Денис Селивёрстов
С большим интересом эксперты анализируют то, как на протяжении исторического процесса менялись идеология и политический курс отдельных стран, подчёркивая сильные и слабые стороны направления политического мышления. Но не менее интересным представляется восприятие государств самих себя в мировой политике в историческом разрезе. Насколько сильно изменилось подобное восприятие! В эпоху древнейших времён страны воспринимали себя как «одиночек», стараясь увеличить свою мощь и захватить более слабые государства. В отличие от современного периода, союзы, альянсы, блоки были чужды той эпохи, да и сами международные отношения представляли лишь рудиментарную основу по сравнению с нынешним временем.
Действительно, сегодня сложно себе представить мировую политику без объединений и союзов, когда одни государства дружат против других, вторые интегрируются на основе общих интересов, а третьи стараются зацепиться хоть за кого-либо, чтобы не остаться на обочине и совсем затеряться в паутине глобализирующегося мира.
Довольно точно с теоретической точки зрения описал современные процессы один из видных политических философов Карл Шмитт в своей работе «Понятие политического» (1927г.), в которой он ввёл различие между «другом» и «врагом». Основной посыл состоит в том, что все политические действия сводятся к некоторому противопоставлению «своих» и «чужих». Конечно, данные понятия имеют слишком сильную эмоциональную окраску, но они довольно точно отражают процессы взаимного восприятия государств на международной арене. Причём зачастую государства становятся «друзьями» в результате наличия общих «врагов», которые не всегда являются врагами в нашем общем представлении, а могут представлять конкурентов, соперников, либо лагерь оппонентов.
Китай и Россия: лагерь «друзей» или «врагов»?
На современном этапе, когда одним из драйверов роста мировой экономики стал Китай и глобальная повестка дня не может формироваться без учёта мнения Поднебесной, для России особенно актуальным является обращение своего взора в сторону Азиатско-Тихоокеанского региона. Но и это даже не самое главное. С наиболее сильным игроком Азиатско-Тихоокеанского региона - Китаем, у России исторически сложились отношения партнёрства и дружбы. Как ни удивительно, но государства никогда не вступали в полномасштабную войну друг против друга. Конечно, были определённые вооружённые столкновения (в частности, в 1969 году возле острова Даманский), но стороны никогда не позволяли себе переходить грань, за которой следует объявление войны.
XX век, с точки зрения сотрудничества и соперничества, представлял из себя волновую динамику: государства прошли путь от практически полного копирования Китаем советской экономической и политической модели, и, как следствие, абсолютного сближения, до похолодания отношений и, в конце концов, вышли на новую фазу сотрудничества, начиная создавать крепкую институциональную базу двусторонних взаимоотношений.
Однако XXI век стал наивысшей точкой сотрудничества двух государств, о чём и пойдёт речь ниже.
В 2001 году президент РФ Владимир Путин и председатель КНР Цзян Цзэминь подписали «Договор о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве», который вывел стратегические отношения на новый уровень, а сам он был назван «программным документом, определяющим развитие российско-китайских отношений в новом веке»[1].
Правда, одно из наиболее важных событий в истории отношений двух государств произошло три года спустя. В 2004 году страны окончательно урегулировали пограничные спорные вопросы и, тем самым, ликвидировали возникновение потенциальных конфликтов в будущем.
Почему же стоит придать особую важность данному событию? У Поднебесной очень ярко выражена историческая память, и многолетние периоды порабощения, когда иностранные государства вторгались, разделяли и властвовали, проливая кровь и принижая китайцев до уровня рабов, не остались без следа. Поднебесная стала очень жёстко реагировать на любые притязания на её территорию. Более того, пограничные конфликты, а особенно обострения конфликтов, стали лакмусовой бумажкой, по которой Китай зачастую определяет «друга» и «врага». Совсем недавние события как раз подтверждают данный тезис. Недавний инцидент с островами Дяоюйдао (Сенкаку, как называют их японцы) вызвал очень негативную реакцию Поднебесной. Напомним, что после того как 5 сентября правительство Японии смогло договориться с частным владельцем о покупке трёх из пяти островов Дяоюйдао, в Китае начались массовые демонстрации, сопровождающиеся погромами японских магазинов, предприятий и автомобилей японского производства[2]. Более того, инцидент перешёл в более острую фазу после того, как Китай активизировал военно-морские силы. Как оказалось, посягательство на суверенитет стало болевой точкой не только для власть предержащих, но и для простого народа, который начал требовать от официальных лиц более решительных действий. Более того, политическая составляющая конфликта постепенно охватила и остальные сферы жизни общества. В частности, последние данные по торговле показывают снижение экспорта Японии в Китай на 20%[3], что является откатом назад в торговых отношениях сторон. Не менее радужная ситуация и в отношениях с Филиппинами (спор идёт за архипелаг Пенатаг). За последний год снижение экспорта в Китай составил 16%.
Итак, отсутствие пограничных конфликтов с Россией минимизирует риски охлаждения отношений с Поднебесной. Но и особые преимущества получает Китай. Нельзя сказать, что геополитическая ситуация складывается в пользу Поднебесной, страна по периметру окружена государствами, с которыми у неё существуют пограничные конфликты, и иметь мощного северного соседа, за которого можно быть спокойным, только на руку КНР.
Кроме того, Китай для нас является не только «островком стабильности», но и союзником и единомышленником по вопросам глобальной политики. Являясь одними из 5 постоянных членов Совета Безопасности ООН, государства имеют право вето, что является мощным рычагом регулирования глобальной безопасности. Анализируя динамику голосов в СБ ООН, можно заключить то, что страны имеют схожие позиции по огромному количеству вопросов, а несогласие с отдельными пунктами повестки дня приводит к совместному наложению вето.
Помимо этого, между странами налажены тесные контакты на высшем уровне, количество диалоговых форматов, в рамках которых страны взаимодействуют, постоянно расширяются: это и G20, АТЭС, АСЕМ, ВАС, БРИКС. Помимо этого, Китай и Россия являются активными участниками Шанхайской организации сотрудничества, в рамках которой проводятся совместные военные учения, налажена координация борьбы с терроризмом, экстремизмом и сепаратизмом, а также происходит активизация контактов в гуманитарной, научной, культурной и экономической областях.
Китай и Россия постепенно становятся «политическими друзьями», но политическая сфера всегда идёт наряду с экономической. И в этом отношении мы видим позитивную динамику. С 2000 по 2010 гг. объем российско-китайской торговли вырос более чем в 10 раз, а в 2011 г. по сравнению с 2000 г. – более чем в 15 раз (с 5,72 млрд.долл. до 79 млрд.долл.). Накопленных китайских инвестиций в России – со 100 млн.долл. в 2000 г. до 2,6 млрд.долл. в 2010 г., российских в КНР – с 220 млн.долл. до 1 млрд.долл[5]. Показатели, действительно, поражают.
Однако стоит признаться, что в российско-китайских торгово-экономических взаимоотношениях сохраняется несбалансированность. Во-первых, стоит отметить то, что около 80% российского экспорта в Китай составляют сырьевые товары, лес и продукция химической промышленности. Поднебесная же в основном экспортирует товары с высокой добавленной стоимостью. Во-вторых, имеет место большая зависимость от экономики Поднебесной. Китай – наш главный торговый партнер. Россия занимает 9-е место в списке десяти основных торговых партнеров КНР /в 2011 г. — 10 место/[6]. В-третьих, сохраняются высокие тарифные ограничения во взаимной торговле (дискриминационные меры в основном применяет Российская Федерация), хотя со вступлением России в ВТО есть все основания полагать, что данная проблема будет в скором времени решена.
Тем не менее, как мы видим, очень мощный политический каркас двусторонних отношений способен активизировать торгово-экономические отношения двух стран. Для решения вышеприведённых проблем России именно стоит уповать на политическую сферу, ставя её в основу дальнейшего расширения экономических отношений. Пока мы лишь только на старте данного процесса, но определённые результаты уже видны. Именно политические контакты на высшем уровне способствовали созданию совместных инвестиционных фондов, заслугой политических деятелей является и нынешняя договорённость о совместном строительстве широкофюзеляжного самолёта, который должен составить конкуренцию таким гигантам, как Boeing и Airbus., покупке Китаем истребителей нового поколения, а также совместном производстве тяжёлого транспортного вертолёта. Но этого мало. В настоящее время, когда кризис бурлит по обе стороны Атлантики, а инвесторы напуганы и стараются минимизировать риски, избегая вложений в страны с моноукладной экономикой, азиатский дракон всё ещё пылает огнём экономического роста. Россия же сейчас нуждается в инвестициях, и использование нынешних политических отношений с Китаем может подстегнуть рост внутри нашей страны.
Против кого дружим?
Государства сегодня не могут выживать в одиночку, и противопоставление «друг» - «враг» является актуальным лишь с точки зрения того, что государства тяготеют больше к тем странам, с кем у них меньше конфликтов и больше взаимных интересов, но точки притяжения могут возникать и как ответная мера.
Подобная ответная мера, результатом которой является сближение, актуальна для России и Китая. С одной стороны, наметилось похолодание отношений России и США после принятия «Акта Магнитского» и «Закона Димы Яковлева», дальнейшее обострение отношений с Японией вокруг Курильских островов, с другой стороны, мы видим такое же охлаждение отношений Японии и Китая из-за спорной территории, а также негативную реакцию Поднебесной на поддержку США позиции Японии в данном вопросе. Конечно, я не буду утверждать то, что подобное ухудшение отношений превращает страны во «врагов», результатом похолодания является лишь ещё большее потепление отношений России и Китая. И подобная переориентация подтверждается историческими фактами. Мы помним, как обострение отношений СССР с Китаем в годы холодной войны привели к сближению Поднебесной с США, а выход некоторых постсоветских государств из зоны влияния России в 90-е и 2000-е годы подтолкнуло их к попаданию в руки стран Североатлантического альянса.
Необходимо понимать то, что любой минус на одном направлении всегда компенсируется плюсом на другом направлении политических отношений. И именно этим политическим плюсом должна воспользоваться Россия для создания плацдарма экономического роста.
[1] МИД РФ. Московское совместное заявление глав государств России и Китая (16 июля 2001 года) http://www.mid.ru/bl-raz.nsf/7b27b40957ce8e5743256a2c00350999/c453bac790a11f2d43256c7d006c36d2?OpenDocument
[2] http://www.lenta.ru/news/2012/08/19/spor/
[3] Financial Times -Europe. January 29, 2013
[4] http://www.globalpolicy.org/images/pdfs/Changing_Patterns_in_the_Use_of_the_Veto_as_of_August_2012.pdf
[5] http://www.ifes-ras.ru/publications/online/589-63-goda-kitajskoj-narodnoj-respublike
[6] http://www.itar-tass.com/c49/587443.html
Действительно, сегодня сложно себе представить мировую политику без объединений и союзов, когда одни государства дружат против других, вторые интегрируются на основе общих интересов, а третьи стараются зацепиться хоть за кого-либо, чтобы не остаться на обочине и совсем затеряться в паутине глобализирующегося мира.
Довольно точно с теоретической точки зрения описал современные процессы один из видных политических философов Карл Шмитт в своей работе «Понятие политического» (1927г.), в которой он ввёл различие между «другом» и «врагом». Основной посыл состоит в том, что все политические действия сводятся к некоторому противопоставлению «своих» и «чужих». Конечно, данные понятия имеют слишком сильную эмоциональную окраску, но они довольно точно отражают процессы взаимного восприятия государств на международной арене. Причём зачастую государства становятся «друзьями» в результате наличия общих «врагов», которые не всегда являются врагами в нашем общем представлении, а могут представлять конкурентов, соперников, либо лагерь оппонентов.
Китай и Россия: лагерь «друзей» или «врагов»?
На современном этапе, когда одним из драйверов роста мировой экономики стал Китай и глобальная повестка дня не может формироваться без учёта мнения Поднебесной, для России особенно актуальным является обращение своего взора в сторону Азиатско-Тихоокеанского региона. Но и это даже не самое главное. С наиболее сильным игроком Азиатско-Тихоокеанского региона - Китаем, у России исторически сложились отношения партнёрства и дружбы. Как ни удивительно, но государства никогда не вступали в полномасштабную войну друг против друга. Конечно, были определённые вооружённые столкновения (в частности, в 1969 году возле острова Даманский), но стороны никогда не позволяли себе переходить грань, за которой следует объявление войны.
XX век, с точки зрения сотрудничества и соперничества, представлял из себя волновую динамику: государства прошли путь от практически полного копирования Китаем советской экономической и политической модели, и, как следствие, абсолютного сближения, до похолодания отношений и, в конце концов, вышли на новую фазу сотрудничества, начиная создавать крепкую институциональную базу двусторонних взаимоотношений.
Однако XXI век стал наивысшей точкой сотрудничества двух государств, о чём и пойдёт речь ниже.
В 2001 году президент РФ Владимир Путин и председатель КНР Цзян Цзэминь подписали «Договор о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве», который вывел стратегические отношения на новый уровень, а сам он был назван «программным документом, определяющим развитие российско-китайских отношений в новом веке»[1].
Правда, одно из наиболее важных событий в истории отношений двух государств произошло три года спустя. В 2004 году страны окончательно урегулировали пограничные спорные вопросы и, тем самым, ликвидировали возникновение потенциальных конфликтов в будущем.
Почему же стоит придать особую важность данному событию? У Поднебесной очень ярко выражена историческая память, и многолетние периоды порабощения, когда иностранные государства вторгались, разделяли и властвовали, проливая кровь и принижая китайцев до уровня рабов, не остались без следа. Поднебесная стала очень жёстко реагировать на любые притязания на её территорию. Более того, пограничные конфликты, а особенно обострения конфликтов, стали лакмусовой бумажкой, по которой Китай зачастую определяет «друга» и «врага». Совсем недавние события как раз подтверждают данный тезис. Недавний инцидент с островами Дяоюйдао (Сенкаку, как называют их японцы) вызвал очень негативную реакцию Поднебесной. Напомним, что после того как 5 сентября правительство Японии смогло договориться с частным владельцем о покупке трёх из пяти островов Дяоюйдао, в Китае начались массовые демонстрации, сопровождающиеся погромами японских магазинов, предприятий и автомобилей японского производства[2]. Более того, инцидент перешёл в более острую фазу после того, как Китай активизировал военно-морские силы. Как оказалось, посягательство на суверенитет стало болевой точкой не только для власть предержащих, но и для простого народа, который начал требовать от официальных лиц более решительных действий. Более того, политическая составляющая конфликта постепенно охватила и остальные сферы жизни общества. В частности, последние данные по торговле показывают снижение экспорта Японии в Китай на 20%[3], что является откатом назад в торговых отношениях сторон. Не менее радужная ситуация и в отношениях с Филиппинами (спор идёт за архипелаг Пенатаг). За последний год снижение экспорта в Китай составил 16%.
Итак, отсутствие пограничных конфликтов с Россией минимизирует риски охлаждения отношений с Поднебесной. Но и особые преимущества получает Китай. Нельзя сказать, что геополитическая ситуация складывается в пользу Поднебесной, страна по периметру окружена государствами, с которыми у неё существуют пограничные конфликты, и иметь мощного северного соседа, за которого можно быть спокойным, только на руку КНР.
Кроме того, Китай для нас является не только «островком стабильности», но и союзником и единомышленником по вопросам глобальной политики. Являясь одними из 5 постоянных членов Совета Безопасности ООН, государства имеют право вето, что является мощным рычагом регулирования глобальной безопасности. Анализируя динамику голосов в СБ ООН, можно заключить то, что страны имеют схожие позиции по огромному количеству вопросов, а несогласие с отдельными пунктами повестки дня приводит к совместному наложению вето.
Помимо этого, между странами налажены тесные контакты на высшем уровне, количество диалоговых форматов, в рамках которых страны взаимодействуют, постоянно расширяются: это и G20, АТЭС, АСЕМ, ВАС, БРИКС. Помимо этого, Китай и Россия являются активными участниками Шанхайской организации сотрудничества, в рамках которой проводятся совместные военные учения, налажена координация борьбы с терроризмом, экстремизмом и сепаратизмом, а также происходит активизация контактов в гуманитарной, научной, культурной и экономической областях.
Китай и Россия постепенно становятся «политическими друзьями», но политическая сфера всегда идёт наряду с экономической. И в этом отношении мы видим позитивную динамику. С 2000 по 2010 гг. объем российско-китайской торговли вырос более чем в 10 раз, а в 2011 г. по сравнению с 2000 г. – более чем в 15 раз (с 5,72 млрд.долл. до 79 млрд.долл.). Накопленных китайских инвестиций в России – со 100 млн.долл. в 2000 г. до 2,6 млрд.долл. в 2010 г., российских в КНР – с 220 млн.долл. до 1 млрд.долл[5]. Показатели, действительно, поражают.
Однако стоит признаться, что в российско-китайских торгово-экономических взаимоотношениях сохраняется несбалансированность. Во-первых, стоит отметить то, что около 80% российского экспорта в Китай составляют сырьевые товары, лес и продукция химической промышленности. Поднебесная же в основном экспортирует товары с высокой добавленной стоимостью. Во-вторых, имеет место большая зависимость от экономики Поднебесной. Китай – наш главный торговый партнер. Россия занимает 9-е место в списке десяти основных торговых партнеров КНР /в 2011 г. — 10 место/[6]. В-третьих, сохраняются высокие тарифные ограничения во взаимной торговле (дискриминационные меры в основном применяет Российская Федерация), хотя со вступлением России в ВТО есть все основания полагать, что данная проблема будет в скором времени решена.
Тем не менее, как мы видим, очень мощный политический каркас двусторонних отношений способен активизировать торгово-экономические отношения двух стран. Для решения вышеприведённых проблем России именно стоит уповать на политическую сферу, ставя её в основу дальнейшего расширения экономических отношений. Пока мы лишь только на старте данного процесса, но определённые результаты уже видны. Именно политические контакты на высшем уровне способствовали созданию совместных инвестиционных фондов, заслугой политических деятелей является и нынешняя договорённость о совместном строительстве широкофюзеляжного самолёта, который должен составить конкуренцию таким гигантам, как Boeing и Airbus., покупке Китаем истребителей нового поколения, а также совместном производстве тяжёлого транспортного вертолёта. Но этого мало. В настоящее время, когда кризис бурлит по обе стороны Атлантики, а инвесторы напуганы и стараются минимизировать риски, избегая вложений в страны с моноукладной экономикой, азиатский дракон всё ещё пылает огнём экономического роста. Россия же сейчас нуждается в инвестициях, и использование нынешних политических отношений с Китаем может подстегнуть рост внутри нашей страны.
Против кого дружим?
Государства сегодня не могут выживать в одиночку, и противопоставление «друг» - «враг» является актуальным лишь с точки зрения того, что государства тяготеют больше к тем странам, с кем у них меньше конфликтов и больше взаимных интересов, но точки притяжения могут возникать и как ответная мера.
Подобная ответная мера, результатом которой является сближение, актуальна для России и Китая. С одной стороны, наметилось похолодание отношений России и США после принятия «Акта Магнитского» и «Закона Димы Яковлева», дальнейшее обострение отношений с Японией вокруг Курильских островов, с другой стороны, мы видим такое же охлаждение отношений Японии и Китая из-за спорной территории, а также негативную реакцию Поднебесной на поддержку США позиции Японии в данном вопросе. Конечно, я не буду утверждать то, что подобное ухудшение отношений превращает страны во «врагов», результатом похолодания является лишь ещё большее потепление отношений России и Китая. И подобная переориентация подтверждается историческими фактами. Мы помним, как обострение отношений СССР с Китаем в годы холодной войны привели к сближению Поднебесной с США, а выход некоторых постсоветских государств из зоны влияния России в 90-е и 2000-е годы подтолкнуло их к попаданию в руки стран Североатлантического альянса.
Необходимо понимать то, что любой минус на одном направлении всегда компенсируется плюсом на другом направлении политических отношений. И именно этим политическим плюсом должна воспользоваться Россия для создания плацдарма экономического роста.
[1] МИД РФ. Московское совместное заявление глав государств России и Китая (16 июля 2001 года) http://www.mid.ru/bl-raz.nsf/7b27b40957ce8e5743256a2c00350999/c453bac790a11f2d43256c7d006c36d2?OpenDocument
[2] http://www.lenta.ru/news/2012/08/19/spor/
[3] Financial Times -Europe. January 29, 2013
[4] http://www.globalpolicy.org/images/pdfs/Changing_Patterns_in_the_Use_of_the_Veto_as_of_August_2012.pdf
[5] http://www.ifes-ras.ru/publications/online/589-63-goda-kitajskoj-narodnoj-respublike
[6] http://www.itar-tass.com/c49/587443.html
Комментариев нет:
Отправить комментарий