вторник, 10 января 2017 г.

Как злобный Санта Клаус стал добрым


www.kramola.info

Как злобный Санта Клаус стал добрым



Раньше это был жуткий персонаж, который забирал с собой детей. Во второй половине 19 века началась трансформация образа в положительную сторону – розгами он сечет и в мешок забирает только плохих детей. А к нашему времени зверь-садист превратился просто в умильного дедушку, от которого все ждут только подарков.+
Тем, кто уже давно не верит в Деда-Мороза, можно рассказать нелицеприятную историю этого сказочного теперь персонажа, который своим появлением обязан реально существовавшему человеку - святителю Николаю архиепископу Мир Ликийских (развалины его резиденции находятся около поселка Демре в современной Турции). У разных народов он зафиксировался под разными именами: Николай Мирликийский, Николай-Чудотворец, Николай-Угодник, Баба Ноэль, Пер Ноэль, Санта Клаус.+
Судя по всему, мрачные дела Николая, которые так сильно врезались в память народную, заключались в контрольной поездке по подданным территориям в осенне-зимний период для сбора дани/налогов. В те времена при неуплате дани совершенно нормальной практикой штрафных санкций было забирать детей 7-12 лет в рабство.+
<ins class="adsbygoogle" style="width: 336px; height: 280px; display: inline-block;" data-adsbygoogle-status="done" data-ad-client="ca-pub-4722393251594180" data-ad-slot="3859668954"><ins id="aswift_3_expand" style="margin: 0px; padding: 0px; border: currentColor; border-image: none; width: 336px; height: 280px; display: inline-table; visibility: visible; position: relative; background-color: transparent;"><ins id="aswift_3_anchor" style="margin: 0px; padding: 0px; border: currentColor; border-image: none; width: 336px; height: 280px; display: block; visibility: visible; position: relative; background-color: transparent;"></ins></ins></ins>
Свечку мы, разумеется, не держали, но уши настолько сильно торчат изо всех щелей, что потребовалось много лет для перекрашивания черного образа Николая Мирликийского в белый и пушистый.+
Вот один из вариантов его современного изображения. Кстати, католическая церковь в отличие от православной, не так давно предусмотрительно деканонизировала Николая Мирликийского, исключив его из списка святых.+
Интересно как судьба распорядилась его «мощами» - голова его находится в итальянском городе Бари, а в Венеции уже полный комплект вместе с еще одной головой. И самое интересное, что обе головы считаются подлинными! Вот такой двухголовый святой. В Венеции кости его все переломаны, якобы на них потоптался какой-то матрос, что по его делам и не удивительно.+
Примерно до середины 19 века являющиеся зимой Пер-Ноэль, Санта-Клаус и прочие совершенно однозначно воспринимались как злые персонажи, которые забирают с собой маленьких детей и от которых ждать ничего хорошего не приходится, т.е. радовались когда он уходил и можно было относительно спокойно жить целый год, поэтому каждый год возможно "новое счастье".+
Во второй половине 19 века по всем правилам политкорректности (это на самом деле давняя технология искажения сущности) началось изменение образа в положительную сторону, чтобы о рабовладении ничто не напоминало. А уж к нашему времени страшный сборщик налогов превратился просто в умильного дедушку, от которого все только подарков ждут.+
В России во второй половине XIX века, при Александре II, отмечаются первые попытки создать самобытного «рождественского деда», который дарил бы подарки русским детям, как у их западных сверстников, упоминаются в 1861 г. "старый Рупрехт"  (о нем чуть позже поясним) и в 1870 г. святой Николай или "дедушка Николай". Это были единичные попытки, которые не прижились. В 1886 году впервые появляется "Морозко", и к началу ХХ века уже складывается знакомый нам образ Деда Мороза. Но потом революция 17-го года, запреты на все церковные праздники, и Дед Мороз как обязательный персонаж новогоднего — а не рождественского — праздника возрождается уже в советское время и относится к концу 1930-х гг., когда после нескольких лет запрета вновь была разрешена ёлка. +
<ins class="adsbygoogle adslot_598238" style="width: 336px; height: 280px; display: inline-block;" data-adsbygoogle-status="done" data-ad-client="ca-pub-3104790387792468" data-ad-slot="5771tGm0e7" data-alternate-ad-url="https://clickioadvd.com/npm_chain/?t=1484046008&amp;add_url=1130~0NTZzMfR2RnZ0F6BgZSTsoGS3c0ZxNbf19​ieRoSCnZfN3cvFHcDVwcPLkohPSard1dTO0RHcBd2NwcvO3oGQjx2usZmIp9_PycbAyX-3Ft7RwdDW0sPL&amp;area_id=59823​8&amp;sds_id=895414&amp;page_url=http%3a%2f%2fwww.kramola.info%2fvesti%2fletopisi-proshlogo%2fkak-​zlobnyy-santa-klaus-stal-dobrym" data-ad-type="text,image"><ins id="aswift_10_expand" style="margin: 0px; padding: 0px; border: currentColor; border-image: none; width: 336px; height: 280px; display: inline-table; visibility: visible; position: relative; background-color: transparent;"><ins id="aswift_10_anchor" style="margin: 0px; padding: 0px; border: currentColor; border-image: none; width: 336px; height: 280px; display: block; visibility: visible; position: relative; background-color: transparent;"></ins></ins></ins>
Вернемся в 19 век и посмотрим что сохранилось от темной предыстории Санта Клауса-Николауса. В России - некий "бабай", который опасен и забирает маленьких детей. Отец Николай на турецком - Баба Ноэль. В турецком ударение на второй слог, и В.И. Даль отмечает уже трансформированное: "Детей пугают и бабайкою, старухою, и тут сходятся производства от бабы и от бабая".+
В Болгарии Дед Мороз - Дяду Мраз, в Чехии есть сорт мороженого «Морозко» (по-чешски «Mrazík»).+
В Германии аналогом Бабая является Крампус (Krampus). Он ходит вместе с Санта Клаусом и забирает непослушных детей. "Еще одно встречающееся в Альпах на Николаев день существо – крампус. Он страшен и лохмат, с рогами, длинными зубами и хвостом. По поверью, хороших детей награждает Николай, а плохих наказывает крампус. С длинными розгами, коровьими хвостами и колокольчиками группами и в одиночку крампусы расхаживают по улицам деревень и городов и пугают прохожих." Аналогом Крампуса по выполняемым задачам является образ рождественского солдата Рупрехта, который тоже ходит по домам с розгами и сечет или забирает с собой маленьких детей.+
Интересно, что если изначально Крампус (Рупрехт) является помощником Санта Клауса-Николауса и получается удобное распределение ролей "Белый рыцарь-Черный рыцарь" = "хороший царь и плохие бояре", то потом образы разделяются окончательно - черные силы как бы существуют сами по себе, а "хороший царь" набирает себе очки положительного персонажа. Однако, разделяй сознание и властвуй...+
Здесь они вместе: 
 Изображение
  
В старых версиях преданий Крампус похищает особо непослушных детей, уносит их в свой страшный замок и сбрасывает в море, что согласуется с ролью его помощника Санта Клауса - Николая Мирликийского, который является покровителем мореплавателей. Действительно, рабов отправляли к месту назначения именно морем.+
Здесь Крампус уже орудует будто бы сам по себе, но цель действий пока еще хорошо заметна - детей в кандалах уводят в рабство:+
 
 
Затем постепенно образ Крампуса вырождается в некое пугало, которое само заковано в кандалы, то есть цепи превращаются в нейтральный атрибут как у какого-нибудь "металлиста". Вместо похищения детей он их только наказывает - сечет розгами или только пугает:   +
  
 
В настоящее время роль Крампуса постепенно уменьшается, оставаясь только в некоторых районах Баварии и Австрии, где 5 декабря празднуется даже специальный «День Крампуса» (Krampustag). В этот день жители одеваются в такие страхолюдные костюмы и пугают прохожих и соседей, не рискуя получить в ответ бутылкой по голове. Подарков Крампус не дарит, он специализируется на наказании непослушных детей, пугая их: +
<ins class="adsbygoogle" style="width: 300px; height: 600px; display: inline-block;" data-adsbygoogle-status="done" data-ad-client="ca-pub-4722393251594180" data-ad-slot="2537650553"><ins id="aswift_4_expand" style="margin: 0px; padding: 0px; border: currentColor; border-image: none; width: 300px; height: 600px; display: inline-table; visibility: visible; position: relative; background-color: transparent;"><ins id="aswift_4_anchor" style="margin: 0px; padding: 0px; border: currentColor; border-image: none; width: 300px; height: 600px; display: block; visibility: visible; position: relative; background-color: transparent;"></ins></ins></ins>
<ins class="adsbygoogle" style="width: 336px; height: 280px; display: inline-block;" data-adsbygoogle-status="done" data-ad-client="ca-pub-4722393251594180" data-ad-slot="4014383758"><ins id="aswift_5_expand" style="margin: 0px; padding: 0px; border: currentColor; border-image: none; width: 336px; height: 280px; display: inline-table; visibility: visible; position: relative; background-color: transparent;"><ins id="aswift_5_anchor" style="margin: 0px; padding: 0px; border: currentColor; border-image: none; width: 336px; height: 280px; display: block; visibility: visible; position: relative; background-color: transparent;"></ins></ins></ins>
И вот появляется образ почти забавного декоративно-страшного Крампуса, у которого все атрибуты остались - корзина с детьми, кандалы, розги, но теперь это не похищение, а катание на санках: +

Мы посмотрели как образ злого помощника Санта Клауса потихоньку выродился в некое забавное пугало, повод подурачиться и приколоться. А что же сам Санта Клаус? Он, отделившись от своего злобного помощника, тоже постепенно изменил образ в сторону добродушного старичка с подарками.+
На этой открытке слева Санта Клаус вроде бы делает то же самое, что и его помощник Крампус справа, но как-то так по-доброму, будто бы пугает. Сюжет тот же, а сущность исчезла:+
Санта-Клаус 
А здесь уже всё становится игрушечным - и сабля и ребенок:+
Vintage Victorian Santa Claus Smoking a Pipe Custom Announcement
И, наконец, получаем чуть ли не странствующего монаха. Где изначальные епископские наряды, где черт-помощник, где похищаемые дети в мешке или в кандалах? Сюжет обозначен, но искажён до неузнаваемости. Учитесь, как надо грамотно подправлять имидж... +

Такая же история произошла и с "Добрым Санта-Клаусом" из Лапландии - Йоллупукки и его образ сильно напоминает уже знакомого нам Крампуса:+
Мало кто знает, но добрый рождественский дед, который живёт в Лапландии, на самом деле является довольно сомнительным персонажем в мифологии. Одно из его исторических названий - Йоулупукки, что в переводе с языка суоми означает "рождественский козёл". +
Вообще, образ добродушного, розовощекого старикана в красном кафтане появился сравнительно недавно. Ещё в XIX столетии его изображали злобным существом в козлиной шкуре с рогами, которое приходит в дом исключительно для того, чтобы потребовать выпивки с хозяев и напугать детей. Непослушных ребятишек он живьём варил в котле, а благородных оленей использовал в качестве основного провианта на зиму.+

Комментариев нет:

Отправить комментарий