четверг, 28 февраля 2013 г.

Россия: основные риски и угрозы


 Владимир Комоедов

Страна после 2015 года может оказаться в центре ожесточенной схватки за природные богатства

14 февраля в Культурном центре Вооруженных Сил РФ состоялась научно-практическая конференция «Военная безопасность России: ХХI век». С докладом о положении нашей страны в мире и новых вызовах выступил председатель Комитета по обороне Государственной думы Российской Федерации Владимир Комоедов.

В конце ХХ века международные отношения вступили в переходный период от многополярности, когда равновесие в мире обеспечивалось идеологическим и военно-политическим противостоянием систем, к новому мироустройству, в основе которого – движение к глобализму и полицентризму.

Чем недовольна Америка

Глобальная ситуация характеризуется сейчас ростом нестабильности, становлением новых центров силы, ужесточением конкуренции между ними. События последних двух десятилетий указывают на то, что мир стоит на пороге радикальных перемен. Все это влечет за собой возрастающую нестабильность в различных регионах. Планета вступила в один из самых сложных и противоречивых периодов истории в условиях обострения сырьевых, экологических и демографических проблем.

Роль и место России в этом мире во многом определяются ее геополитическим положением. То есть экономическим и военным потенциалом, размещением и соотношением сил в мировой системе государств. Как отметил Верховный главнокомандующий Владимир Путин, Россию воспринимают с уважением, считаются с ней лишь тогда, когда она сильна, твердо стоит на ногах. Безопасность в мире можно обеспечить только вместе с Россией, а не пытаясь отодвинуть ее, ослабить географические и геополитические позиции.

В первой половине ХХI века главным источником острых социально-экономических и геополитических противоречий в мире станет борьба за источники сырья. Россия после 2015 года может оказаться в самом центре ожесточенной схватки за природные богатства. По прогнозам, среднегодовые темпы роста в потреблении энергоресурсов в мире составляют около двух процентов. К 2030-му спрос на них достигнет 17,7 миллиарда тонн. Нефтяной эквивалент по сравнению с 2007 годом составит 11,4. Это говорит о том, что ископаемое топливо останется основным источником первичной энергии, на его долю придется 84 процента роста спроса до 2030 года.

Источником военной угрозы могут стать попытки пересмотра существующих границ. Мы граничим с 16 государствами. Протяженность рубежей – около 61 тысячи километров. Площадь исключительной экономической зоны – около девяти миллионов квадратных километров. Но лишь десять тысяч километров из них оформлены в международно-правовом отношении. 13,5 тысячи километров не оформлены с восемью сопредельными государствами.

Увеличилось и число приграничных субъектов. В СССР их было 46, теперь – около 50. Внешние военные угрозы России становятся все более реальными и ощутимыми. Война стала средством проведения политики. Вспомним Югославию, Ирак, Афганистан, Сирию, где прошли войны с участием США. После 1945 года американцы более 300 раз прибегали к военной силе. В том числе свыше 200 раз – к прямой вооруженной агрессии против других стран, чтобы разрешить проблемные ситуации, отвечающие американским политическим и экономическим интересам. Выиграли холодную войну, разрушив Советский Союз. Приведу слова из речи Билла Клинтона. На совещании с политическим руководством в 1995 году он заявил о необходимости расчленения России на мелкие государства путем региональных войн, а также окончательно разрушить оборонно-промышленный комплекс, установить лояльные США режимы в отколовшихся государствах. «Да, мы позволили России быть державой, но империей будет только одна страна и это Соединенные Штаты Америки», – сказал он.

Не преминули пройтись по РФ и его сподвижники. Генри Киссинджер: «Я предпочту в России хаос и гражданскую войну». Мадлен Олбрайт: «Это несправедливо, что Россия владеет такой огромной территорией». Кондолиза Райс: «У России слишком много земли. Сибирь должна принадлежать Соединенным Штатам Америки». Хлопнула дверью перед уходом в отставку и Хиллари Клинтон, сказав, что, мол, США не допустят интеграции бывших республик СССР на постсоветском пространстве под эгидой РФ.

Основной силой, способной создать угрозу нашей стране, остается Североатлантический союз во главе с США. Вместе с НАТО они активно готовятся к войне на всех континентах. Например, разработали стратегию модернизации армии и затратили на это около 80 миллиардов долларов. В таких условиях мы должны поступать очень осмотрительно, в соответствии с формулой Клаузевица: «Не спеши ломать сложившиеся организационные структуры, не создав им хотя бы равноценную замену». Но, как видим, у нас так не получается.

Возможность США по применению сил с океанских и морских направлений охватывает около 80 процентов территории восточной и европейской части России. Они способны разрушить 60 процентов российского ОПК. На нас могут обрушиться около пяти тысяч ракет морского и воздушного базирования. Основная часть удара (вместе с европейским компонентом ПРО) направлена на наши континентальные баллистические ракеты, которые являются основой боеспособности СЯС России, а также командные пункты округов и флотов. Для этого у них имеется 11 атомных авианосцев, на каждом из которых по 90 с лишним самолетов. Или взять многоцелевые атомные подводные лодки. Четыре (типа «Огайо») из 11 переоборудованы под крылатые ракеты (всего 156 единиц). Если же добавить возможности сухопутной и воздушной группировок, то мы увидим, какой потенциал сосредоточен у российских границ. На западе нас ожидают около 11 тысяч натовских танков, более 4,5 тысячи самолетов. На востоке – 13 тысяч танков и 5,5 тысячи самолетов.

«Гуманность» Соединенных Штатов к России проявилась также в докладе, который опубликован и называется «О противостоянии минимальному сдерживанию: новая политика на пути к ликвидации ядерных вооружений». Среди авторов доклада немало нобелевских лауреатов США. Так вот они рекомендуют уничтожить ядерными ударами на территории нашей страны уже не 156 объектов, как это предусматривалось прежними планами типа «Дропшот», а всего… 12. При этом погибнут около двух миллионов русских, после чего все природные богатства, мол, достанутся им.

Я привел лишь небольшой анализ внешних угроз, которые при определенных условиях могут быть использованы против нашей страны. Но есть еще и внутренние угрозы.

На распутье

Сейчас сложилась ситуация, когда все народы мира живут в состоянии депрессии, тревоги и паники, не видят своего будущего, не чувствуют себя в безопасности. И кроме того, не ведают явного противника. Каждый ищет смысл происходящего. Всеми силами нам нужно укреплять свою государственность, свою Россию, определиться со стратегическим союзничеством: мы пока остаемся в одиночестве.

Надо наконец остановить нарастающее расслоение общества. Увеличивающийся разрыв между слоями населения формирует глобальное поле напряженности. Хотя
еще в IV веке блаженнейший Августин утверждал, что государство без справедливости есть банда разбойников.

Современная Российская Федерация, к сожалению, представляет собой сырьевой придаток чужой экономики. У нас огромные вымирающие территории, население которых становится этнографическим материалом для более благополучных и удачливых конкурентов. На него уже жадно поглядывают оппоненты как на добычу. Россия переживает духовный, моральный, нравственный кризис. Это реальная опасность будущему страны, ее государственности, положению в мире и роли в мировой цивилизации. Государство сегодня не имеет общенациональной идеи, скрепляющей общество. Даже из обращений президента видно, чем занимается наш бизнес и чем он укрепляет страну. В своем письме-обращении к народу «Россия, вперед!» тогда еще президент Дмитрий Медведев сказал: «…дела наши обстоят далеко не самым лучшим образом. Двадцать лет бурных преобразований так и не избавили Россию от унизительной сырьевой зависимости. Наша теперешняя экономика в значительной степени игнорирует потребности человека. Отечественный бизнес не изобретает и не создает, а торгует сырьем либо импортными товарами... Мы сделали далеко не все необходимое в предшествующие годы и далеко не все сделали правильно».

У нас территория более 12 миллионов квадратных километров. Около 160 тысяч населенных пунктов. Но при этом уже около 39 тысяч брошенных деревень. Нас всего 140 миллионов человек, но из них только 25 миллионов что-то производят. А 106,7 – те, кто ничего не производит. На каждого работающего (производящего) приходится около 67 человек. Среди них немало асоциальных элементов. В 2011 году в России насчитывалось около четырех миллионов бомжей, около 40 миллионов алкоголиков. Сегодня в стране свыше миллиона заключенных – больше, чем в 1937 году. Средняя продолжительность жизни – 64,8 года. Даже на Кубе она составляет 79 лет. Россия – самая разводящаяся страна: на 1000 браков приходится 600 разводов.

В непростом состоянии находится и российское промышленное производство. По добыче угля мы, например, достигли уровня только 1957 года. По производству грузовых автомобилей – 1937-го, комбайнов – 1933-го, тракторов – 1931-го, а по обуви – даже дореволюционного 1900 года. Так же обстоит дело с производством вагонов, тканей… Но зато число чиновников в стране увеличилось на 70 процентов. При этом научные исследования сократились на 40 процентов, а число научных работников – на 50 процентов. И все же, несмотря на серьезные потери последних десятилетий, невзирая на внешние и внутренние угрозы, современная Российская Федерация сохраняет необходимую возможность по оказанию влияния на развитие мира в выгодном для нее отношении.

История не учит, а преподает уроки, хотя ее уроки нами зачастую пренебрегаются. К началу Великой Отечественной войны наша страна имела передовую для того времени военную науку. Война, как всегда, подвергла суровой проверке все ее положения. В 1941 году СССР превосходил Германию по многим показателям. По артиллерии – в 1,17 раза, самолетам – в 1,54, танкам – в 2,77, количеству дивизий – в 1,44. Мы уступали только по численности армии: под ружьем у Гитлера было 7,3 миллиона человек, а у нас – 5,4 миллиона. Но при этом Советский Союз уже в начале войны потерял только пленными около трех миллионов человек, не считая убитых и раненых, большую часть авиации.

Я это говорю к тому, что воюют не числом, а умением. Мы сегодня должны иметь армию смешанного типа комплектования. И не впадать в крайности с комплектованием ее только контрактниками. Опыт Великой Отечественной войны с наибольшей наглядностью подтвердил старую истину, что армии бывают разбиты еще до того, как они выходят на поле сражения. Поэтому наши армия и флот должны постоянно, упорно и напряженно учиться ратному делу. Прежде всего всему новому, умело опираясь при этом на прошлый опыт.

В подготовке офицерского состава особенно большое значение имеют воспитание сильной воли, высоких организаторских способностей, настойчивости в достижении цели, рациональное использование сил и средств. Офицеры как костяк армии – это целая государственная, патриотическая, профессиональная корпорация и унижать офицеров недоверием, невниманием, воинствующим непрофессионализмом нельзя. Униженные и оскорбленные способны только на бунт. Надо терпеливо, профессионально и любовно выращивать национальный офицерский корпус.

Генерал (адмирал) Вооруженных Сил России – это человек, который выбрал своей судьбой служение Отечеству на воинском поприще, принял военную присягу, получил специальное образование, доказал собственный профессионализм долгой и безупречной службой, а значит, заслужил это высокое звание. Генерал – это не резерв для сокращений. Чтобы стать генералом, надо всю жизнь тянуть лямку, делом доказывать, что ты был лучшим.

И последнее. Наша национальная военная мысль, к сожалению, мертва. Советская военная мысль закончилась, а российской военной мысли просто еще нет. Надо ее возродить. Будет военная мысль – будет ратное дело, будет офицер, будет армия. А будет армия – будет и Россия, будет победа. 


Комментариев нет:

Отправить комментарий