Тайным вдохновителем программы корпоративной глобализации, которая привела к созданию Всемирного банка и МВФ и которая доминирует политику свободной торговли уже в течение пятидесяти лет, был Гарри Декстер Уайт (Harry Dexter White). В отличие от демократической структуры ООН, где каждая страна имеет один равноправный голос, голоса в МВФ и Всемирном банке оцениваются в зависимости от размеров национальной экономики и финансового вклада страны в организацию.
Развивающиеся страны выдвигали идеи альтернатив Всемирному банку и МВФ, но вместо того, чтобы поддержать требование развивающихся стран об укреплении ООН, Соединенные Штаты предпочитают использовать Всемирный банк и МВФ для проведения политики доминирующего контроля, а взамен предлагают займы на "мягких" условиях – т.е. больше денег по лучшей процентной ставке.
В 1970-х организации Бреттон-Вудской конференции претерпели изменения. В 1971 президент Никсон принял решение об отмене свободной конвертируемости доллара в золото. Этим он устранил одну из главных функций МВФ (а именно, поддерживать систему фиксированных валютных куров, основанную на американском долларе и золотом стандарте).
Нефть стала оружием в войне, Поль Волфовиц (Paul Wolfowitz) оказал явное влияние на доктрину "Картера", т.е. стратегические интересы США в Персидском заливе. В 1977 г. Всемирный банк начал осуществление проектов по нефте- и газоразведке, и большинство ссуд Всемирный банк предоставил национализированным нефтяным компаниям, принуждая страны к изменения их законодательства, чтобы предоставить корпорациям США доступ к запасам нефти на их территории.
К 1980 г. МВФ и Всемирный банк перестали предоставлять финансирование с относительно небольшим количеством условий. У развивающихся стран были долги как перед зарубежными коммерческими банками, так и перед кредитными учреждениями. Банки требовали назад свои деньги, зарубежные компании стремились иметь доступ, и развивающиеся страны не были в состоянии сказать "нет".
Корпоративная глобализация эффективно ограничила возможности правительств и сообществ во всем мире по регулированию деятельности многонациональных корпораций. В результате экономическая власть в беспрецедентном масштабе перешла из рук наций в руки корпораций.
Международные корпорации
"Шеврон" (Chevron), "Халлибертон" (Halliburton), "Локхид Мартин" (Lockheed Martin) и "Бектал" (Bechtel) олицетворяют собой три основных столпа - нефть, военную промышленность и строительство, воплощающих инфраструктуру корпоративной глобализации.
Президент, вице-президент и министры обороны, энергетики, финансов и торговли в администрации Буша были бывшими главными исполнительными директорами. Государственный секретарь США, министры жилищного строительства и городского развития, труда и транспорта были бывшими членами правления или директорами.
Кондолиза Райс (Condoleezza Rice) в течение десяти лет была членом совета диерторов "Шеврона" (второй по величине нефтяной компании США после "ЭксонМобил" (Excon Mobil). Вице-призидент Ченей (Cheney) был главным исполнительным директором и президентом одной из крупнейшей в мире нефтяной компании "Халлибертон". В администрации Буша было 16 членов правления и директоров "Локхид Мартин".
В 1962 г. "Халлибертон" купила "Браун энд Рут" (Brown & Root), которая вляется автономным строительным предприятием, ставшим одной из самых крупных строительных компаний США благодаря тесному сотрудничеству с Линдоном Джонсоном (Lyndon Johnson). Дик Ченей в 1995-2000 гг. был главным исполнительным директором "Халлибертон". В 1998 г. "Халлибертон" купил "Дрессер Индастрис" (Dresser Industries) и приобрел связи с семьей Буша. Прескотт Буш руководил "У.А. Харриман компани" (W. A. Harriman Company), которая финансировала реорганизацию "Дрессер Индастрис" в 1920 г.
"Бектал" - Рилей Бектал . Сегодня "Бектал" является самым большим в мире поставщиком ядерной энергии. "Бектал" поддержала предвыборную кампанию Дуайта Эйзенхауэра (Dwight Eisenhower) в 1953 г., и была вознаграждена за это, когда в 1954 г. он принял Закон об использовании атомной энергии . В 1957 г. Эйзенхауэр назначил Джона Маккоуна (John McCone) главой Комиссии по атомной энергии. Двадцать лет спустя Бектал и Маккоун основали "Бектал-Маккоун Корпорейшн". Когда в 1981 г. к власти пришел президент Рейган, он назначил госсекретарем президента "Бектал"Джорджа Шульца (George Schultz) .
ИРАК
Корпорации США стремились к иракской нефти еще до того, как Ирак стал государством. Однако до 1912 г. существовали препятствия, которые нужно было преодолеть. После первой мировой войны Оттоманская империя была вытеснена "британцами" (важно понимать, что Великобритания – это всего лишь, как и Америка, название для прикрытия закулисных сил). Во вновь созданной Иракской нефтяной компании американским нефтяным компаниям была выделена лишь небольшая доля, а "британцы" владели 50%. В 1932 г. британцы предоставили Ираку независимость, но британское правительство продолжало контролировать ключевые секторы иракской экономики.
Первой америкнской компанием, нарушившей британскую монополию, была "Стэндард Ойл" из Калифорнии ("Шеврон"), которая в 1932 г. открыла нефть в Бахрейне, а год спустя удостоилась эксклюзивного концессионного договора с Саудовской Аравией.
"Браун енд Рут" и "Локхид" начали деятельность на Ближнем Востоке в 1950-х годах.
14 июля 1958. Независимость Ирака - генерал Абдул Карим Касем (Abdul Karim Qasim) нарушил планы Запад, захватив контроль над нефтяным сектором Ирака. В качестве противовеса гегемонии семи самых крупных мировых нефтяных компаний (к 2001 г. вместо семи стало четыре - "ЭксонМобил", "Шеврон", "Шелл" и "Би Пи") был создан ОПЕК. Касем создал новую Иракскую национальную нефтяную компанию, принадлежащую государству.
В 1963 г. ЦРУ вместе с иракской партией БААС организовало военный переворот и свергло Касема. По словам Роджера Морриса (Roger Morris), члена Совета национальной безопасности Белого домa, "преимущественно американские деньги и даже непосредственное участие подготовили переворот".
В 1973 г. правительство США оказало поддержку Израилю в арабо-израильском конфликте, и под руководством Ирака было успешно введено полное нефтяное эмбарго Соединенных Штатов со стороны стран ОПЕК, за которым последовал второй нефтяной кризис, когда народная революция в Иране прогнала поддерживаемое США правительство шаха Мохаммеда Резы Пахлави (Mohammad Reza Shah Pahlavi) и заменила его аятоллой Хомейни (Ayatollah Ruhullah Khomeini). В 1979 г. Иран разорвал все договоры с нефтяными компаниями США.
Революция 1979 г. в Иране означала потерю важного союзника на Ближнем Востоке, однако администрации Рейгана и Буша искали возможности расширения торговли с Ираком, который был одной из самых богатых стран на Ближнем Востоке. 11 сентября 1980 г. Садам Хусейн (Saddam Hussein) вторгся в Иран. Официально США оставались нейтральными в течение восьми лет войны, но деловые круги США играли ключевую роль в завязывании экономических отношений с Ираком. Самыми влиятельными были две группы: Американо-иракский бизнес форум (US Iraq Business Forum) иСотрудники Киссинджера (Kissinger Associates) . В ноябре 1989 г., вслед за окончанием в 1988 г. ирано-иракской войны Американо-иракский бизнес форум, основанный Маршаллом Уилей (Marshall Wiley) , чьим близким другом был др. Генри Киссинджер из Сотрудников Киссинджера, организовал симпозиум.
Бывшим исполнительным директором Сотрудников Киссинджера был Поль Бремер. (Paul Bremer), который стал главой временной администрации Ирака.
Администрация Рейгана и Буша почти декаду тайно вооружала Ирак, и торговцы оружием США, также как и другие американские многонациональные корпорации, включая "Бектал", "ЭйТи энд Ти" (AT&T), "Хьюлетт Паккард" (Hewlett Packard), "Дженерал Моторс" (General Motors) и "Филипп Моррис" (Philip Morris) получили немалые прибыли.
В октябре 1989 г. президент Буш подписал Директиву о национальной безопасности, в которой была явно выражена поддержка Ирака, и начались дискуссии о предоставлении гарантии по кредиту на 1 млрд. американских долларов. В начале 1990 г. Садам Хусейн начал усиливать антиамериканские и антиизраильские высказывания и действия. Но существовала проблема растущего иракского долга. Хусейн создал самые большие вооруженные силы в мире с финансовой помощью многих стран, включая Саудовскую Аравию. Хусейн считал, что деньги были даны на поддержку военных усилий, но Саудовская Аравия полагала иначе и в конце ирано-иракской войны потребовала возврат денег. В середине июля Хусейн начал концентрировать иракские войска на границе с Кувейтом и 1 августа пересек его границу. Одним из объяснений действий США является то, что Хусейну разрешили вторгнутся в Кувейт, чтобы иметь предлог для его отстранения от власти. Белый дом не хотел выполнять эту задачу и поручил ЦРУ разработку тайной операции по дестабилизации режима Хусейна, зажатия в тиски иракской экономики и удаления Хусейна.
Хусейну были нужны деньги, и он начал искать расположения нефтяных компаний. В период, начиная с первой половины 1997 г. до лета 2000 г., "Халлибертон" поставила товаров и оказала услуг режиму Хусейна более чем на 73 млн. американских долларов. В январе 1998 г. организация PNAC (Проект нового американского столетия) в своем письме призывала президента Клинтона использовать военную силу для свержения режима Садама Хусейна. Однако более десяти лет, Шульц (Shultz), первый Буш, Рейган, Бейкер, Ченей, Вольфовиц, Расмфельд (Rumsfeld), Киссинджер, Иглбургер (Eagleburger) и другие корпоративные и правительственные главные исполнительные директора США снабжали Хусейна оружием, деньгами, товарами и услугами.
Военное вторжение в Ирак, начавшееся 17 марта 2003 г., было завершено за шесть недель. Пять дней спустя президент буш назначил Поля Бремера III I. представителем президента в Ираке.
Бремер работал непосредственно с Генри Киссинджером and Джорджем Шульцем.
Трехгодичный контракт между администрацией Буша и "Биринг Пойнт Инкорпорейтид" (Bearing Poiint, Inc.) определил экономическую программу Ирака. Компания наметила перемены во всех секторах экономики Ирака. Конституционная форма правления существовала в Ираке уже в 1922 г., а к 1990 г. в Ираке был самый высокий на Ближнем Востоке процент жителей с высшим образованием.
Распоряжения Бремена предусматривали:
№ 1: нейтрализация влияния партии БААС на и иракское общество;
№ 2: роспуск иракской армии и разведки;
№.12: излагал "Политику либерализации торговли", отменяя все защитные барьеры на пути иностранной конкуренции:
№ 14: определял "запрещенную деятельность СМИ":
№ 17: гарантировал полную неприкосновенность коалиционным военным силам и всем иностранным контрактам:
№ 37: заменил иракский прогрессивный налог на единый налог:
№ 39: включал приватизацию иракских государственных предприятий, 100% иностранную собственность в иракском бизнес-секторе.
№ 40: открыл иракский банковский сектор для иностранного владения:
Все вместе они делали возможным корпоративное вторжение в Ирак.
Экономическая политика, осуществляемая в Ираке, является той политикой, которую корпорации США хотели бы проводить на всем Ближнем Востоке и в мире.
Зона свободной торговли США с Ближним Востоком.
Национальный совет внешней торговли (NFTC), основанный в 1914 г., является в США самой влиятельной лоббирующей ассоциацией международной торговли и объединяет четыреста компаний-членов, включая "Бектал", "Шеврон", "Халлибертон" и "Вол-Март" (Wal-Mart). Он объединил свои усилия с Бизнес-советом по международному взаимопониманию (BCIU), который включает "Шеврон", "Халлибертон", "Бектал" и "Локхид Мартин", а также главные нефтяные компании США, "Ситигруп" и "Джей Пи Морган Чейз", "Кока Кола", "Форд" и "Эсти Лаудер" и Сотрудники Киссинджера, образуя коалицию MEFTA. Ее главным стратегом был Роберт Зоэллик (Robert Zoellick) .
Когда в мае 2003 г. началсь разработка инициативы MEFTA, Саудовская Аравия не была членом ВТО. Она не согласилась отказаться от контроля над своими законами, особенно касающимися деятельности зарубежных корпораций и инвесторов. Членство в ВТО также означало открытие торговли с Израилем. Однако в сентябре 2005 г. Саудовская Аравия изменила все свои законы в соответствии с распоряжениями Бремера, а два месяца спустя стала членом ВТО.
Подъем наемных армий:
Все возрастающее использование частных армий не только делает население стран, на которые направлен удар, основной жертвой жестокой войны, но и упрощает для Белого дома задачу отвлечения общественного мнения и ведения войны. Американцы менее склонны выступать против войны, проводимой силами нанятых зарубежных наемников, даже если на финансирование этих войн проматываются их налоги.
"Возрастающее использование контрактников, частных вооруженных сил или "наемников" облегчает развязывание и ведение войны – это лишь вопрос денег, а не гражданства" – говорит Майкл Ратнер (Michael Ratner) из Нью-Йоркского центра конституционных прав (New York's Center for Constitutional Rights).
27 июня 2004, за день до своего отъезда из Багдада. Поль Бремер III, глава Временного коалиционного правительства, издал Приказ 17, который запретил иракскому правительству преследование подрядчиков в местных судах. Поэтому хладнокровное убийство наемниками "Блэквотер" граждан в районе Нисур рассматривается в качестве террористической акцией против гражданского населения, как и любая другая террористическая операция. Компании не будут предъявлены никакие обвинения.
Стиглиц (Stiglitz) отметил, что в 2007 г. частные телохранители, работающие на такие фирмы как "Блэквотер" и "Динкорп" (Dyncorp) зарабатывали в день 1222 американских доллара, что составляло в год 445 тыс. долларов. Для сравнения, сержант в армии зарабатывает от 140 до 190 долларов день, включая зарплату и награждения, а всего в год от 51100 to 69350 долларов.
В своем бестселлере "Блэквотер" Джереми Скахилл (Jeremy Scahill) пишет:
"Ее центр подготовки в Мойок, Северная Каролина, площадью семь тысяч акров, стал сейчас самым хорошо оснащенным военным центром на планете, и так как наемники могут выполнять работу в штатском, они очень полезны для Пентагона, когда он стремится к военному присутствию в стране, не привлекая ненужного внимания."
Внутренняя оппозиция агрессивным войнам привела к тому, что все меньше людей вызываются идти служить в вооруженным силы. А наличие частных компаний, готовящих наемников, ограничивает количество потенциальных солдат только числом людей на земном шаре, готовых убивать за деньги. Частные компании по обучению наемников, такие как "Xe" (бывшая "Блэквотер") и "Динкорп" загребают прибыли, руководя частными армиями для США. Они являются основными спонсорами крайне правого крыла Республиканской партии.
ЦРУ поддерживают свои полувоенные формирования и организуют покушения, 90 процентов жертв которых становятся гражданские лица, что вызывает недовольство Пентагона. Сколько еще служб из 15 разведывательный органов США и НАТО поддерживают свои собственные нелегальные частные армии? Наемники США несут ответственность за растущее число жертв среди гражданского населения. Это только вопрос времени, до того момента, когда эти ковбои начнут стрелять друг в друга. По заявлениям компетентных источников в Пакистане, наемники, оплачиваемые США, инсценируют в этой стране и в Афганистане взрывы, стремясь вызвать у населения гнев против исламских и родовых активистов, и вовлечь Пакистан в серьезный конфликт.
В январе 2008 г. рабочая группа ООН по вопросу наемников указала в Латинской Америке на тенденцию, когда частные охранные компании защищают транснациональные корпорации, и их служащие этих компаний оказываются вовлечены в подавление законных социальных протестов общественности против нарушений прав человека и организаций по защите окружающей среды в тех регионах, где эти корпорации осуществляют свою деятельность. Министр обороны Южной Африки Мосиуоа Лекота (Mosiuoa Lekota) назвал наемников бичом бедных регионов мира, особенно Африки. Они - наемные убийцы. Они предоставляют свои умения в распоряжении тому участнику торгов, который предлагает самую высокую цену. Каждый, у кого есть деньги, может нанять этих людей и превратить их в машины для убийств или пушечное мясо".
Комментариев нет:
Отправить комментарий