понедельник, 11 апреля 2016 г.

Кулибинцы. 20 российских изобретателей-самородков. №20 - Дмитрий Григорович (1883-1938)

http://rg.ru/2016/03/03/rodina-kulibincy.html



Иллюстрация Жанны Александровой Фото: Родина
Дмитрий Григорович (1883-1938):
ГИДРОСАМОЛЕТ
Пока изобретатель гирькой не перекрестится, летающий крейсер над морем не грянет

Дмитрий Григорович / Родина
Дмитрий Григорович Фото: Родина
Не всякий сможет перекреститься двухпудовой гирей. Трюк, приводивший цирковую публику в восторг, легко проделывал Дмитрий Павлович. Силач он был. Гиря гирей, а сын военного интенданта Григорович всю жизнь делал гидросамолеты (да и просто самолеты) - успел сконструировать больше 60 разных типов, 38 из них выпускали серийно. После Киевского политеха и учебы в бельгийском Льеже перебрался в Петербург и в 1912м стал техдиректором "Первого Российского товарищества воздухоплавания С.С. Щетинин и К".
А еще через год соорудил тот самый новый тип морского самолета, который станет классическим.
До Григоровича задачу решали примитивно - ставили обыкновенные сухопутные самолеты на огромные поплавки. Молодой инженер создал именно летающую лодку. Она могла взлетать и садиться при полуметровых волнах. Днище не "прилипало" и легко отрывалось от водной поверхности. Двухместный гидросамолет М-5 легко разгонялся до приличной скорости 105 км/ч.
Разумеется, его сразу приняли на вооружение. И уже в апреле 1915 года М-5 выполнил первый боевой полет, подтвердивший его высокие летно-технические данные, а в следующем году бомбил турецкие порты Зунгулдак и Стамбул. От закупок иностранных самолетов, как ни кряхтели чиновники, пришлось понемногу отказываться.
До 1917 года Григорович успел сконструировать и первый в мире морской истребитель М-11, и летающий морской торпедоносец (с 1000килограммовой торпедой на борту), и летающий морской крейсер...
Конечно, Григорович пытался служить новой власти. Однако созданные им самолеты-разведчики М-22 и М-23 в серию не пошли: не было подходящих двигателей. Григорович, было дело, от отчаяния запил. Из всех его проектов до серийного выпуска дошел только четырехместный гражданский самолёт. Григоровича с группой конструкторов отправили на исправление в "шарашку", где он совместно с Поликарповым создал знаменитый истребитель И-5, потом И-7. А что им "шарашка" - люди-то одержимые!
В 1938-м организовал новое ОКБ-153. В том же году, 26 июля, умер от белокровия. Похоронили с почестями на Новодевичьем.
Три крошечных, изящных гидроплана вынырнули из-за мыса и шли низко над морем... Рев моторов оглушил бухту, а потом стих, и гидропланы ушли в направлении Сен-Максима...
- Даже не взглянули на меня, - сказала Кэтрин. - Какие деловые ребята.
- А чего ты ждала? Аэрофотосъемки? - спросил Дэвид.
Э. Хемингуэй. "Райский сад"

Суть изобретения

В общем и целом гидроплан схож с сухопутным самолетом. Одно "но": гидроплану нужна плавучесть, непотопляемость, остойчивость на воде - как для морского судна.
Двигатели над крылом, чтоб не заливало водой. Вместо обычного силового агрегата (двигатель спереди в сочетании с тянущим винтом), Григорович стал использовать толкающий пропеллер на крыле позади пилота. Это уменьшало риск залива двигателя водой и улучшало обзор пилоту.

Конкуренты

В 1918 году военное ведомство США, получив от "белой армии" несколько гидросамолетов, организовало серийный выпуск аналогичных - без ссылок на первоисточник. Французы также стали выдавать за изобретение Анри Фармана конструкцию крепления коробки крыльев к фюзеляжу, разработанную в 1917м Григоровичем для летающего морского крейсера МК-1.

Комментариев нет:

Отправить комментарий