вторник, 30 октября 2012 г.

Русское ядро Евразии: о проблемах интеграции постсоветского пространства

 Павел Святенков
В потоке современной литературы об интеграции редко встретишь дельную книгу. Люди часто отделываются политическими заклинаниями на тему «восстановим Советский Союз» да заявлениями, что нам нужны абстрактные братство и дружба народов. Аргументов в пользу своей позиции зачастую не приводят. В результате слова, часто правильные, превращаются в идеологические штампы и утрачивают смысл. Сборник «И время собирать камни…», изданный Фондом исторической перспективы в издательстве «Книжный мир», стал, на мой взгляд, исключением из общего правила.

В книгу вошли статьи представителей научного сообщества Белоруссии, Казахстана, Украины, Киргизии, Армении, Молдавии и Грузии, посвященные проблемам создания единого экономического, а в перспективе и политического пространства на территории бывшего СССР.

Не секрет, что современный мир активно глобализуется. Еще 150 лет назад было невозможно представить, что крупнейшим экономическим партнером Бразилии станет Китай. Сегодня это – факт.

И для того, чтобы выжить в меняющемся мире, Россия должна соответствовать требованиям времени. Каковы же они?

Современный мир – мир крупных экономических группировок. Самая заметная из них - Европейский союз, который прошел большой путь от возникшего в середине 20-го века Европейского объединения угля и стали до нынешнего союза государств, который многие исследователи склонны считать конфедерацией. Больше того, недавно представители 11 государств, входящих в ЕС, среди них таких авторитетных, как Германия, Франция, Испания и Италия, заявили о необходимости создания на базе союза федеративного государства. Тем самым европейское единство может еще более укрепиться. На границах России возникает монстр с населением около 500 млн. человек и ВВП в размере 15 трлн. долларов. При этом в нашей стране живет лишь 140 млн. человек, а ВВП составляет чуть больше 2 трлн. В подобной ситуации существует угроза, что Россия превратится в сырьевой придаток могущественного западного соседа. Ведь на Европу приходится больше 50% российской торговли. При этом большая часть поставляемого – сырьевые товары.

С другого «бока» Россию подпирает Китай – государство с населением в 1,3 млрд. человек и ВВП в 11 трлн. долларов. В отличие от Европейского союза, КНР относится к числу развивающихся стран. Это значит, что в ближайшее десятилетие экономическая мощь Китая, и так значительная, может увеличиться. Между тем российский Дальний Восток по-прежнему пустеет, а население граничащих с ним китайских провинций составляет около 200 млн. человек.

Следовательно, хочешь не хочешь, интеграцией заниматься нужно. Ибо в противном случае Россия может стать периферией крупного экономического блока. При этом плата за периферийный статус крайне высока. Страна, которая перестала быть конкурентоспособной на мировом рынке, превращается в колонию или полуколонию великих держав. Но прежде, чем начинать интеграцию, необходимо продумать ее философские основания, понять, для чего она нам нужна и на какие ценности она будет опираться. Иначе говоря, какие духовные и политические основания следует использовать при реконструкции единого пространства.

На базе коммунизма восстановить ничего нельзя. Эта идеология потерпела крах и ее сторонники в абсолютном меньшинстве во всех постсоветских государствах.

Поэтому идея неосоветского проекта опасна прежде всего для России. Ибо в рамках такого проекта наша страна обречена стать спонсором независимости других государств, как уже случилось в XX веке.
Когда РСФСР превратилась в республику, за счет которой в рамках СССР взращивались местные национализмы, которые затем были натравлены на Россию же. Таковы были особенности «ленинской национальной политики», традиционно подозрительно относившейся в великороссам как к «держимордам».

Другая опасность, грозящая нам в рамках неосоветского проекта – крен в сторону Средней Азии. Не секрет, что американские аналитики предсказывали Советскому Союзу крах после того, как население этого региона вырастет достаточно, чтобы нарушить этнический баланс СССР. «Перестройка» и последовавший за ней распад страны предвосхитили этот кризис. Но в случае объединения только со странами Средней Азии проблема может стать актуальной. В настоящее время в регионе проживает 61 млн. человек и, согласно прогнозам, население будет расти. При этом численность граждан России, особенно русских, продолжает сокращаться.

Авторы сборника предлагают решение данных проблем.

Интеграция должна идти, но на базе Русского мира, то есть союза трех русских государств – России, Украины и Белоруссии.

Термин «русские государства» по отношению к России и Белоруссии недавно употребил Александр Лукашенко. Представляется весьма правильным воспользоваться его терминологическим открытием. В конце концов, многие народы переживали раскол, но потом создавали единую государственность. Можно вспомнить немцев и итальянцев. А в современном мире – арабов.

Только создав ядро из трех русских государств, можно развивать интеграцию дальше. Именно это кажется мне главной идеей книги. В России, Украине и Белоруссии живет около 200 млн. человек. Этого достаточно, чтобы на первых порах сохранять суверенитет под давлением внешних центров силы. Необходимость этого особо отмечает Наталия Алексеевна Нарочницкая в своей вступительной статье к сборнику. «На фоне высокомерного менторства и грубой экспансии Русский проект Евразийского пространства – это идея иного, справедливого мира – мира гармонии многообразия», – пишет она. По мнению Наталии Нарочницкой, именно сильная Россия гарантирует мир от потрясений и Европу от дестабилизации. В связи с этим европейцы напрасно радуются, что наша страна утратила завоевания Петра Великого, - отмечает автор.

В одиночку страны постсоветского пространства не способны стать субъектом мировой политики, а становятся объектом для экспансии со стороны мировых держав. Это убедительно показывает в своей статье доктор исторических наук Тамара Гузенкова. Как специалист по Украине, она указывает, что республика стала объектом глобализации. А ведь в рамках Советского Союза Украина с ее населением в 50 млн. человек была сильным и влиятельным субъектом. Больше того, высокие посты в Москве занимали многие выходцы с Украины. Достаточно вспомнить такие фигуры, как Никита Хрущев (бывший глава украинской компартии) и Леонид Брежнев (возглавлявший в начале своей карьеры Днепропетровский обком ЦК КПУ). Сегодня Украина располагает лишь 45 млн населения, которое сократилось на 5 млн. за годы независимости, и сильно ослабла. Достаточно сказать, что с точки зрения числа жителей она должна быть державой европейского масштаба. Ведь во Франции живет 60 млн. человек, почти столько же – в Италии и Великобритании. Испания (35 млн. человек) и Польша (40 млн. человек) пользуются значительным влиянием в ЕС, но имеют меньшее население, чем Украина.

На деле же украинцы столь слабы, что проиграли спор Румынии за знаменитый остров Змеиный, находящийся в устье Дуная.

Хотя Украина сохранила остров за собой, пришлось отдать румынам большую часть прилагавшейся к нему экономической зоны и шельфа. Между тем считается, что на дне Черного моря могут находиться значительные запасы нефти и газа.

Представить подобное унижение во времена СССР совершенно невозможно. А сейчас Румыния с успехом раздает свои паспорта жителям Приднестровской части Украины, на которую претендует.

Иначе говоря, интеграция трех славянских республик на базе концепции Русского мира жизненно важна для каждого из наших государств. Вместе мы сильнее. Идею «союза трех» высказывал еще 20 лет назад А.И. Солженицын. К сожалению, его тогда не послушали. В результате мы пожинаем результаты 20 лет раздробленности, промышленного и национального упадка.

Лишь создав ядро из русских государств (Россия+Украина+Белоруссия) мы можем безбоязненно браться за интеграцию на всем постсоветском пространстве. Ибо только при таком сценарии лидерство русских в границах бывшей Российской империи и СССР является бесспорным.

Идея интеграции Евразии на базе Русского мира видится правильной и продуктивной, соответствующей чаяниям народов, оказавшихся в состоянии кризиса и упадка после развала СССР. Сегодня над ними забрезжил лучик надежды.

«И время собирать камни…» Евразийская интеграция сегодня. 20 лет после распада СССР. (Фонд исторической перспективы) – М.: Книжный мир, 2012. 


Комментариев нет:

Отправить комментарий