вторник, 5 апреля 2016 г.

Счетная палата перешла на крик, проверив работу ОАО «ОЭЗ»

www.mk.ru

Особо экономический «залет»

Счетная палата обрушилась с гневной критикой на Минэкономразвития и акционерное общество «Особые экономические зоны» (ОЭЗ). По мнению аудиторов, важнейший институт поддержки экономического развития страны является обузой для бюджета. Миллиарды рублей, выделенные государством на создание инфраструктуры и рабочих мест, размещались на депозитах, а полученная прибыль уходила на щедрые зарплаты и бонусы топ-менеджерам.

Счетная палата перешла на крик, проверив работу ОАО «ОЭЗ»

фото: Наталья Мущинкина

Причиной расследования Счетной палаты стал скандал, произошедший в конце прошлого года. В его центре оказалось ОАО «Особые экономические зоны», фактически управляющая компания всех созданных в России ОЭЗ. Общероссийский народный фронт (ОНФ) проверил работу 17 экономических площадок от Хабаровска до Пскова и на встрече с Владимиром Путиным попросил прекратить деятельность этой организации ввиду ее неэффективности.

По мнению активистов ОНФ, вместо того чтобы вкладывать полученные из госбюджета деньги в прорывные региональные проекты, руководители ОЭЗ положили миллиарды рублей на банковские депозиты, а с полученной прибыли выплачивали себе щедрые зарплаты и бонусы. Как показала проверка Счетной палаты, в 2006–2015 годы управляющие компании ОЭЗ получили совокупный процентный доход на банковских депозитах почти в 30 млрд рублей, а их операции носили рискованный характер.

Так, АО «Курорты Северного Кавказа» (КСК) в 2012 году разместило средства под аккредитивы в Национальном банке развития бизнеса. Спустя два года НББ лишили лицензии. В тот момент на счетах КСК, открытых в НББ, находилось 2,6 млрд рублей. Деньги зависли. Но никто за это не понес наказание.

«Освоение 51 млрд рублей на развитие туристических зон России можно считать проваленным», — жаловались активисты ОНФ. Несмотря на то, что после потери пляжей Турции и Египта импортозамещение в сфере туризма приобрело особое социальное значение.

Аналогичное мнение и у Счетной палаты. «Десятилетний опыт существования ОЭЗ показывает, что они не стали действенным инструментом поддержки экономики. Процесс создания и управления ОЭЗ характеризуется формализмом, безответственностью и безнаказанностью, отсутствием дисциплины за решения и последствия. Реальный экономический эффект от особых экономических зон не достигнут», — отметил аудитор СП Сергей Агапцов.

Напомним, что общая стоимость строительства объектов инфраструктуры ОЭЗ оценивается в 334 млрд руб. С 2006 по 2015 год федеральный бюджет выделил ОЭЗ 121,9 млрд, средства регионов составили 64 млрд.

«На территории ОЭЗ за 10 лет создано 18 177 рабочих мест. Соотнесем 121,9 млрд рублей, вложенных из федерального бюджета. 185,9 млрд — вместе с субъектами. Разделите, сколько стоит одно рабочее место. О какой эффективности здесь можно говорить?» — указала председатель Счетной палаты Татьяна Голикова.

В половине случаев сроки подготовки и принятия документов, предусмотренных соглашениями о создании ОЭЗ, не соблюдались. Так, на 1 января этого года планы развития ОЭЗ не утверждены по 16 из 33 зон, объем неиспользованных управляющими компаниями средств составил 24,8 млрд рублей. Наибольшие остатки сформированы на счетах акционерных обществ: «Курорты Северного Кавказа» — 7,8 млрд, «Особая экономическая зона «Иннополис» — 5,2 млрд, «Особые экономические зоны» — 3,5 млрд.

Срыв сроков приводит к отказу потенциальных инвесторов от реализации проектов. Это может привести к досрочному прекращению существования ОЭЗ. Обращаясь к представителю Минэкономразвития, Татьяна Голикова заявила: «Когда мы давали заключение на проект бюджета-16, мы обратили внимание и написали представление, что вы не соблюдаете нормы бюджетного законодательства по планированию инвестиций в ОЭЗ».

Это не простые слова. По закону неиспользованные остатки бюджетных инвестиций и субсидий перечислят в Федеральное казначейство, а до 1 июля 2016 года будет принято решение об их использовании. В результате Счетная палата постановила: нужно инвентаризировать механизмы развития экономики и ликвидировать неэффективные инструменты. А освободившиеся средства вернуть либо в бюджет, либо найти более эффективные проекты.

Николай Макеев
Константин Смирнов

Комментариев нет:

Отправить комментарий