информация не самая свежая, но во многом актуальная.
По институтской необходимости пришлось делать работу и анализировать медиа-рынок России. Наиболее интересной частью информации спешу поделиться...
Описание рекламного рынка
Эксперты Ассоциации коммуникационных агентств России (АКАР) подсчитали, что в 2007 году объем российского медиарекламного рынка достиг 199,2 млрд. (228,7 млрд. – с НДС) руб. Хотя реклама не единственный источник дохода медиа (у прессы это подписка, у телевидения и радио - авторские права на передачи), тем не менее реклама приносит медиа около 80% доходов, а для такого сегмента, как телевидения – около 90%.
Объемы рекламы в средствах ее распространения за 2007 год (млрд. руб без НДС)
Телевидение – 95,3 – 48%
Печатные СМИ – 43,8 – 22%
Наружная реклама – 39,3 – 20%
Радио – 13,8 – 7%
Интернет – 4,9 – 2%
Прочие носители – 2,1 – 1%
Итого – 199,2 – 100%
ТОП крупнейших медиа-холдингов
1. Федеральное государственное унитарное предприятие «Всероссийская государственная телевизионная и радиовещательная компания» (ФГУП ВГТРК).
Генеральный директор ВГТРК - Добродеев Олег Борисович
Активы: по состоянию на сентябрь 2008 года.
Общефедеральные:
- Телеканал «Бибигон», Москва
- Телеканал «Вести», Москва
- Телеканал «Культура», Москва
- Телеканал «Россия», Москва
- Телеканал «РТР-Планета», Москва, зарубежное вещание
- Телеканал «EuroNews» на русском языке
- Телеканал «Планета-Спорт», Москва, зарубежное вещание
- Телеканал «Спорт», Москва
- Радиокомпания «Вести», Москва
- Радиокомпания «Культура», Москва
- Радиокомпания «Маяк», Москва
- Радиокомпания «Маяк» (радиоканал «Юность»), Москва
- Радиокомпания «Орфей», Москва
- Радиокомпания «Радио России», Москва
- Радиокомпания «Голос России», Москва, зарубежное радиовещание
- Региональные: более 90
- Государственный интернет-канал "Россия", который объединяет более 20 интернет-ресурсов.
Выручка: увеличение в 2007 году по сравнению с 2006 г. на 24% до 22,33 млрд руб.
2. ОАО «Газпром-Медиа»
Владелец: Холдинг принадлежит Газпромбанку; фактический контроль осуществляет государственный газовый монополист «Газпром». Контроль над Газпромбанком принадлежит негосударственному пенсионному фонду «Газфонд» (50 % плюс 1 акция). Российскому газовому монополисту ОАО «Газпром» принадлежит ещё 41,7 % акций. Еще 6,3 % акций принадлежит ООО «Новые финансовые технологии», 99,99 % долей которого принадлежит самому Газпромбанку
Ключевые фигуры: Александр Дыбаль (председатель совета директоров), Николай Сенкевич (генеральный директор).
Выручка: В 2007 году общая выручка холдинга составила более 1 275 млн. долларов США (по сравнению с 2006 годом рост — 59%).
Активы:
- Телекомпании "НТВ", "ТНТ", спутниковая телекомпания "НТВ-Плюс"
- Радиостанции "Эхо Москвы", "Первое популярное радио" ("Попса"), NEXT, "CИТИ-FM", Relax-FM, "Детское радио"
- Издательство "Семь дней": журналы "Итоги", "7 дней — Телепрограмма", "Караван историй", "Коллекция Каравана Историй"; газеты "Трибуна", "Петербургский Час-пик"; журнал-телегид "Панорама TV"
- Кинокомпания "НТВ-Кино"
- Кинотеатры "Октябрь", "Кристалл-Палас"
- ОАО "Газпром-Медиа" (продажа рекламы)
- ОАО "Телебазис", ООО "Рекламная компания "СМС", ООО "КОМСТЭК" (управление и владение недвижимостью)
- Контрольный пакет акций ЗАО "Рутьюб" (интернет-портал Rutube.ru) (куплен за 5 млн.$)
Любопытно отметить, что в мае 2008 г. "Газпром-медиа" продала 51% пакет акций газеты «ИЗВЕСТИЯ» ОАО СОГАЗ (владелец АБ "Россия") за 175 млн.$, который купила в 2005 г. у "Проф-медиа" всего за 25 млн.$.
3. Холдинг «Проф-Медиа»
Владельцы: частная финансово-промышленная группа «Интерроса», 100 % акций которой принадлежит компании ЗАО «КМ-Инвест», которая представляет интересы Владимира Потанина.
Выручка: в 2005 году составила $273,2 млн, EBITDA — $63,7 млн. Выручка холдинга в 2007 году составила около $430 млн.
Активы:
а. Компания «B2B Media»
Компания специализирующаяся на выпуске b2b-журналов. Издает журналы для специалистов в области финансов, рекламы и маркетинга, кадров, висков, менеджмента: «Финансовый директор», «Индустрия рекламы», «МСФО: практика применения», «Коммерческий директор. Sales & marketing management» , «HR Менеджмент» , «Риск-менеджмент» , «Первый в бухгалтерии» , Conference & Business Travel , C'T
Также компания управляет сайтами: Admarket.ru , E-xecutive.ru , Hrm.ru , E-perspektiva
б. Издательский дом «Афиша»
Издает журналы «Афиша. Все развлечения Москвы», «Афиша. Все развлечения Петербурга», «Афиша. Все развлечения вселенной», «Афиша-Мир», «Большой город», серию путеводителей.
Владеет сайтами Afisha.ru, BG.ru, Afisha-Mir.ru.
в. Радио:
В рамках холдинга создана «Вещательная корпорация „Проф-Медиа“», которая управляет радиостанциями: Авторадио , NRJ Россия, Юмор FM , Радио Алла
г. Кино
Холдинг управляет сетью кинотеатров «Синема Парк», залы которого расположены в Москве, Санкт-Петербурге, Тюмени, Челябинске и Набережных Челнах.
Также холдинг владеет контрольным пакетом акций компании «Централ Партнершип».
д. Телевидение
«Проф-Медиа» владеет телеканалами:
«2x2»
«Rambler TV»
«ТВ3»
«MTV Россия»
«VH1 Россия»
е. Интернет
Холдинг владеет компанией «Рамблер Медиа», основной ресурс которого — портал Rambler.ru.
4. «СТС Медиа»
Владельцы: Основные акционеры на июль 2007 — Modern Times Group Broadcasting AB (39,8 %) (Швеция), ABH Holdings Corporation (структура Альфа-банка, 26,49 %), фонды под управлением Baring Vostok Capital Partners (3 %), группа Access Industries Леонарда Блаватника (6,1 %) и 25% акций торгуется на NASDAQ.
Президент — Александр Роднянский.
Выручка холдинга в 2006 году составила $370,8 млн (в 2005 году — $237,5 млн), чистая прибыль — $106,3 млн ($57,3 млн).
Активы: 75 % минус 1 акция телеканала СТС, контрольными пакетами телеканала «Домашний», Дарьял-ТВ и компании «СТС-Регион». Потенциальная аудитория СТС — около 100 млн. человек, «Домашнего» — около 50 млн. Их общая доля на рынке телерекламы — около 13,6 %.
100% долей ООО "Костафильм" и ООО "Сохо Медиа"
60% акций ТРК "31 канал" (Казахстан)
по 51% долей в каждом ООО "Вега-ТВ" и ООО "Вечер" (Барнаул)
100% акций ЗАО "Орион" (Самара)
100% акций ОАО "Телеэкспресс" (московский телеканал М1)
5. «Национальная медиагруппа» (НМГ)
Генеральным директором структуры стал президент ФК «Зенит» и глава «Лентрансгаза» С. А. Фурсенко. Председатель совета директоров — Л. П. Совершаева
Акционеры: Доли учредителей НМГ распределяются следующим образом:
— ОАО «АБ „Россия“» (председатель совета директоров и совладелец Юрий Ковальчук - близкий друг Путина) — 54,96%,
— ОАО «Сургутнефтегаз» — 19,49%,
— ОАО «Северсталь» — 19,49%,
— группа СОГАЗ — 6,06%.
Активы:
А) Пресса: Известия (50,19%)
Б) Телевидение: РЕН ТВ 68%, ТРК Петербург - Пятый канал (72%)
В) Прочее: 51% Национальные телекоммуникации (НТК): 100% акций оператора кабельного ТВ ТКТ (С.-Петербург), 74% акций ОАО "Мостелеком", 51% акций альтернативного оператора "Макомнет", 100% провайдера широкополосного доступа (ШПД) "Корвет", кабельные активы в Екатеринбурге, Новосибирске, Кургане
Планируется также включить в состав НМГ петербургский телеканал 100ТВ, федеральный канал 7ТВ и интернет-ресурс Lenta.ru
6. РБК (РосБизнесКонсалтинг)
Акционеры: Основные владельцы компании — её топ-менеджеры Александр Моргульчик (22,16 %, 11,68 % без учёта заложенных акций), Дмитрий Белик (20,9 %, 10,88 % без учета заложенных акций) и Герман Каплун (19,21 %, 11,5 % без учета заложенных акций). Капитализация на ММВБ на 22 марта 2007 года — 31 млрд руб.
Генеральный директор — Юрий Ровенский.
Выручка: в 2006 году выросла на 90 %, составив $207,8 млн, из них медиауслуги выросли на 58 % до $126,8 млн и IT-услуги — на 177 % до $81 млн EBITDA холдинга выросла на 84 % до $54,5 млн, чистая прибыль — на 77 % до $36,9 млн.
В начале октября 2007 года компания «РБК Информационные системы» купила 89,99 % акций журнала «Наши деньги» у «КИТ Финанс» и 100 % акций газеты «М² — Квадратный метр» у ИД Родионова.
Активы: В РБК входит информационное агентство «РосБизнесКонсалтинг», новостной интернет-портал, ежедневная аналитическая газета «РБК daily» (выходит как в печатной, так и в онлайн-версии), а также бизнес-телеканал «РБК-ТВ». Издаёт ежемесячный деловой журнал «РБК» и журнал о высоких технологиях CNews. РБК является владельцем хостинг-площадок «Хайвей», «Арбатек» и «Петерхост».
7. «Система Масс-медиа»
Владелец: АФК «Система», 62,13 % акций которой принадлежит председателю совета директоров АФК Владимиру Евтушенкову. Ещё 19 % акций обращаются на Лондонской фондовой бирже в виде АДР. Остальные акции распылены среди физических лиц, в том числе топ-менеджеров «Системы».
Генеральный директор — Смирнов Андрей Вадимович.
Выручка: $137,04 млн (2007 г.), Чистая прибыль: $2,1 млн (2007 г.)
Активы:
«Стрим-ТВ» (100%);
«Стрим-Контент» (100%),
«Космос-ТВ» (50 %);
«КОМСТАР-Директ» (48,1 %);
«Цифровое телерадиовещание» (100 %);
Коммуникационная группа «Максима» (75 %);
8. ЗАО «Медиа3».
Основана в 2007 году для управления медиаактивами группы «ПромСвязьКапитал».
Владельцы: братья Алексей (председатель совета директоров компании) и Дмитрий Ананьевы.
Генеральный директор — Александр Страхов.
Активы: В состав группы входят издательские дома «Аргументы и факты», «Экстра М медиа» и «Труд», выпускающие газеты «Аргументы и факты», «Экстра М», «Труд», «Труд-7», «Центр-плюс», «Округа» и несколько небольших изданий. Также компании «Медиа3» принадлежат две крупнейшие типографии Москвы — старейшая типография города «Медиапресса» (бывшая «Правда») и издательский комплекс в подмосковном Красногорске (построен владельцами «Экстра М»).
Помимо этого, компания владеет розничной сетью по продаже печатных изданий, насчитывающей около 2600 точек продаж в 14 регионах России.
Выручка: Консолидированная выручка за 2007 год — более 11,9 млрд руб., чистая прибыль — 708 млн руб., EBITDA — 1,6 млрд руб.
Описание ТВ-сегмента
Российское телевидение представляет собой 200 эфирных телеканалов, включая около 60 общероссийских телеканалов и 500 операторов кабельного телевидения.
Аудиторные данные. В тройку лидеров в 2007 году среди эфирных телеканалов вошли «Первый канал» (20,2%), телеканал «Россия» (17,9%), «НТВ» (13,7%). В тройку лидеров среди кабельных телеканалов вошли «Discovery Channel» (11,8%), «Animal Planet» (10,2%) и киноканал «TV 1000» (9,9%).
Распределение телеаудитории в России в 2007 г., %
1. Первый канал – 20,2%
2. Россия – 17,9%
3. НТВ – 13,7%
4. СТС – 9%
5. ТНТ – 6,6%
6. Рен-ТВ – 4,4%
7. ТВ Центр – 3%
8. ТВ-3 – 2,2%
9. Спорт – 2%
10. Культура – 2%
Другие - 19%
Реклама на ТВ составляет львиную долю всего рекламного бюджета: 50%. Темпы роста рынка рекламы в 2005-2007 составляли 25-35%, с 2008 - 10-20% в год. Уровень затрат телерекламы в России в 2007 году на душу населения составил $20 на человека ($40 на все СМИ). Три категории наиболее рекламируемых на телевидении товаров: услуги сотовой связи, моющие и чистящие средства, прохладительные напитки. Наиболее крупные рекламодатели: «Procter & Gamble», «UNILEVER», «Reckitt Benckiser».
ТОП 10 Рекламодателей в 2007 г.- Объем рекламы, секунды
1. Procter & Gamble - 1 065 544.0
2. UNILEVER - 828 818.0
3. Reckitt Benckiser - 643 540.0
4. Danone - 510 294.0
5. L'oreal - 414 685.0
6. Wimm-Bill-Dann - 411 120.0
7. Mars-Russia - 396 475.0
8. Pepsi Co - 356 662.0
9. Мегафон - 351 305.0
10. Wrigley's - 344 800.0
ТОП 10 категорий рекламы - Объем рекламы, секунды
1. Услуги сотовой связи - 5 142 578
2. Моющие и чистящие средства - 3 553 630
3. Прохладительные напитки - 3 442 622
4. Молочные продукты - 3 388 385
5. Торговые организации - 2 776 515
6. Средства по уходу за волосами - 2 467 623
7. Пиво - 2 411 391
8. Шоколадные изделия - 2 262 806
9. Автотранспорт - 2 228 1330
10. Жевательная резинка - 1 486 980
Большинство каналов делают основной упор на телесериалы и художественные фильмы. К таковым можно отнести телеканалы: «Первый канал», «Россия», «СТС», «Рен-ТВ», «Домашний», «Культура». «ТНТ» специализируется на юмористических программах и реалити-шоу. «НТВ», еще три года назад считавшийся информационно-аналитическим каналом, по ряду причин тоже «свалился» в категорию развлекательных телеканалов. К узкоформатным можно отнести «Муз-ТВ» - сделавший ставку на мультипликационные фильмы, новостным телеканалам «Euronews» и «Вести», телеканал «Спорт».
Структура российского контента более чем на половину состоит из программ собственного производства. Средняя цена за час контента на российском рынке составляет от $60 тыс. до $200 тыс. в зависимости от жанра, времени показа и прочее.
Объем российского рынка сериалов оценивается специалистами на конец 2007 года в $300 млн. Производство мини-сериалов, в среднем, обходится в сумму от $250 тыс. до $500 тыс. и окупается со второго-третьего показа. Сегмент дорогих мини-сериалов занимает 15% рынка, доля сериалов среднего ценового сегмента - $70-150 тыс. («Не родись красивой», «Моя прекрасная няня» и прочие) - составляют 30% рынка, и, наконец, эконом сериалы типа «Обреченная стать звездой» с бюджетом $30-80 тыс., занимают оставшиеся 55% рынка. Однако производство контента становится все дороже, в большей степени, за счет кадровых затрат: зарплат актеров, операторов, режиссеров и сценаристов.
Влияние на телесмотрение оказывают: предпочтения по проведению свободного времени; наличие телеприемника; погодные условия; нишевание телеканалов, приводящее к рассеиванию аудитории; психофизические факторы. В среднем россияне тратят на просмотр телевидения 47% (254 минуты) свободного времени. Более половины россиян считают ТВ основным источником информации.
Общая информация о ведущих ТВ-каналах
ОАО «Первый канал»
Руководители: Константин Эрнст — Генеральный директор
Владельцы:
Росимущество — 38.9 %
ОРТ-КБ — 24 %
Растрком-2002 — 14 %
Эберлинк-2002 — 11 %
ИТАР-ТАСС — 9.1 %
Телевизионный технический центр — 3 %
ОРТ-КБ, Растрком-2002 и Эберлинк-2002 — 49 % акций контролируются структурами Романа Абрамовича. Остальные 51% - государством.
Доля телеаудитории: 20,2% (2007 г.)
Выручка: 20,76 млрд руб. (2007 г.)
ФГУП ГТК «Телеканал «Россия»
Руководители: Олег Добродеев — председатель ВГТРК, Александр Любимов — первый заместитель гендиректора телеканала
Владелец: ФГУП ВГТРК
Доля телеаудитории: 17,9% (2007 г.)
Выручка: 22,33 млрд руб. (2007 г. - ВГТРК)
ОАО «Телекомпания «НТВ»
Основатели (1993 г.): Владимир Гусинский, Олег Добродеев, Евгений Киселёв
Владелец: «Газпром-медиа»
Руководители: Владимир Кулистиков — Генеральный директор
Доля телеаудитории: 13,7% (2007 г.)
Выручка: 13,76 млрд руб (2007 г.)
ЗАО «Сеть Телевизионных Станций»
российский телеканал, позиционирующий себя как «Первый развлекательный».
Владелец: холдинг «СТС Медиа»
Генеральный директор с 24 июня 2008 года Антон Кудряшов. Директор — Вячеслав Муругов.
Доля телеаудитории: 9%
ОАО «ТНТ-Телесеть»
Основатель (1998 г.): Владимир Гусинский
Владелец: Газпром-Медиа
Руководители: Петренко Роман — Генеральный директор, Троицкий Дмитрий — Генеральный продюсер
Доля телеаудитории: 6,6%
РЕН-ТВ
Основной актив компании «Медиа-холдинг РЕН ТВ».
Основатели (1997 г.): Ирена Лесневская и её сын Дмитрий Лесневский. В названии канала была использована часть имени Ирены Лесневской. В 2006 году Лесневские продали свои акции немецкой компании RTL Group.
Генеральный директор РЕН ТВ — Александр Орджоникидзе.
Владельцы компании по оценкам газеты «РБК daily» на апрель 2007 года:
56 % акций — ИК Аброс (Акционерный Банк "Россия" - владеет близкий друг В.В.Путина Юрий Ковальчук, основатель Национальной медиа-группы (НМГ)),
30 % — RTL Group,
7 % — «Северсталь-групп»,
7 % — «Сургутнефтегаз».
Доля телеаудитории: 4,4%
ОАО «Телекомпания «ТВ Центр»
Полностью принадлежит правительству Москвы.
Генеральный директор канала с 29 декабря 2005 — Александр Пономарёв.
Доля телеаудитории: средняя доля канала по Москве, по данным TNS Gallup Media, составляет 5-6 %, по России - 3 %.
Комментариев нет:
Отправить комментарий