Михаил Мороз
29 марта 1899 года родился Лаврентий Берия.
Он руководил атомным проектом, хотел демократизации общества и "оттепели", провёл амнистию, но очистить собственное имя от дурной славы ему так и не удалось.
Из всего окружения Сталина, если не считать выбившегося ненадолго в вожди Хрущева, история сохранит имя Берии.
Ни на одного другого государственного деятеля за всю историю России не выливали столько помоев. Даже на СТАЛИНА! Лаврентий БЕРИЯ стал не просто «козлом отпущения» за все грехи советской власти, подлинные и мнимые, - либеральные историки превратили его в главное пугало антисталинской пропаганды. Лаврентий Павлович - и палач, и шпион, и насильник, и сексуальный маньяк…
Он стал символом жестоких репрессий, хотя исторической правде это не соответствует. Но во многих фильмах и романах о сталинской эпохе в качестве организатора массового террора изображен именно Берия.
В массовом сознании история – это собрание мифов. Тем более, когда многие архивы закрыты для историков. И, конечно, Берия – это один из самых мрачных мифов сталинской эпохи. Летом 1953 года он был свергнут политическим конкурентом Хрущевым, но как погиб, точно неизвестно. И был ли суд – тоже вопрос. Обвинение в том, что Берия был английским шпионом, по злой иронии повторяет абсурдность политических процессов 1930-х годов. Уже одно это говорит о том, что Хрущев не был невинным свидетелем сталинских репрессий, но знал их приводные ремни.
Берия, который не был кровожаднее прочих фигур из близкого к Сталину круга, был демонизирован Хрущевым. Каждый в этом окружении был орудием и жертвой эпохи. Посмертной судьбой Берия повторяет императора Павла I, которому цареубийцы придали черты фантасмагорического тирана и сумасброда. И это жребий политика. Значительно больше шансов превратиться в карикатуру, чем в икону. Особенно, если потерял бдительность.
Парадокс истории в том, что с течением времени происходит реабилитация, казалось, безвозвратно развенчанного Сталина, но про Берию такого не скажешь. Его портретов нигде не увидишь.
Но если судить по достижениям эпохи, то невозможно забыть, что Лаврентий Берия был руководителем Атомного проекта, успех которого в немыслимо короткие сроки не только положил конец монополии США на ядерное оружие и гарантировал стране безопасность, но и до сей поры является главным козырем в политической стратегии России. А вот Молотов поначалу проект чуть не завалил. Все ученые-ядерщики вспоминают о Берии с неизменным уважением. Как организатор он был обязателен, точен, энергичен. Если начистоту, то полет Гагарина – это логическое продолжение Атомного проекта Берии.
Есть вещь, которая не могла произойти в принципе. В годы, когда в США уже был принят план ядерного удара по СССР, программу по созданию атомного оружия дураку или посредственности поручить не могли. После Хиросимы этот вопрос должен был решать самый толковый из всех, кто окружал Сталина: бездарность могла слишком дорого обойтись.
И Берия оказался единственным человеком, на которого вождь смог опереться. Тандем Сталин - Берия был непобедим. Оставшись один, Лаврентий Павлович имел очень мало шансов удержаться на плаву и элементарно сохранить жизнь. Как на самом деле и случилось.
Берия родился в селении Мерхеули Кутаисской губернии, в небогатой крестьянской семье, однако сумел получить хорошее образование (строителя-архитектора). Будучи юношей, Берия вступил в нелегальный марксистский кружок, а после революции работал в городской большевистской организации. Вскоре Бакинская республика пала под натиском турецко-азербайджанских войск. С этого момента он становится агентом муссаватинской (азербайджанской) разведки. Берия работал двойным агентом, выполняя задание большевиков.
На Ялтинской конференции на вопрос Рузвельта: «Кто такой Берия?» - Сталин ответил: «Это наш Гиммлер». После окончания «ежовщины» и назначения Берии руководителем НКВД в 1938 году интенсивность расстрелов и посадок стала сокращаться, многие дела были направлены на пересмотр. С именем Берии некоторые даже связывают что-то похожее на «оттепель».
На Ялтинской конференции на вопрос Рузвельта: «Кто такой Берия?» - Сталин ответил: «Это наш Гиммлер». После окончания «ежовщины» и назначения Берии руководителем НКВД в 1938 году интенсивность расстрелов и посадок стала сокращаться, многие дела были направлены на пересмотр. С именем Берии некоторые даже связывают что-то похожее на «оттепель».
Именно при Берии НКВД из карающего органа революции превратился в хозяйственно-промышленный комплекс, а репрессивные функции были переданы в наркомат государственной безопасности. Многие считают Берию садистом, но лучше всего ему удавалась реализация научно-технических проектов, что несколько не вяжется с образом кровавого палача.
Глава атомного проекта В 1945 году Берия возглавляет руководство советского атомного проекта. Под его началом оказывается не гигантская репрессивная машина, а блестящие советские интеллектуалы: Сахаров, Зельдович, Курчатов, Туполев, Королев и многие другие.
Начинается строительство закрытых научных городков, из поверженной Германии привозят оборудование и специалистов. Спустя четыре года в Семипалатинске состоялись успешные испытания первой отечественной атомной бомбы, а 29 октября 1949 года Берия был награжден орденом Ленина и ему была присуждена Сталинская премия «За организацию дела производства атомной энергии и успешное завершение испытания атомного оружия».
После смерти Сталина, обладающий невероятным могуществом Берия развил необычайную активность. Почти сразу же он выступил с идеей широкомасштабной амнистии, которая и была исполнена. Он запретил пытки и начал процесс реабилитации политических заключенных. Берия вынашивал идею объединения ФРГ и ГДР, а также выступал с инициативой «коренизации» советских республик - по его мысли руководить разными частями империи должны были национальные элиты, а не ставленники из Москвы.
В последние годы вышло несколько книг, в которых авторы пытаются восстановить историческую справедливость.
По официальной версии, Берия был арестован 26 июня 1953 г. в Кремле и 23 декабря по приговору суда расстрелян по обвинению в государственной измене в подземном бункере штаба Московского Военного округа.
Есть документ «Акт 1953 года, декабря 23 дня» о смерти Берия. Подписан он тремя должностными лицами: генерал-полковником Павлом Батицким, который якобы и застрелил маршала, Генеральным прокурором СССР Романом Руденко и генералом армии Кириллом Москаленко. Но нет подписи врача, констатирующего смерть.
В документе о смерти тех, кого судили и расстреляли в один день с Берия, врач расписался. Сохранился также акт о кремировании их тел, а акт о кремировании тела Берия отсутствует.
Не случайно некоторые исследователи выдвигают гипотезу, что Берия был убит до суда, а в процессе участвовал его двойник.
Не случайно некоторые исследователи выдвигают гипотезу, что Берия был убит до суда, а в процессе участвовал его двойник.
В пользу этого предположения говорит тот факт, что самые поздние протоколы допросов Берия датируются концом июля - началом августа 1953 года. Четыре месяца до суда - вполне достаточный срок для подготовки двойника. Тем более что процесс над Берия был закрытым, и даже члены Президиума ЦК, которые хорошо знали подсудимого, не присутствовали на заседаниях, а слушали трансляцию в своих кабинетах.
Маршал Георгий Жуков написал в мемуарах, что сам ничего не видел и поэтому воспроизводит в книге то, что узнал с чужих слов: "После суда Берия был казнен теми же, кто его охранял."
Участники расстрела утверждали одно: после осмотра врачом «тело Берия завернули в холстину и отправили в крематорий».
Участники расстрела утверждали одно: после осмотра врачом «тело Берия завернули в холстину и отправили в крематорий».
Логика тогдашних руководителей СССР, обвинивших Берия в шпионаже, понятна: нужно было подверстать «дело» маршала под 58-ю расстрельную статью, чтобы вывести из игры человека, реально претендующего на власть. Вряд ли кто-нибудь в стране удивился обвинению. В те времена были и более абсурдные инсинуации.
Но поверить сегодня в то, что организатор создания атомной бомбы в СССР, маршал Советского Союза, первый заместитель председателя Совета министров СССР был шпионом иностранных разведок, просто невозможно!
Особо тщательно копались в активной сексуальной жизни Берия. Леденящие душу рассказы о половых преступлениях Лаврентия Павловича чередовались с сухими строчками протокола: «…Нами обнаружены многочисленные письма от женщин интимно-пошлого содержания. Нами также обнаружено большое количество предметов мужчины-развратника…» Интересно, куда делись те «предметы» после расстрела «развратника»?
Советский публицист Вадим Кожинов писал: «Многое из того, что известно о Берия, не дает основания видеть в нем «позитивную» фигуру...» - но при этом ничего из этого «многого» не приводит. И никто не ссылается на реальный компромат. Все «собаки», которых вешают на Берия, - это либо ответственность за массовые репрессии, либо коварные замыслы. Хотел, дескать, перебить Политбюро, устроить переворот, захватить власть - да не дали. При этом никаких доказательств не приводится. Неужели демонизированный Берия действительно был настолько чист, что на него ничего не нашли?
Алексей Аджубей, зять Хрущева, в своей книге приоткрыл краешек завесы над мотивами упреждающего удара тестя. Оказывается, Берия придумал хитрый ход с амнистией после смерти Сталина. Берия беспокоило, что он уже не был властен автоматически продлевать сроки заключения тем, кто был отправлен в лагеря в годы массовых репрессий. А Берия было необходимо вновь оставить на нарах неугодных.
Тогда-то и начали выпускать уголовников. Они тут же принялись за старое. Недовольство и нестабильность якобы могли дать Берия шанс вернуться к прежним методам.
Ужас бериевской амнистии изображен в знаменитом фильме «Холодное лето 53-го». Правда, создатели картины, как и Аджубей, лукавят.
Ужас бериевской амнистии изображен в знаменитом фильме «Холодное лето 53-го». Правда, создатели картины, как и Аджубей, лукавят.
Указом Президиума Верховного Совета были амнистированы: осужденные на срок до десяти лет уголовники, исключая бандитов и убийц, а также осужденные за некоторые должностные, хозяйственные, воинские преступления, женщины, имеющие детей до 10 лет, беременные, несовершеннолетние, пожилые и тяжелобольные заключенные. И где здесь особо опасные рецидивисты?
Так за что же так ненавидят Берия, с чьей подачи этого человека хрущевское Политбюро объявило исчадием ада? Ответ напрашивается парадоксальный: именно за то, что его не в чем было особо обвинить! И так громко и долго вопили о его патологическом злодействе, что большинство в конце концов поверило.
Вот воспоминания полковника в отставке А. Скороходова:
«В ноябре 1953 года позвонили из штаба лагерного сбора: «Приезжай как можно скорее, познакомишься с одним любопытным документом». Поехал в лагерь, к начальнику штаба. Тот открыл сейф и вытащил оттуда тоненькую книжку в мягком сером переплете. К книжке скрепкой был прикреплен список. Найдя в нем мою фамилию, майор поставил возле нее галочку и протянул мне книжку:
- Читайте, товарищ подполковник, узнаете много интересного.
Помявшись, добавил:
- Гадости тоже. Приказано довести документик. Распишитесь в списке и читайте в соседней комнате сколько душе угодно.
«В ноябре 1953 года позвонили из штаба лагерного сбора: «Приезжай как можно скорее, познакомишься с одним любопытным документом». Поехал в лагерь, к начальнику штаба. Тот открыл сейф и вытащил оттуда тоненькую книжку в мягком сером переплете. К книжке скрепкой был прикреплен список. Найдя в нем мою фамилию, майор поставил возле нее галочку и протянул мне книжку:
- Читайте, товарищ подполковник, узнаете много интересного.
Помявшись, добавил:
- Гадости тоже. Приказано довести документик. Распишитесь в списке и читайте в соседней комнате сколько душе угодно.
Посередине страницы было написано крупно: «Обвинительное заключение по делу Берия по ст. УПК...» - и шло перечисление статей, которые я, естественно, не запомнил. Так вот оно что! Состояние лихорадочного возбуждения охватило меня. Теперь опять же не помню весь текст, но основные разделы остались в памяти.
Незаконное преследование и расстрел родственников Серго Орджоникидзе, бесконечные грязные похождения растленного маршала госбезопасности. Насилие, наркотики, обман. Использование высокого служебного положения. Среди его жертв - студентки, девочки, жены, уведенные от мужей, и мужья, расстрелянные из-за жен...
Читал я не отрываясь, без перерывов и раздумий. Сначала залпом, потом помедленнее, ошарашенно, не веря глазам, перечитывая отдельные места. Записывать было запрещено. Вышел из комнаты, отдал книжку веселому майору, тот подмигнул:
- Ну, каков Лаврентий Павлович?
- Как в помойную яму окунулся, - ответил я. - Никогда бы о нем такого не подумал».
Ларчик просто открывается: на Берия отрабатывался механизм будущей компрометации Сталина. «Закрытая» информация, которая распространялась по партийной линии, по закрытым спискам. Одноразовое чтение, запрет делать записи, чтобы нельзя было вернуться к прочитанному, подумать и сопоставить.
И, наконец, беспроигрышный эмоциональный ход, шоковая терапия - вбросить в тогдашнее общество рассказ о сексуальных подвигах министра госбезопасности. Особенно тут изнасилованные школьницы хорошо смотрелись. Ведь что спустя столько лет осталось в памяти подполковника Скороходова?
Родственники Серго Орджоникидзе да секс, больше ничего. Логика тут простая: если даже Берия не виновен во всем остальном, то за одних этих женщин его, подонка, следовало дважды расстрелять. То есть, если называть вещи своими именами, по партийным каналам была запущена грязная сплетня, которая мгновенно разошлась по стране.
Задача была выполнена, враг опозорен и уничтожен. Расправа с Берия послужила репетицией к состоявшемуся три года спустя на ХХ съезде КПСС политическому убийству Сталина.
Некоторые высказывания Лаврентия Павловича Берия:
«Товарищ Сталин ставит великую задачу, добиться 5-часового рабочего дня. Если мы этого добьёмся, то это будет великий переворот. В девять работу начал, в 2 часа уже конец, без перерыва. Пообедал, и время свободное. Мы на одном этом капитализм обойдём, они так не могут, им прибыль давай, а им рабочие – а как русские могут за 5 часов и живут хорошо».
«Сегодня они (США) снова готовят индивидуальный террор, целую организацию создали, чтобы товарища Сталина убить, только эта задача прикрыта, мол, надо изыскать возможность изменить политику Сталина. Это дело надо будет широко вскрыть уже в 1953 г., материалы уже есть, и их обнародуем. Пусть знают, кто кровь льёт».
«Коммунизм возможен, если в жизни будет расти число коммунистов не за страх, не за премию, а за совесть, таких, которым интересно работать и жить, которые умеют и поработать и отдохнуть, но не так, на танцульках, а с душой, чтобы развиваться».
«С Кобой было тяжело, без Кобы будет еще тяжелее».
Источники:
Комментариев нет:
Отправить комментарий