, Евгений Пожидаев
Тема Северного Кавказа всплывала в течение последних двух недель не раз, и, как обычно, в весьма своеобразном ключе. Любые высказывания основывались на двух постулатах, принимаемых по умолчанию и не подлежащих обсуждению. Во-первых, Северный Кавказ переживает настоящий всплеск рождаемости - и выходцы оттуда вот-вот превзойдут по численности коренное население. Во-вторых - он пожирает едва ли не половину бюджета России. Между тем, за нагромождением мифов забалтываются реальные проблемы - и создаются новые.
Разберёмся с демографией. Суммарная численность населения северокавказских республик - 6 млн. 646 тыс., из них русских - 658 тыс. Иными словами, численность собственно кавказских народов на Кавказе - 6,1 млн. (4,2% населения России). Доля весьма незначительна - однако, возможно, она быстро увеличивается из-за демографического бума? По данным на 2009-й год суммарный коэффициент рождаемости (количество детей на одну женщину) составлял: в Кабардино-Балкарской республике - 1,51 ребёнка на женщину, Карачаево-Черкесии - 1,75, Северная Осетии - 1,84, Дагестане -1,96, Ингушетии - 1,97, Чечне - 3,38. Для сравнения: рождаемость в среднем по стране - 1,537, уровень простого воспроизводства - 2,15 ребёнка на женщину.
Иными словами, повсюду на Северном Кавказе, кроме послевоенной Чечни, население уже не воспроизводится - это клуб... "вымирающих" наций. Быстрый абсолютный рост населения - это побочный эффект от большого количества молодёжи, оставшегося от периода действительно высокой рождаемости. Северный Кавказ, даже в его наиболее "архаической" части, переживает классический "демографический переход", двигаясь к "европейскому" типу воспроизводства.
Посмотрим на Дагестан. В 1988-1990-м суммарный коэффициент рождаемости там составлял 3,07 - т.е. был почти в 1,7 раза выше, чем в среднем по РСФСР. Однако, в 1991-2006-м он падал намного быстрее, чем в "славянской" части России. Если по РФ в целом рождаемость снизилась в 1,5 раза, то в Дагестане - почти вдвое. В итоге показатели оказались весьма близки - 1,3 и 1,6 ребёнка на женщину соответственно. С 2007-го, после введения в действие программ по стимулированию рождаемости, наметился подъём. В итоге рождаемость поднялась примерно на среднероссийские 0,3 ребёнка на женщину - и достигла, как было сказано выше, 1,94 при 1,61 в среднем по РФ.
Однако на этом фоне продолжают идти процессы "европеизации". Если раньше большинство дагестанцев вступало в брак в 18-24 года, то сейчас количество "молодёжных" браков снизилось вдвое. Зато радикально выросло число браков после 35 лет. Мотивы стандартны - стремление сделать карьеру или получить материальную независимость другим способом.
В целом, если не произойдёт ничего экстраординарного через несколько десятков лет республика будет представлять собой проблему - но совершенно не ту, о которой сейчас говорят "националисты". Дагестан превратится в территорию с повышенной долей пожилого населения и неприятностями, характерными сейчас для "пенсионных" славянских областей.
Отвлекаясь от сугубо северокавказских проблем, замечу, что простейший способ снизить рождаемость - это дать возможность делать карьеру и получать образование. Так, практика "позитивной дискриминации" (квот на получение образования и работы) в отношении чернокожего населения США привела к тому, что сейчас суммарный коэффициент рождаемости среди афроамериканцев и белого населения отличается очень мало. Противоположная практика даёт противоположные результаты - так, огороженный столь чаемой "националистами" стеной сектор Газа переживает демографический бум. Равным образом, почти любые дискриминируемые меньшинства демонстрируют более высокую рождаемость, чем "титульное" население. Иными словами, реализация проекта "Россия для русских" означает попросту "мягкий" геноцид славянского населения, и "интеллектуальная" часть отечественных нацистов не может об этом не знать.
Обратимся теперь к теме "кормления Кавказа". Итак, Игорь Артёмов, "русский националист", председатель Русского общенационального союза (РОНС).
"Именно кавказский регион сегодня является самой бездонной бочкой, в которую утекают огромные средства российского бюджета. Те самые средства, которых так не хватает на всех русских территориях... Год назад довелось прочитать в одном из московских ВУЗов лекцию на тему о финансовой политике правительства РФ в отношении Северного Кавказа. Помню изумленные глаза слушателей-студентов, когда я называл им официальные цифры - сколько получают от правительства средств русские регионы, и насколько больше русских территорий получают территории кавказские. Разве такое возможно? - спрашивали меня". Немедленно всплывает вопрос о том, как 4% населения могли настолько "объесть" остальные 96%. Неужели субсидии федералов в Северный Кавказ в десятки раз выше, чем в русские регионы?
Теперь посмотрим на реальность. Финансовое положение к западу от Ингушетии выглядит примерно так. Кабардино-Балкария: расходная часть бюджета на 2011 год планово 21 млрд., фактически 22,3 млрд., фактическая дотационность - 45,3%, Следовательно, бюджетные расходы на душу населения составили 25932 руб., из них федеральные субсидии - 11747 руб. Зависимость от федерального бюджета Северной Осетии и Карачаево-Черкесии больше (59 и 61,8% соответственно), однако размеры бюджетных расходов на душу населения примерно одинаковы.
Теперь посмотрим на восток Кавказа. Дагестан - расходная часть бюджета 70,2 млрд. руб. (дотационность 72,8%,). На душу населения приходится 24122 руб., из них 17545 федеральных.
Пересечём "этническую границу" и посмотрим на соседние русские регионы.
Ставропольский край - расходная часть бюджета 67,2 млрд. (дотационность 38%), расходы на душу населения - 24118 руб., из них федеральные субсидии 9164 руб.
Краснодарский край - запланированные расходы 130,8 млрд. (фактически больше 150 млрд.), запланированные расходы на душу населения - 24751, из них федеральные субсидии - 7673 руб.
Иными словами, федеральный бюджет вполне беспристрастно обеспечивает регионам минимум в 24-26 тысяч бюджетных расходов на душу населения. Большинство кавказских республик его получают - не больше и не меньше. При этом выйдя за пределы Северо-Кавказского федерального округа, можно найти занимательные примеры "дискриминации". Так, депрессивная Псковская область имела в 2011-м расходную часть бюджета в 19,631 млрд. (дотационность 44%), бюджетные расходы на душу населения - 29151 тыс., из них дотации 12826. Иными словами, дотационность, бюджетные расходы и федеральные дотации на душу населения в случае Пскова больше, чем в случае с Кабардино-Балкарией. Тем более бюджетная обеспеченность жителя Северного Кавказа мало сопоставима с благополучными русскими областями.
В целом, однако, бюджетная "уравниловка" приводит к тому, что при практически равном населении Дагестан обходится федеральному бюджету примерно вдвое дороже Ставрополья. Разница в расходах федералов на ставропольчанина и жителя западного Кавказа примерно полуторная.
Каковы абсолютные размеры расходов и их динамика? Дагестан обходится федеральному бюджету примерно в лишний (по сравнению с уровнем Ставрополья) миллиард долларов ежегодно. Иными словами, контроль над республикой обходится каждому россиянину примерно в 7 долларов в год. Какие глобальные проблемы можно решить за 217 рублей в год - ответ на этот вопрос знают лишь Крылов и Навальный. Западный Кавказ - "дешевле", его дополнительная стоимость по сравнению с "уровнем Ставрополья" примерно 700 млн. долл.
Динамика тоже достаточно показательна. Так, если в 2008 году уровень дотационности бюджета Карачаево-Черкесии составлял 69,7 процента, то в 2011 году - 61,8 процента. Кабардино-Балкария снизила федеральную зависимость на 6% только за прошлый год. Вероятно, при сохранении нынешних тенденций, уровень дотационности западного Кавказа через 10-15 лет будет мало чем отличаться от среднестатистического русского региона. В Дагестане ситуация хуже - здесь уровень дотационности пока только рос (плюс три процента в 2011 г.). Однако феерический уровень зависимости от дающей "руки Москвы" здесь в очень значительной степени связан с недостаточной собираемостью налогов, и федеральный центр явно намерен переломить ситуацию - в этом году субсидии Махачкале сокращены с 51 до 43 млрд. руб.
Теперь рассмотрим наиболее болезненный вопрос. Главным раздражителем, безусловно, является кадыровская Чечня. Во что она обходится федеральному бюджету? Грозному достаётся примерно треть расходов Москвы на субсидии Северному Кавказу. В 2011 году Чечня получила 58,4 млрд. руб., при этом 87% этих средств пришли из центра. Таким образом, бюджетные расходы на душу населения составили 45796 руб. - вдвое больше, чем на Ставрополье. В то же время "Роснефть" добыла в Чечне 7,4 млн. баррелей нефти более чем на 20 млрд. руб.; какова была чистая прибыль от её продажи, неизвестно. Уровень налогообложение "Роснефти" в 2011-м составил 52%. Иными словами, нефтедобыча могла компенсировать менее 20% от расходов на "содержание" Чечни. Бюджет 2012 намеревались сократить, снизив поступления из центра более чем вдвое (с 52 до 23 млрд.), однако на практике он увеличился - дотации достигли 56,4 млрд. Практически, речь идёт о 2 млрд. долл.
Де-факто, это уже четырёхкратный перевес над "стандартными" объёмами дотаций. Хотя в масштабах федерального бюджета "чеченские" расходы практически незаметны (0,4%), политически "перефинансирование" Грозного, безусловно, неприемлемо.
Итак, каковы выводы? Во-первых, кавказская демографическая угроза - это миф. Реальной угрозы радикального смещения этнического баланса в масштабах страны нет и не будет. Во-вторых, шансов "разбогатеть", избавившись от Северного Кавказа, тоже нет. При этом есть все основания полагать, что издержки будут огромны. Так, израильский опыт контроля семидесятикилометрового периметра сектора Газа показывает, что это дорого и не спасает ни от ракетных обстрелов, ни от террористических атак, ни от необходимости предпринимать наземные военные операции. Попытки повторить этот опыт в масштабах хотя бы Чечни, Ингушетии и Дагестана приведут к колоссальным проблемам. Далее, уход с северо-восточного Кавказа означает утрату огромной части нефтеносного каспийского шельфа. Наконец, геополитические издержки, прямо бьющие по интересам российской экономики, тоже будут колоссальны. По сути, сейчас "транскавказский коридор" Грузия-Азербайджан является для США и союзников единственным относительно надёжным путём проникновения к Каспию и далее в Среднюю Азию. Между тем, именно Средняя Азия - потенциальный источник рудных ресурсов, дефицит которых уже ощущает российская промышленность. Сейчас этот транскавказский мост шаток - однако уход России с Кавказа решит все проблемы "стратегических партнёров".
Иными словами, в риторике отечественных ультраправых реальные, но вполне решаемые проблемы упорно подменяются надуманными - причём их продвинутой части вполне очевидна абсурдность собственной позиции. Возможно, дело в том, что они решают отнюдь не российские проблемы.
Разберёмся с демографией. Суммарная численность населения северокавказских республик - 6 млн. 646 тыс., из них русских - 658 тыс. Иными словами, численность собственно кавказских народов на Кавказе - 6,1 млн. (4,2% населения России). Доля весьма незначительна - однако, возможно, она быстро увеличивается из-за демографического бума? По данным на 2009-й год суммарный коэффициент рождаемости (количество детей на одну женщину) составлял: в Кабардино-Балкарской республике - 1,51 ребёнка на женщину, Карачаево-Черкесии - 1,75, Северная Осетии - 1,84, Дагестане -1,96, Ингушетии - 1,97, Чечне - 3,38. Для сравнения: рождаемость в среднем по стране - 1,537, уровень простого воспроизводства - 2,15 ребёнка на женщину.
Иными словами, повсюду на Северном Кавказе, кроме послевоенной Чечни, население уже не воспроизводится - это клуб... "вымирающих" наций. Быстрый абсолютный рост населения - это побочный эффект от большого количества молодёжи, оставшегося от периода действительно высокой рождаемости. Северный Кавказ, даже в его наиболее "архаической" части, переживает классический "демографический переход", двигаясь к "европейскому" типу воспроизводства.
Посмотрим на Дагестан. В 1988-1990-м суммарный коэффициент рождаемости там составлял 3,07 - т.е. был почти в 1,7 раза выше, чем в среднем по РСФСР. Однако, в 1991-2006-м он падал намного быстрее, чем в "славянской" части России. Если по РФ в целом рождаемость снизилась в 1,5 раза, то в Дагестане - почти вдвое. В итоге показатели оказались весьма близки - 1,3 и 1,6 ребёнка на женщину соответственно. С 2007-го, после введения в действие программ по стимулированию рождаемости, наметился подъём. В итоге рождаемость поднялась примерно на среднероссийские 0,3 ребёнка на женщину - и достигла, как было сказано выше, 1,94 при 1,61 в среднем по РФ.
Однако на этом фоне продолжают идти процессы "европеизации". Если раньше большинство дагестанцев вступало в брак в 18-24 года, то сейчас количество "молодёжных" браков снизилось вдвое. Зато радикально выросло число браков после 35 лет. Мотивы стандартны - стремление сделать карьеру или получить материальную независимость другим способом.
В целом, если не произойдёт ничего экстраординарного через несколько десятков лет республика будет представлять собой проблему - но совершенно не ту, о которой сейчас говорят "националисты". Дагестан превратится в территорию с повышенной долей пожилого населения и неприятностями, характерными сейчас для "пенсионных" славянских областей.
Отвлекаясь от сугубо северокавказских проблем, замечу, что простейший способ снизить рождаемость - это дать возможность делать карьеру и получать образование. Так, практика "позитивной дискриминации" (квот на получение образования и работы) в отношении чернокожего населения США привела к тому, что сейчас суммарный коэффициент рождаемости среди афроамериканцев и белого населения отличается очень мало. Противоположная практика даёт противоположные результаты - так, огороженный столь чаемой "националистами" стеной сектор Газа переживает демографический бум. Равным образом, почти любые дискриминируемые меньшинства демонстрируют более высокую рождаемость, чем "титульное" население. Иными словами, реализация проекта "Россия для русских" означает попросту "мягкий" геноцид славянского населения, и "интеллектуальная" часть отечественных нацистов не может об этом не знать.
Обратимся теперь к теме "кормления Кавказа". Итак, Игорь Артёмов, "русский националист", председатель Русского общенационального союза (РОНС).
"Именно кавказский регион сегодня является самой бездонной бочкой, в которую утекают огромные средства российского бюджета. Те самые средства, которых так не хватает на всех русских территориях... Год назад довелось прочитать в одном из московских ВУЗов лекцию на тему о финансовой политике правительства РФ в отношении Северного Кавказа. Помню изумленные глаза слушателей-студентов, когда я называл им официальные цифры - сколько получают от правительства средств русские регионы, и насколько больше русских территорий получают территории кавказские. Разве такое возможно? - спрашивали меня". Немедленно всплывает вопрос о том, как 4% населения могли настолько "объесть" остальные 96%. Неужели субсидии федералов в Северный Кавказ в десятки раз выше, чем в русские регионы?
Теперь посмотрим на реальность. Финансовое положение к западу от Ингушетии выглядит примерно так. Кабардино-Балкария: расходная часть бюджета на 2011 год планово 21 млрд., фактически 22,3 млрд., фактическая дотационность - 45,3%, Следовательно, бюджетные расходы на душу населения составили 25932 руб., из них федеральные субсидии - 11747 руб. Зависимость от федерального бюджета Северной Осетии и Карачаево-Черкесии больше (59 и 61,8% соответственно), однако размеры бюджетных расходов на душу населения примерно одинаковы.
Теперь посмотрим на восток Кавказа. Дагестан - расходная часть бюджета 70,2 млрд. руб. (дотационность 72,8%,). На душу населения приходится 24122 руб., из них 17545 федеральных.
Пересечём "этническую границу" и посмотрим на соседние русские регионы.
Ставропольский край - расходная часть бюджета 67,2 млрд. (дотационность 38%), расходы на душу населения - 24118 руб., из них федеральные субсидии 9164 руб.
Краснодарский край - запланированные расходы 130,8 млрд. (фактически больше 150 млрд.), запланированные расходы на душу населения - 24751, из них федеральные субсидии - 7673 руб.
Иными словами, федеральный бюджет вполне беспристрастно обеспечивает регионам минимум в 24-26 тысяч бюджетных расходов на душу населения. Большинство кавказских республик его получают - не больше и не меньше. При этом выйдя за пределы Северо-Кавказского федерального округа, можно найти занимательные примеры "дискриминации". Так, депрессивная Псковская область имела в 2011-м расходную часть бюджета в 19,631 млрд. (дотационность 44%), бюджетные расходы на душу населения - 29151 тыс., из них дотации 12826. Иными словами, дотационность, бюджетные расходы и федеральные дотации на душу населения в случае Пскова больше, чем в случае с Кабардино-Балкарией. Тем более бюджетная обеспеченность жителя Северного Кавказа мало сопоставима с благополучными русскими областями.
В целом, однако, бюджетная "уравниловка" приводит к тому, что при практически равном населении Дагестан обходится федеральному бюджету примерно вдвое дороже Ставрополья. Разница в расходах федералов на ставропольчанина и жителя западного Кавказа примерно полуторная.
Каковы абсолютные размеры расходов и их динамика? Дагестан обходится федеральному бюджету примерно в лишний (по сравнению с уровнем Ставрополья) миллиард долларов ежегодно. Иными словами, контроль над республикой обходится каждому россиянину примерно в 7 долларов в год. Какие глобальные проблемы можно решить за 217 рублей в год - ответ на этот вопрос знают лишь Крылов и Навальный. Западный Кавказ - "дешевле", его дополнительная стоимость по сравнению с "уровнем Ставрополья" примерно 700 млн. долл.
Динамика тоже достаточно показательна. Так, если в 2008 году уровень дотационности бюджета Карачаево-Черкесии составлял 69,7 процента, то в 2011 году - 61,8 процента. Кабардино-Балкария снизила федеральную зависимость на 6% только за прошлый год. Вероятно, при сохранении нынешних тенденций, уровень дотационности западного Кавказа через 10-15 лет будет мало чем отличаться от среднестатистического русского региона. В Дагестане ситуация хуже - здесь уровень дотационности пока только рос (плюс три процента в 2011 г.). Однако феерический уровень зависимости от дающей "руки Москвы" здесь в очень значительной степени связан с недостаточной собираемостью налогов, и федеральный центр явно намерен переломить ситуацию - в этом году субсидии Махачкале сокращены с 51 до 43 млрд. руб.
Теперь рассмотрим наиболее болезненный вопрос. Главным раздражителем, безусловно, является кадыровская Чечня. Во что она обходится федеральному бюджету? Грозному достаётся примерно треть расходов Москвы на субсидии Северному Кавказу. В 2011 году Чечня получила 58,4 млрд. руб., при этом 87% этих средств пришли из центра. Таким образом, бюджетные расходы на душу населения составили 45796 руб. - вдвое больше, чем на Ставрополье. В то же время "Роснефть" добыла в Чечне 7,4 млн. баррелей нефти более чем на 20 млрд. руб.; какова была чистая прибыль от её продажи, неизвестно. Уровень налогообложение "Роснефти" в 2011-м составил 52%. Иными словами, нефтедобыча могла компенсировать менее 20% от расходов на "содержание" Чечни. Бюджет 2012 намеревались сократить, снизив поступления из центра более чем вдвое (с 52 до 23 млрд.), однако на практике он увеличился - дотации достигли 56,4 млрд. Практически, речь идёт о 2 млрд. долл.
Де-факто, это уже четырёхкратный перевес над "стандартными" объёмами дотаций. Хотя в масштабах федерального бюджета "чеченские" расходы практически незаметны (0,4%), политически "перефинансирование" Грозного, безусловно, неприемлемо.
Итак, каковы выводы? Во-первых, кавказская демографическая угроза - это миф. Реальной угрозы радикального смещения этнического баланса в масштабах страны нет и не будет. Во-вторых, шансов "разбогатеть", избавившись от Северного Кавказа, тоже нет. При этом есть все основания полагать, что издержки будут огромны. Так, израильский опыт контроля семидесятикилометрового периметра сектора Газа показывает, что это дорого и не спасает ни от ракетных обстрелов, ни от террористических атак, ни от необходимости предпринимать наземные военные операции. Попытки повторить этот опыт в масштабах хотя бы Чечни, Ингушетии и Дагестана приведут к колоссальным проблемам. Далее, уход с северо-восточного Кавказа означает утрату огромной части нефтеносного каспийского шельфа. Наконец, геополитические издержки, прямо бьющие по интересам российской экономики, тоже будут колоссальны. По сути, сейчас "транскавказский коридор" Грузия-Азербайджан является для США и союзников единственным относительно надёжным путём проникновения к Каспию и далее в Среднюю Азию. Между тем, именно Средняя Азия - потенциальный источник рудных ресурсов, дефицит которых уже ощущает российская промышленность. Сейчас этот транскавказский мост шаток - однако уход России с Кавказа решит все проблемы "стратегических партнёров".
Иными словами, в риторике отечественных ультраправых реальные, но вполне решаемые проблемы упорно подменяются надуманными - причём их продвинутой части вполне очевидна абсурдность собственной позиции. Возможно, дело в том, что они решают отнюдь не российские проблемы.
Комментариев нет:
Отправить комментарий