пятница, 22 апреля 2016 г.

СБИТЬ МОЖЕТ. Как американцы атаковали советские самолёты в небе холодной войны







Американский истребитель F-14A Tomcat перехватывает советский Ту-95РЦ

14 апреля Госсекретарь США Джон Керри осудил действия российских пилотов, которые, по мнению американцев, двумя днями ранее совершили опасные манёвры возле эсминца «Дональд Кук» в Балтийском море. По словам Керри, поведение пилотов было безрассудным и экипаж эсминца при желании мог сбить приближавшиеся самолёты. О потерях советской авиации от огня американцев во время Холодной войны пишет KAVERDON.
В статье «Горячее небо холодной войны» были представлены эпизоды, в которых советская авиация и ПВО наносили урон ВВС США и их союзникам. Сегодня же мы поговорим о тех случаях, когда американцы наносили урон Советскому Союзу.

В конце 1950 года бортовым стрелком патрульного самолета P2V-«Нептун» был сбит один из МиГ-15, вышедших на его перехват возле Владивостока. Это сообщение подтверждается только американской стороной. Не удивительно, что 6 ноября 1951 года «Нептун» другой модификации, занимавшийся разведкой погоды для обеспечения боевых операций в Корее, был сбит советскими перехватчиками и по сообщениям советских пилотов вел по ним огонь.




Угнанный из Северной Кореи МиГ-15 Бис, под охраной в ожидании летных испытаний на Окинаве, 1953 год


В сентябре 1950 года двухмоторный советский бомбардировщик «А-20» старшего лейтенанта Константина Корпаева был атакован 11 американскими самолетами недалеко от острова Хайон-дао и сбит, несмотря на то, что его сопровождали два советских истребителя. По утверждению американцев, неопознанный самолет, летевший со стороны советской базы, был замечен на радаре одного из патрулировавших район эсминцев. С авианосца Велли-Фордж (USS Valley Forge) поднялись истребители, но когда они взяли самолет в кольцо, тот открыл по ним огонь, за что и был уничтожен.

Бомбардировка аэродрома Сухая речка

8 октября 1950 в пятом часу вечера два Lockheed F-80 Shooting Star («Метеор») прошли над полевым аэродромом Сухая речка (село в Хасанском районе Приморского края), сделали боевой разворот и атаковали стоящие на земле советские самолеты, повредив 7 из двадцати расположенных на взлетной полосе самолетов.




Локхид F-80 Шутинг Стар — первый американский серийный реактивный истребитель


На следующий день СССР подал официальную ноту протеста ООН. И 20 октября президент США Гарри Трумэн признал вину США и выразил сожаление в том, что американские ВВС нанесли урон Советскому Союзу. Он заявил, что командир полка уволен, а летчики переданы суду.

По словам же советских летчиков и очевидцев, никакой низкой облачности в день налета у Сухой речки не было, день был ясный и солнечный. Американцы вряд ли могли потерять ориентировку, так как должны были понять свою ошибку еще при подлете к тихоокеанскому побережью по его очертаниям.




Остатки памятника погибшим советским летчикам при бомбардировке аэродрома


И вот две странные детали. Во-первых, американские летчики, непосредственные участники атаки, прослужили после этого инцидента более 20 лет в ВВС, один из них после работал в ЦРУ. А во-вторых, у села Перевозное в Хасанском районе Приморского края есть памятник под номером 106, который значится как «братская безымянная могила летчиков, погибших при отражении американских бомбардировщиков в 1950 г.».

Воздушный беспредел




МиГ-15 и F-86 «Sabre» в совместном показательном полёте


В ноябре 1952 года в 30 — 35 километрах к югу от мыса Гамова (Японское море) произошел бой группы американских самолетов с четырьмя советскими истребителями МиГ-15. Согласно советской версии, четверка МиГов поднялась по тревоге на перехват неприятельских самолетов, взлетевших с авианосца и двигавшихся в направлении советской границы. Воздушный бой произошел на высоте 8 тысяч метров над морем в 10-15 километрах от нашей морской границы. Советские истребители были атакованы американцами внезапно и не успели перестроиться в боевой порядок. Два самолета были сбиты, третий, из-за отказа двигателя упал в море в районе мыса Льва и в бою не участвовал. Четвертый же оторвался во время боя от своих самолетов и вернулся на базу.

Два Ила




Ил-14 — советский поршневой ближнемагистральный двухдвигательный самолёт


В том же 1952 году жертвами воздушного беспредела американских пилотов стали пассажиры советского самолета. В советском небе, над территорией СССР американские истребители атаковали пассажирский Ил-14, на котором летели в отпуск семьи наших военнослужащих — женщины, дети. Никто не выжил.

Примечание — По этой трагедии не удалось найти более точных данных, буду благодарен за подробности. Возможно, что в статье-первоисточнике об этой трагедии допущена ошибка, поскольку Ил-14 официально начали эксплуатировать с ноября 1954 года, хотя его первый полет прошел летом 1950 года. А автор статьи-первоисточника перепутал 1952 и 1953 года.

27 июля 1953 г. пассажирский самолет Ил-12, совершавший перелет из Порт-Артура во Владивосток был атакован четырьмя американскими истребителями. Экипаж самолета и пассажиры, всего 21 человек, погибли.

Американские летчики облетели Ил, а затем расстреляли в упор безоружный транспортный самолет. Зачем они это сделали? Существует несколько версий. Согласно одной, американцы просто хотели показать свою силу в день заключения перемирия в Корее. По другой — охотились за командованием Тихоокеанского флота или маршалом Малиновским, который должен был возвращаться в СССР в этот день. СССР подал иск к США, но из-за встречных претензий и увиливаний, таких как искажение координат места происшествия, компенсации так и не были выплачены.

Пропавшие Ту

17 июля 1964 года экипаж самолета «Ту-16р», находившийся в 200 км к востоку от побережья Японии, доложил об обнаружении американской авиационной группы. После этого связь с самолетом прекратилась.




Ту-16 — советский тяжёлый двухмоторный реактивный многоцелевой самолёт


25 мая 1968 года. Самолет «Ту-16р» пролетавший над Норвежским морем доложил об обнаружении американского авианосца «Эссекс». После доклада самолет загорелся и упал в море. Его обломки и останки трех членов экипажа были найден во время поисково-спасательной операции. Во время авиакатастрофы в небе находились 4 или 5 американских самолетов.

По другим источникам, один из самолетов, разворачиваясь на малой высоте, зацепил крылом воду. Экипаж погиб, тела трех членов экипажа были подняты американцами и переданы советским представителям. Эта версия вызывает сомнения, так как точно такое же объяснение приводится в рассказах о гибели аналогичного самолета 26 июля 1980 года.



Как утверждается в описании в этому ролику, на видео запечатлен момент крушения советского бомбардировщика под командованием А.Плиева в Норвежском море возле авианосца Эссекс.

В Норвежском море пропал еще один советский самолет Ту-95РЦ ВВС СФ в августе 1976 года. При совершении вылета на воздушную разведку в Атлантику, Ту-95РЦ пытались перехватить американские F-4 «Фантом» в результате чего один из них врезался крылом в хвост советского разведчика.

Заключение




МиГ-31 — двухместный сверхзвуковой всепогодный истребитель-перехватчик дальнего радиуса действия


По данным американского журнала «Ю.С. Ньюс энд Уорлд рипорт», с 1950 до конца 1960-х годов США произвели до 20 тысяч полетов вдоль границ Советского Союза и Китая с целью выявления сил и средств системы ПВО. Кроме самолетов-разведчиков, способных подниматься на высоту, недоступную для советских истребителей, для сбора данных с 1954 года использовались автоматические дрейфующие аэростаты. Противоядием против этого стало принятие на вооружение С-75 и Су-9,истребителей-перехватчиков с потолком высоты в 20 километров.

Считается, что после того, как на вооружении в Советском Союзе появились истребители-перехватчики МиГ-31, которые считаются одними из лучших в мире, у американцев отпала охота проводить воздушную разведку над советской территорией. Американцы негласно признали господство СССР в воздухе, сосредоточив основное внимание на создании сверхточного оружия.

Комментариев нет:

Отправить комментарий