«Платон» — это российская система взимания платы с грузовиков, имеющих разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн. Название «Платон» является сокращением от словосочетания «плата за тонны». Деньги хотят взимать с перевозчиков в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования. Один километр обойдётся перевозчику в 3,73 руб. Часть (?) собранных средств должна быть направлена в Дорожный фонд РФ на приведение федеральных автомобильных трасс в надлежащее состояние.
Почему часть? Оказывается, оператором системы является компания «РТ-Инвест транспортные системы», 50 % в которой принадлежит Игорю Ротенбергу, 50 % — государственной корпорации «Ростех». За свои услуги оператор системы получит от 10,6 млрд руб. в год. Оставшиеся средства будут направлены в Федеральный дорожный фонд[1].
Согласно озвученной верхами легенде, денежных средств из действующих налогов не было достаточно для того, чтобы поддерживать дорожную инфраструктуру в надлежащем состоянии – и вот в таких условиях было принято решение о сборе дополнительного налога.
А почему не государству, а частному лицу? Так не впервой: налог на автострахование, вышибаемый силами ДПС, поступает не государству, а частным страховщикам, и т.п.
В РФ давно уже освоена старотурецкая методика «сдавать провинции откупщикам» - которые дают определённую сумму авансом властям, а потом выколачивают из провинции своё с лихвой.
Чаще, конечно, в современных условиях откупщикам сдают на откуп не провинции, а отрасли: автолюбителей (автостраховщикам и производителям детских кресел непонятной безопасности), медицину (страховым фондам) и т.п.
Не придумав ничего нового, откупную систему «аванс-вышибание» распространили теперь и на дальнобойщиков. Их сдали оптом частным лицам для выколачивания из них частной прибыли. Часть прибыли откупщика отрасли – забирает себя государство, старая Османская Турция или РФ.
В этом контексте нехудо бы, конечно, припомнить, что откупная система налогообложения в итоге привела к упадку, развалу, расчленению, и, наконец, к полной ликвидации Османской Империи. Не думаю, что экономический итог новых откупных систем будет иным…
Тревоги дальнобойщиков, конечно же, преувеличены: альтернативы им нет, возить они своё будут, и получать своё тоже. В конечном счете откупные платежи лягут на конечных потребителей, то есть будут вложены в магазинные цены. Товары в магазинах станут ещё дороже и недоступнее…
Конечно, глубинные причины Откупов понятны: государство Российское нуждается в деньгах, нуждается остро, и год от года всё острее, а зарабатывать оно не умеет. Поэтому верхи включают чрезвычайные сборы, очень напоминающие поборы допетровских царей «на войну». Кроме личной жадности олигархов (которой может и не быть – если считать их агентами государства, которым временно дали «порулить пакетами») – существует очень трагический мотив: гигантский и возрастающий разрыв между государственной стратегией и её экономическим базисом.
Наша газета уже писала, что Россия сегодня – это мощный бронированный лимузин, посаженный на велосипедные колёса. Она является не имеющей прецедентов в истории великой державой, которая одновременно настаивает на своём величии и при этом методично уничтожает свою экономику.
«Нужны деньги – откроем тумбочку по фамилии Ротенберг и возьмём оттуда деньги…». Психология путинских олигархов раскрыта в одном из интервью Тимченко: «Мне дали капитал и сказали держать до дальнейших распоряжений. Скажут отдать – отдам. Я уже с женой советовался – нам с ней всего этого не нужно…»
От Ротенберга я такого не слышал, но вполне допускаю, что и он тоже так думает: «приказали держать – держу. Когда скажут отдать – отдам». Дело совсем не в Ротенберге (он лично, может быть, и благородный человек). Дело в откупной системе, которая вела и ведёт государства (а значит, и их элиты) к гибели.
Почему мы назвали экономическую мотивацию верхов «легендой»? Потому что с точки зрения экономической науки это нелепица. Что значит «действующих налогов не было достаточно для того, чтобы поддерживать дорожную инфраструктуру в надлежащем состоянии»?
Изначально, что ли не было достаточно? А как же тогда их построили и поддерживали? Значит, нужно поправить, по крайней мере – «стало недостаточно». Было достаточно. А потом стало недостаточно.
Это в корне меняет экономическую суть дела. Если система, которая работала – перестала работать, то ведь нужно чинить поломку, а не насаживать на систему дополнительный движок! Это касается не только «Платона», но и сборов на капремонт в ЖКХ и ещё много чего.
Движок перестал тянуть систему. Грубо говоря, лошадь упала. Так раз упала – нужно ветеринара к ней, а не кнутом стегать снова и снова! Она и без кнута упала, вы её кнутом совсем до смерти забьёте. Нам не только лошадь жалко. Нам и вас жалко: вы же безлошадными останетесь!
Всякое дополнительное изъятие (решение о сборе дополнительного налога) ставит вопрос о предыдущих изъятиях. Какова судьба? Кто их украл? Ведь их же кто-то украл, если их раньше хватало, а теперь не хватает…
Экономическая порочность новых налогов не в том, что они вводятся. А в том, что вводятся они на старую основу, которую грозят раздавить. Допустим, я, как владелец земельного участка (а хозяин страны и есть владелец земельного участка, только очень большого) – сдаю поле арендатору. Арендатор отдаёт мне часть урожая.
Если мне не хватает моей части – что я должен сделать? Или дать арендатору ещё земли, или новой сельхозтехники, или удобрений, или ещё чего – но чтобы общий урожай вырос. Если общий урожай растет, то и доля владельца участка может расти без катастрофы.
То есть новые налоги должны давать новые средства заработать на них. Государство, намеренное больше брать – должно придумать, как больше возможностей плательщикам дать. Иначе оно (что и происходит) – истощит свою социальную базу, и рухнет, как дом с прогнившим фундаментом…
Нельзя снять две шкуры с одной овцы. Чтобы иметь две шкуры – нужно заводить двух (как минимум) овец. То есть новые налоги вполне терпимы на фоне экономического роста, бума, но они убийственны в условиях стагнации и тем более спада.
И потому главная проблема российской экономики – в том, что она не может организовать рост. Россиянская элита умеет только отнимать и делить, но не знакома с действиями умножения и прибавления.
Поймите, капитальный ремонт домов или дорог – никогда на самом деле не был бесплатным. За них в той или иной форме взимали – недодавая, скажем часть заработка на ваших работах. И если сегодня бесплатные вчера вещи хотят монетизировать – то закономерный вопрос – а с тем, прежним вычетом как быть? Вы его нам вернёте?
Допустим, зарабатывал я 100 рублей, и 10 у меня забирали на транспорт, чтобы возить на работу и с работы. Соответственно, я как бы ездил бесплатно. Но на самом-то деле – я же на руки получал 90 вместо 100! Я не покупал билета в служебном автобусе, но я ведь на него отчислял – иначе как бы он вообще поехал?! Теперь мне говорят – знаешь, трудные времена, давай-ка покупай в автобусе билет! Ну, тогда давайте мне мои 100 и я с них заплачу…
А мне говорят – нет, давать будем, как и раньше, 90, а билет оплачивай с этих 90…
И будут эти счетоводы казаться самим себе очень хитрыми. Только хитрость их – тупая.
Потребительское истощение населения – подрывает ту базовую, фундаментальную основу, из которой питаются корни и труда, и производства, и налогообложения, и воюющей армии, и вообще всех институтов современного общества.
Потребительское истощение населения приводит к парадоксальному сокращению налоговых сборов при росте налогообложения!
Если вы добьётесь заветной цели Кудрина – то есть потребитель «ужмётся» - то далее, по цепной реакции, «ужмутся» и производство, и налоговые поступления, и демография, и всё-всё-всё…
Что касается «Платона» - то в условиях России он – чудовищная выдумка. Дело в том, что аналогичная система взимания платы с грузовиков была введена в Австрии 1 января 2004 года. Затем – в Германии (единая спутниковая система взимания платы TOLL2GO). Она дешевле «Платона» (На 2015 год тариф составляет от 9 до 14 евроцентов за километр). Кроме того схожий с российской системой комплекс функционирует в Словакии и Венгрии.
Но разве можно сравнивать? В Евросоюзе совершенно иной уровень монетизации отношений.Там платят за очень многие вещи, в РФ бесплатные, но там и зарплаты совершенно иного уровня. То есть с человека много берут – но предварительно, чтобы обеспечить поборы – ему побольше дают.
Далее: Австрия, Словакия, Венгрия, даже Германия – страны очень небольшие, сжатые. Там речь идёт о совершенно ином количестве километров, чем в РФ с её беспрецедентной растянутостью коммуникаций, невероятными просторами. Даже если бы «Платон» был не дороже, а дешевле австрийского собрата – слушайте, но всё равно ведь, проехать Австрию – одно, а проехать через Россию – совершенно другое! Только слепой не увидит на карте, какова цена вопроса в обоих случаях…
Наконец: никакие «платоны» счастья странам Евросоюза не принесли. Они не дали – да и не могли дать – экономического роста, Европа нулевых и десятых годов – в глубоком системном кризисе, а уровень жизни в ней падает.
Это и понятно, почему. Дороги – часть того, условно говоря, «футбольного поля», на котором конкурируют футболисты. Это, говоря экономическим языком – «инфраструктурные субвенции» - невидимые дотации всем национальным производителям.
Конечно, если в одной стране дороги бесплатные, а в другой – платные, то национальный производитель во второй стране ущемлён, сталкивается с независимым от его труда и качества конкурентным преимуществом у иностранного коллеги. Не нужно путать конкуренцию футбольных команд – и состояние того поля, на котором они друг другу голы забивают.
Если перерыть и испохабить поле – на нём просто перестанут конкурировать команды, найдут себе другое поле для игры, раз на этом играть стало невозможно…
Для повышения привлекательности бизнес-деятельности в своей стране нужно побольше бесплатных общих преимуществ для инвесторов. Инфраструктура – чем в основе своей доступнее – тем по итогам больше прибыли приносит.
Чем дороже продаёшь сеятелям семена – тем меньше в итоге урожай. Ты жался, думал выгадать, сеятели тоже жадничали, не хотели (а скорее, просто не могли) сильно тратиться – в итоге засеяли меньше, чем могли…
[1] В соответствии с распоряжением Правительства РФ от 29 августа 2014 года № 1662-р было заключено Концессионное соглашение между Федеральным дорожным агентством Федеральное дорожное агентство и ООО «РТ-Инвест Транспортные Системы» (дочернее предприятие 50 % Ротенберга Игоря Аркадьевича, 36,75 % Шипелова Андрея Евгеньевича через ООО «РТ-Инвест» и ООО «Царицын Капитал», 12,51 % корпорации «Ростехнологии» через ООО «РТ-ИНВЕСТ» и 0,74 % Агафонова Вадима Евгеньевича через ООО «РТ-Инвест» и ООО «Царицын Капитал»), которое назначено оператором системы взимания платы и реализует полный цикл создания системы с её последующей модернизацией.
16 декабря 2015, 8:44
А я не устаю повторять, что у "Платона" более далеко идущие перспективы и заключаются они в следующем - будут введены платежи на ВСЕ виду транспорта, а затем ставка платежей доведена до ЗАПРЕТИТЕЛЬНОЙ, скажем 1000 рублей за километр. После этого мечта Запада о развале России на несколько мелких бензоколонок осуществится сама собой.
ОтветитьУдалить