Либо обе стороны согласятся на более симметричные, политические и экономические корректировки, либо эксперимент нужно прекратить. Прогноз, который я сделал в ноябре 2011 года, и который я повторяю сегодня, состоит в том, что, вероятно, однажды монетарному союзу придет конец, но до этого дня может быть еще далеко. Я не исключаю той возможности, что разные правительства поступят правильно, однако три года антикризисного управления говорят об обратном. При текущей политике им придется продолжать действовать против интересов людей. Не нужно быть евроскептиком, чтобы понять, что такой монетарный союз еще и глубоко аморален.
Комментариев нет:
Отправить комментарий