суббота, 9 апреля 2016 г.

27.03.1906 (9 апреля по н.ст.) Николай II подписал положение об учебном отряде подводного плавания

ruskline.ru

Краткая история боевых действий российских подводников

Александр  Бадьянов, Русская народная линия
Русские герои / 09.04.2016
К 110-летию создания подводного флота в России …
27 марта (9 апреля по н.ст.) 1906 года Николай II подписал положение об учебном отряде подводного плавания
Первым командиром Учебного Отряда подводного плавания стал вице-адмирал Э.Н.Щенснович. Это был герой русско-японской войны, награжденный золотым оружием за оборону Порт-Артура.
Вице-адмирал Э.Н.Щенснович
Сразу же с момента вступления в должность командира Либавского учебного отряда подводного плавания Э.Н.Щенснович осуществил поход на подводных лодках в Балтийском море в направлении Гельсинфорса (Хельсинки).
В статье: «Показом, а не рассказом» Э. Н. Щенснович писал: «Морское дело чисто практическое дело...Что толку будет, если я Вам расскажу, как отличный профессор, и выведу формулы для определения места корабля в море, но все таки если я этого ни разу не делал мне этого никогда и не сделать, особенно в неясную погоду и на качке и мы знаем примеры как прекрасные (казалось бы) учителя сажали корабли на камни.
Лучший учитель-это практика и лучше учить показом, а не рассказом. Обучение показом, если и обойдется несколько дороже, но такое обучение даст лучшие результаты, сбережет корабль от посадки на мель, сохранит механизмы в порядке... А потому такой способ обучения и должен быть принят везде и всегда, когда хотят готовить практических деятелей».[1]
Подводная лодка «Пескарь» 1907 г.
Что же, например показала практика 1 августа 1907 года во время учебно-боевых учений ПЛ «Сиг», «Стерлядь», «Белуга» и Пескарь» в районе Гелльсингфорса? Посредники признали, что перечисленные ПЛ уничтожили в ходе учений 11 боевых судов. Командир ПЛ « Пескарь» лейтенант С. Н. Власьев при этом отмечал: «Считается взятой в плен лодка «Белуга», уничтоженной лодка «Сиг» и взорвавшейся лодка «Пескарь»...четыре лодки в течении трех дней уничтожили 11 боевых судов и три транспорта, хотя бы ценою гибели трех лодок. Этот результат надо считать колоссальным. Не останется никакого сомнения, что в случае войны, потерпев такие потери, неприятель отказался бы от всякой мысли оперировать около Гельсинфорса и никогда бы не высадил там десанта».
Капитан 1-го ранга С.Н.Власьев
Справка: Сергей Николаевич Власьев выпускник Морского Кадетского Корпуса 1903 года, герой обороны Порт-Артура, в 1906 году в числе семи офицеров отобран в Учебный отряд подводного плавания.
С 1906 г. Власьев командир подводной лодки Макрель, с 1907 г. - подводной лодки Пескарь. В1907 году Власьев назначен командиром строящейся лодки Акула, самой крупной и современной на то время, участвовал в проектировании минного вооружения. Ему принадлежит инициатива группового использования подводных лодок в боевых операциях, разработка новых методик ведения боя. За успехи в развитии подводного плавания в 1910 г. был награжден орденом Станислава 2-й степени. 6 декабря 1912 г. ему присвоено звание капитана 2-го ранга. Активно противостоял А.В.Колчаку считая, что отряды подводных лодок в отличие от надводных кораблей будут действовать в балтийских шхерах намного эффективнее.

Подводная лодка «Акула». Либава
В период первой мировой войны подводные лодки начали боевые действия на коммуникациях противника в сентябре 1915 года. На Балтийском флоте находилось 18 подводных лодок, из них 8 больших, типа «Барс» и 10 малых.
Первое же крейсерство в 1915 году подводных лодок «Акула» и двух малых подводных лодок увенчалось большим успехом: они потопили 7 германских транспортов общим тоннажом 17500 тон и захватили в плен шведский пароход с военной контрабандой, направлявшийся в Германию.
Командовал «Акулой Сергей Николаевич Власьев.
В кампанию 1916 года русские подводные лодки уничтожили 2 крейсера и 16 транспортов противника.
Боевые действия подводных лодок Балтийского флота в годы первой мировой войны стали настоящей «академией» для целого поколения советских подводников предвоенного времени.
В начале Великой Отечественной войны в составе Балтийского флота насчитывалось 65 подводных лодок, из них 53 в строю, в том числе 6 подводных минных заградителей. Они были объединены в три бригады.
Развертывание подводных лодок началось 20 сентября 1941 года.
Так выпускник училища им М.В.Фрунзе капитан 3-го ранга Н.О.Момот командир ПЛ « Щ-307»был награжден орденом Ленина, за то что в сложных осенних условиях потопил 4 транспорта противника.
В 1942 году гитлеровское командование, чтобы воспрепятствовать выходу советских подводных лодок в море, создало два мощных противолодочных рубежа: в районе о. Нарген и на линии о. Гогланд. Здесь было выставлено свыше 10 тысяч мин плотностью на отдельных участках 170 мин на 1 милю.
13 ноября 1942 года подводная лодка «Л-3»( Фрунзенец) под командованием капитана 2 ранга Грищенко обнаружила караван, состоящий из четырёх транспортов в сопровождении тральщиков, подлодка начала маневрирование для выхода в атаку на самый крупный, двухтрубный транспорт. Из-за быстрого ухудшения видимости принято решение маневрировать по данным гидроакустика. Однако «Л-3» попала в середину конвоя, вследствие чего стало трудно определить точные координаты цели из-за окружающих со всех сторон шумов других транспортов.
Было принято решение подвсплыть до перископной глубины и определить координаты цели вперископ. После поднятия перископа произошло столкновение с одним из транспортов, который в это время проходил над подводной лодкой. В итоге, несмотря на столкновение, субмарина замечена не была. От удара тумба ограждения была наклонена на правый борт на 30 градусов, командирский перископ был согнут вправо на 90 градусов и развёрнут в корму на 135 градусов, антенны левого борта были сорваны.
Бесперископная атака оказалась успешной, вражеский танкер был уничтожен.18 ноября подлодка благополучно вернулась на базу. Действия Грищенко были признаны грамотными, правильными и исключительно полезными, так как этим впервые в подводной войне на Балтике была доказана возможность бесперископной атаки по данным приборов гидроакустики.
Командир подводной лодки Л-3 капитан 2-го ранга П.Д.Грищенко
В 1942 году Военный совет Балтийского флота провел самостоятельную операцию подводных лодок. Подводные лодки действовали тремя эшелонами, причем каждая группа вела борьбу на вражеских коммуникациях до полного израсходования торпед. Первая группа (11 подводных лодок) с 3 июня по 4 июля 1942 года потопила 20 транспортов противника. Вторая группа(16 подводных лодок) охватила своей деятельностью широкий фронт от Ботнического залива до о. Борнхольм. Выход третьей группы подводных лодок привел к тому, что транспортный флот Германии на Балтике за 6 месяцев( с июня по ноябрь 1942 года) потерял 60 судов общим тоннажом до 150 регистровых тонн.
На Северном флоте наиболее активно действовали подводные лодки в борьбе с вражескими конвоями. Бригада подводных лодок имела 23 больших, средних и малых подводных лодок. Командиром бригады был капитан 2-го ранга Колышкин.
Вражеские коммуникации были разбиты на 7 районов, в которых одновременно развертывались от 4 до 6 подводных лодок.
По данным адмирала А. Г. Головко, к началу лета гитлеровцы сосредоточили на севере Норвегии отряд крупных надводных кораблей в составе линейного корабля «Тирпиц», тяжелых крейсеров «Адмирал Шеер», «Лютцов» и «Адмирал Хиппер», четырех легких крейсеров и десяти эсминцев для действий на коммуникациях в северной Атлантике. Главная цель заключалась в том, чтобы сорвать перевозки из Англии военной техники и вооружения по ленд-лизу, которое было так необходимо советским войскам обороняющим Сталинград. Трагедия каравана PG-17 известна достаточно хорошо. В караване было 37 транспортов.
До 4-го июля 1942 года транспорты шли обычным курсом, но при известии о выходе в море германского тяжелого крейсера «Тирпиц» английское адмиралтейство отдало приказ 21 кораблю эскорта оставить конвой. В результате этого разыгралась трагедия, несопоставимая с трагедией Титаника: из 34 транспортов 23 были потоплены германскими подводными лодками.[2]
Подводная лодка К-21
А жертв могло быть значительно больше. В то время когда английские боевые корабли бросили беззащитный караван на произвол судьбы, на пути крейсера «Тирпиц» и всей остальной немецкой армады встала подводная лодка «К-21» под командованием капитана 2-го ранга Н. А. Лунина.
Отважный командир, оказавшись в центре вражеской эскадры, нанес по «Тирпицу» удар тремя торпедами. Сильно поврежденный «Тирпиц» был вынужден отказаться от нападения на беззащитные транспорты и, изменив курс, уйти на юг к острову Арией, где он и встал на ремонт. Таким образом, потомки викингов терпели на Севере поражение от противника дерзкого до бесстрашия и значительно более сильного по духу, чем они.[3]
Капитан 2-го ранга Н.А.Лунин
Особо следует отметить выпускников училища им.Фрунзе, таких как командир ПЛ « М-172» капитан-лейтенант И.И.Фисанович. Именно эта лодка прорвалась в Лиихамари, где разгружались транспорты противника. Две успешные атаки и два потопленных вражеских транспорта. Выпускник же училища им. Фрунзе капитан 2-го ранга М.И.Гаджиев стал легендарным подводником. Именно под его командованием ПЛ «К-3» в надводном положении вступила в бой со сторожевым кораблем, который преследовал и бомбил ушедшую на грунт «К-3». Удачным выстрелом «К-3» потопила немецкий сторожевой корабль от взрыва глубинных бомб, куда и попал снаряд с ПЛ.
12 боевых походов совершил М.И.Гаджиев с подводниками своего дивизиона.
Активно действовала на севере ПЛ « С-51». За короткий срок ее экипаж потопил 4 боевых корабля и транспорт, а также повредил два корабля противника.
Самоотверженно сражалась в врагом ПЛ «Щ-422» под командованием выпускника училища им. Фрунзе Ф.А.Видяева, окончившего училище в 1937 году. 11 транспортов противника на счету этой ПЛ.
За боевые успехи в борьбе на море Краснознаменная бригада подводных лодок 3 ноября 1944 года была награждена орденом Ушакова 1 степени. В 1943 году подводные лодки « Щ-402» и «Щ-422», М -172 стали гвардейскими.
На протяжении почти всей войны костяк немецких подводных сил Германии составляли устаревшие типы немецких подводных лодок среднего водоизмещения (серия У11 - С, серия 1Х-С и 1Х-Д). Однако затем по инициативе адмирала Денница стали строить подводные лодки нового поколения. Строились свермощные лодки нового поколения на заводе «Шихау».
На заводе «Шихау» в Данциге с ноября 1943 по сентябрь 1944 года были размещены заказы на строительство 184 больших подводных лодок нового поколения (тип XXI). Первые 25 лодок успели сдать флоту.
30 января 1945 года в Данцигский залив Балтийского моря вышел один из самых крупных кораблей Германии «Вильгельм Густлов». Туристско-экскурсионный теплоход был построен на гамбургской верфи в 1938 году. Это был непотопляемый девятипалубный океанский лайнер водоизмещением 25484 тонны, построенный по последнему слову техники. Два театра, церковь, танцплощадки, бассейны, гимнастический зал, рестораны, кафе с зимним садом и искусственным климатом, комфортабельные каюты и личные апартаменты Гитлера. Длина - 208 метров. Судно было названо и построено в честь Вильгельма Густлова - лидера швейцарских нацистов, одного из помощников Гитлера. Однажды в его штаб-квартиру явился коммунист из Югославии Давид Франкфутер. Назвавшись курьером, он вошел в кабинет Густлова и всадил в него пять пуль. Так Вильгельм Густлов стал мучеником нацистского движения. В войну «Вильгельм Густлов» стал учебной базой высшей школы подводников. Был январь 1945 года. Железные дороги забиты, гитлеровцы бегут и вывозят награбленное морем. 27 января на совещании представителей флота вермахта и гражданского начальства командир «Вильгельма Густлова» оглашает приказ Гитлера переправить на западные базы экипажи новоиспеченных специалистов-подводников. Это был цвет фашистского подводного флота - 3700 человек, экипажи для 70-80 новейших подлодок, готовых к полной блокаде Англии. Погрузились и высокопоставленные чиновники - генералы и высший офицерский состав, вспомогательный женский батальон - около 400 человек. Среди избранников высшего общества - 22 гауляйтера земель Польских и Восточной Пруссии. Известно также, что при погрузке лайнера к нему подъезжали машины с красными крестами. А по данным разведки на лайнер выгружали перебинтованные муляжи. Ночью на лайнер грузилась гражданская и военная знать. Были там и раненые, и беженцы. Уже на выходе из Гдыни, когда 30января четыре буксира стали выводить лайнер в море, его окружили малые суда с беженцами, и часть людей приняли на борт. Далее лайнер зашел в Данциг, где принял раненых военнослужащих и медперсонал. На борту оказалось до 9000 человек. Много лет спустя в германской печати обсуждали: если бы на корабле были красные кресты, потопили бы его или нет? Спор бессмыслен, госпитальных крестов не было и не могло быть. Судно входило в состав военно-морских сил Германии, шло под конвоем и имело вооружение - зенитки. Операция готовилась настолько тайно, что старшего радиста назначили всего за сутки до выхода. Во время перехода между высшими чинами вспыхнул конфликт. Одни предлагали идти зигзагами, постоянно меняя курс, сбивая со следа советские подводные лодки. Другие полагали, что лодок бояться не надо - Балтика была начинена минами, в море курсировало 1300 немецких кораблей, бояться надо самолетов. Поэтому предлагали идти напрямую, полным ходом, чтобы скорее миновать опасную воздушную зону. После попадания трех торпед на лайнере странным образом вдруг вспыхнули все лампы в каютах, вся иллюминация на палубах. Прибыли корабли береговой охраны, с одного из которых был сделан снимок тонущего корабля. «Вильгельм Густлов» тонул не пять и не пятнадцать минут, а один час и десять минут. Это был час ужаса. Капитан пытался успокоить пассажиров, объявляя, что корабль просто сел на мель. Но уже завыли сирены, заглушая голос капитана. Старшие офицеры стреляли в младших, прокладывая себе путь к спасательным шлюпкам. Солдаты стреляли в обезумевшую толпу. При полной иллюминации «Вильгельм Густлов» ушел на дно. На следующий день об этой катастрофе сообщили все зарубежные газеты. «Величайшая катастрофа на море»; «Гибель «Титаника в 1912 году - ничто в сравнении со случившимся на Балтике в ночь на 31 января» - так писали шведские газеты. 19 и 20 февраля в финской газете «Турун Саномат» было помещено сообщение: «Согласно шведскому радио, во вторник вышедший из Данцига «Вильгельм Густлов» водоизмещением в 25000 тонн был утоплен торпедой. На борту парохода находилось 3700 обученных специалистов-подводников, следующих для участия в операциях германского флота, и еще 5000 эвакуируемых. Спаслись всего 998 человек. После попадания торпед лайнер повалился на борт и затонул через 5 минут». Гибель лайнера всполошила весь фашистский рейх. В стране был объявлен трехдневный траур. В экстренном сообщении берлинского радио говорилось, что командир подводной лодки, торпедировавшей лайнер, приговорен заочно к расстрелу и объявлен «личным врагом Германии». Приближенные Гитлера в своих воспоминаниях рассказывают, что у него велся специальный учет «личных врагов Германии», нанесших урон «третьему рейху». В этот список и попал капитан 3 ранга Маринеско потопивший 30 января 1945 г. Лайнер Вильгельм Густлов. Гитлер в припадке ярости приказал расстрелять командира конвоя. В 1938 году, когда в Гамбурге это «чудо германской техники» спускали со стапелей, фюрер лично принял участие в его «крещении» и на банкете поднял тост за величие Германии. Спешно была создана специальная комиссия по расследованию обстоятельств гибели корабля. Фюреру было от чего сокрушаться. На лайнере погибли более шести тысяч эвакуировавшихся из Данцига представителей военной элиты, в своем бегстве опередивших отступающие гитлеровские войска. Потопление лайнера «Вильгельм Густлов» было крупнейшей, но не единственной победой С-13 в январо-февральском походе. Оторвавшись от преследователей, командир приказал устранить полученные во время бомбежки глубинными бомбами повреждения, после чего подводная лодка продолжила поиск противника. 9 февраля С-13 продолжала боевые действия в южной Балтике. Свирепый шторм со снегопадом мешал вести наблюдение. Казалось, что в такую погоду вряд ли кто отважится выйти в море. Но к вечеру метель немного стихла. 22 часа 15 минут гидроакустик Шнапцев уловил шум винтов большого корабля. Маринеско определил сторону движения противника и начал с ним сближение, дав 18-узловой ход дизелями. Носовые торпедные аппараты были приготовлены к выстрелу. В это время видимость немного улучшилась, и силуэт огромного корабля четко определился прямо по курсу лодки. Чтобы не быть преждевременно замеченным, Маринеско изменил курс с расчетом уйти в темную часть горизонта. 2 часа ночи, почти сорок минут напряженного маневрирования. Наконец С-13 снова со стороны берега, как и при атаке лайнера, заняла выгодное положение для залпа. В момент, когда уже была дана команда приготовиться к атаке, цель неожиданно повернула на новый курс.
Командир С-13 капитан 3-го ранга А.И.Маринеско
А.И.Маринеско понял, что противник, опасаясь быть атакованным, идет противолодочным зигзагом. Командир увеличил скорость лодки до 19 узлов и начал готовиться торпедировать кормовыми аппаратами. 2 часа 49 минут. Маринеско приказывает остановить дизеля. Стрельба кормовыми аппаратами позволяет делать залп и на 19-узловой скорости. У кормовых торпедных аппаратов нет лобового сопротивления, но все же лучше стрелять на небольшой скорости подводной лодки. Затем звучит команда «Пли!» Торпеды из кормовых аппаратов устремляются к цели. Расчеты Маринеско были безошибочны. Две торпеды почти одновременно поразили цель, а через несколько секунд раздались еще три сильных взрыва. Произошла детонация боезапаса или взорвались котлы. Сильное пламя, словно молния во время грозы, осветило место боя.
Потопление ПЛ С-13 лайнера « Вильгельм Густлов» 30 января 1945 г.
К тонущему кораблю устремились миноносцы охранения. Освещая весь район прожекторами и осветительными снарядами, они пытались подойти к нему, но он перевернулся через левый борт, на какую-то минуту задержался на воде вверх килем, а затем пошел на дно. Только после войны стало известно, что в ночь на 10 февраля 1945 года, в 2 часа 50 минут по московскому времени, был потоплен вспомогательный крейсер «Генерал фон Штойбен» водоизмещением 14660 тысяч тонн. На нем находилось 3600 гитлеровских солдат и офицеров, спешивших с Курляндского плацдарма на защиту Берлина. Подошедшие к месту гибели транспорта немецкие миноносцы смогли поднять из воды всего лишь 300 человек. На этот раз С-13, благодаря искусному маневрированию, осуществляемому Маринеско, удалось уйти от противника. К сожалению, судьба командира легендарной подводной лодки сложилась трагически. Сразу после окончания войны Маринеско был арестован. И впоследствии его имя и его подвиг незаслуженно пребывали в забвении. Время, впрочем, все расставило по своим местам. 5 мая 1990 года был опубликован Указ о присвоении звания Героя Советского Союза Маринеско Александру Ивановичу - капитану 3-го ранга. Посмертно...
В настоящее время подводные лодки российского ВМФ с ядерным оружием являются наиболее эффективным средством сдерживания агрессивно настроенных западных держав, которые могут противопоставить России только бессильную тактику экономических санкций.
Бадьянов Александр Борисович, капитан 1-го ранга запаса, кандидат социологических наук, преподаватель кафедры ГиСЭД ВМИ Петра Великого

Комментариев нет:

Отправить комментарий