понедельник, 25 февраля 2013 г.

Позволят ли «Аэрофлоту» добить российский авиапром?


 Коммерсант

Виталий Савельев пролоббировал канадского производителя

«Генеральный директор Аэрофлота В. Савельев по итогам июня вошел в список самых эффективных лоббистов России» - гордо, словно какое-то достижение, сообщает сайт авиакомпании. Правда, при этом никто не задается вопросом, всегда ли лоббизм этого человека идет на пользу России? Последний пример, когда действия Аэрофлота нанесли прямой ущерб отечественной авиастроительной отрасли — это продавленное Савельевым решение о закупке лизинговой компанией «Ильюшин финанс ко» самолетов компании Bombardier. О том, что сделка совершена в интересах исключительно Аэрофлота свидетельствует и то, что до этого времени ни одна другая компания не заинтересовалась приобретаемыми самолетами Cseries-300.

 Скандальности ситуации придает тот факт, что «Ильюшин финанс ко», как сообщают «Ведомости», изначально обязана была торговать должна была торговать исключительно самолетами российского производства. Подписание же контракта о закупке 32 и опционе еще на 10 самолетов Cseries-300 лишает российский авиапром инвестиций в размере от $ 2,56 млрд до $ 3,42 млрд (если будет реализован опцион).

Эксплуатировать канадские самолеты якобы станут крупнейшие авиакомпании России и СНГ, а также Прибалтики, говорит сотрудник ИФК, но не сообщает их названий. Самолет, по его словам, на 65% (двигатель, оборудование, авионика, системы управления) идентичен МС-21, разработку которого ведет корпорация «Иркут», «дочка» ОАК. (Поставки МС-21 должны начаться в 2017-2018 гг.) Будет гораздо проще переучивать пилотов и техников на МС-21, считает он. В то же время, как сообщает «Ъ» никакие (кроме Аэрофлота) компании не проявляют интереса к покупке. В частности, в компании "Ютэйр" сообщили, что уже законтрактовали другие машины. В "Трансаэро" говорят, что для компании "данный тип воздушных судов не представляет интереса".

Узкофюзеляжный среднемагистральный CS-300 вместимостью 130-150 кресел — новейшая разработка Bombardier. Максимальная дальность — 5500 км, на него устанавливаются два двигателя Pratt & Whitney PW1500G — такие же будут и на МС-21 (наряду с пермскими ПД-14). По заверению канадского производителя, благодаря современным композитным материалам и технологиям новый самолет будет потреблять на 20% меньше топлива, а эксплуатационные расходы будут на 15% ниже, чем нынешние.

«Мы будем рассматривать любые выгодные предложения по новейшим самолетам», — обещает представитель авиакомпании. Но в «Аэрофлоте» заверяют, что при прочих равных приоритет будет отдаваться российским разработкам. Во что, впрочем не очень верится, так как CSeries-300 — конкурент SuperJet-NG (в разработку которого уже вложено 2,5 миллиарда рублей) и, пока вопрос о российской разработке был не решен, переговоры с канадцами затягивались, говорит человек, близкий к российской стороне переговоров. Кроме того, ИФК было необходимо внести изменения в устав — по старому компания могла закупать лишь отечественную технику. ОАК каждый раз переносила этот вопрос на следующий совет директоров. Нынешний документ, если сравнивать его с предварительным соглашением с Bombardier от 17 августа 2011 г., претерпел серьезные изменения: заказ вырос еще на 12 самолетов, но из него пропали CSeries-100 (вместимостью 100-130 кресел, как у базовой модели SSJ-100). Стоит напомнить, что и раньше возглавляемая Савельевым авиакомпания была замечена в недобросовестной конкуренции с вытеснением отечественных авиакомпаний с самых прибыльных рейсов, причем вся выручка шла на непрозрачные схемы по закупке иностранной авиатехники.

По условиям контракта с ИФК поставки CSeries начнутся в 2015 г., а их продажи будут осуществляться преимущественно на международном рынке, уверяет представитель ОАК: контракт не повлияет на стратегию ОАК по созданию линейки лайнеров вместимостью от 90 до 200 кресел, включающей самолет и промежуточной размерности между SSJ-100 и МС-21.

При этом стоит сказать, что на данный момент и между хозяевами «Иьюшин финанс» (которая на 48% принадлежит ОАК, а остальные акции разделены между Внешэкономбанком и структурами Александра Лебедева) нет никакого согласия. В частности, в прошлом году ИФК потребовала от авиакомпании Red Wings Александра Лебедева более 2 млрд руб. задолженности за лизинг самолетов. Сообщалось, что Александр Лебедев для погашения неподъемной задолженности авиакомпании бы готов продать принадлежащие ему акции ИФК. В 2010 году предприниматель предложил президенту Украины и позже российскому Внешэкономбанку (ВЭБ) купить блокирующий пакет (25,8%) акций в ИФК за 232,5 млн долл. Однако ВЭБ отклонил это предложение, от украинской стороны ответа не последовало.  

Комментариев нет:

Отправить комментарий