суббота, 19 декабря 2015 г.

Начавшееся пробуждение общественного сознания русского народа



Профессор Игорь Фроянов об итогах опроса, в ходе которого большинство россиян негативно оценили 90-е годы …

Как сообщалось, согласно опросу ВЦИОМ, большинство россиян негативно воспринимают период 90-х годов. Итоги социологического исследования прокомментировал в интервью «Русской народной линии» известный русский историк, доктор исторических наук, профессор Игорь Яковлевич Фроянов:     
31 октября – 1 ноября сего года ВЦИОМ провел опрос, относящийся к 90-м годам, которые принято сейчас именовать «лихими». В нем приняли участие 1600 человек из 46-ти областей, краев и республик Российской Федерации. Статистическая погрешность – не более 3,5%. Его итоги впечатляющи. Их можно и, по всей видимости, нужно рассматривать как начавшееся пробуждение общественного сознания русского народа, похожее на тяжелое похмелье после бесшабашного разгула – к людям приходит, наконец, истинное понимание того, что произошло с ними и страной, а также, кто в этом виноват. Потому более половины опрошенных (53%) негативно оценивают 1990-е годы. Причем эти годы ассоциируются у них с криминалом (50%), распадом (39%), бедностью (34%), коррупцией (30%), безнаказанностью (26%). Иными словами, преступность и нищета – вот чем, прежде всего, запомнилось нашему народу лихолетье конца XX века.  Добавим к этому ощущение «новой жизни» (2%), «смену власти» (2%), «демократию» (7%) и «торжество свободы» (5%). Перед нами, что называется, «картина маслом», как говаривал один киногерой. Возникает вопрос, насколько соответствует исторической действительности «глас народа»? Нет ли здесь несправедливости или запальчивого наговора?
Проверить основательность народной оценки 1990-х годов позволяет, как ни покажется странным, нынешнее время: экономический и духовный распад, бедность, криминал, коррупция, безнаказанность (за отдельными конъюнктурными исключениями)  – все это язвы современной действительности, очень плохо поддающиеся врачеванию, несмотря на объявленную властью борьбу с ними. В чем тут дело? Думаю в том, что указанные явления социальной жизни имели в 90-е годы не эпизодический или случайный характер, а характер системный – целенаправленно создавалась система, основанная на этих противообщественных явлениях, система, преследующая цель как можно скорее разрушить социалистический строй, сделав разрушение необратимым, ибо у разрушителей не было полной уверенности ни в праведности своего предприятия, ни в его успехе. Они страшились отрезвления народа, отката к прошлому и потому судорожно спешили, не гнушаясь прибегать к антинародным мерам и средствам, нередко преступным по сути. Эту смердящую систему мы получили от демократов ельцинского призыва.
Избавиться от ее пороков весьма и весьма не просто, поскольку они спроецированы архитекторами так называемой новой России. Потребуется немало сил и времени, чтобы изменить ситуацию к лучшему. К тому же существуют помехи на пути к позитивным переменам, связанные опять-таки с 90-ми годами, помехи, нашедшие отражение в ответах респондентов на вопросы ВЦИОМ о смене власти и демократии в постсоветской России – в первую верят лишь 2% опрошенных, а во вторую только 7%, отрицая, в сущности, наличие и той и другой. Надо сказать, что народное чутье и в данном случае не обманывает. Из органов власти ушли лишь одиозные, как правило, личности вроде Чубайса, Коха и т.п. Другие деятели либерального толка остаются до сих пор во властных структурах: в Правительстве, Центральном банке, Сбербанке посты важнейшего для жизни государства финансово-экономического блока занимают ученики и последователи Гайдара, обездолившего миллионы российских граждан. Существует и процветает Институт экономической политики имени Е.Т.Гайдара, услугами которого пользуются государственные учреждения России. Проводятся гайдаровские конференции, чтения и форумы, воздвигаются  памятники «великому» реформатору, учреждаются именные стипендии для студентов. Словом, дело Гайдара, по известной лексике, «живет и побеждает», несмотря на постоянные протесты оппозиции.  
Что касается демократии, то за ее образец ельцинистами взята западная буржуазная представительная демократия, далекая от подлинной непосредственной демократии, демократия, при которой все продается и покупается, где во власть, наряду с приличными людьми, проникают всякого рода карьеристы, дельцы, ловкачи и проходимцы, озабоченные собственными шкурными интересами, но отнюдь не нуждами народа и государства. 
О торжестве свободы в обществе, построенном в 90-е, можно говорить, пользуясь выражением, принадлежащим Ф.М.Достоевскому, разве что «для усиления смеха». По мысли великого писателя, в буржуазном обществе свободен тот, у кого миллион. «Завладев миллионом, ты свободен делать все, что захочешь и над кем хочешь. Но если у тебя нет миллиона, то над тобой имеющий миллион делает все, что захочет». В подобный социальный «рай» и ввели нас «реформаторы» 90-х годов. Войти в него, как в тюрьму, легко, а выйти очень трудно. Понятно, почему опрос дал отрицательный ответ подавляющего большинства насчет свободы в ельцинской России.     
Если взять в соображение данные замечания (а ими пренебрегать, по моему убеждению, нельзя), придется признать, что негативная оценка 1990-х годов опрошенными ВЦИОМом россиянами, косвенно затрагивает и нынешнее состояние России, распространяясь также на день сегодняшний, – тревожный сигнал, обращенный к власти и указывающий на зыбкую почву под ее «высокими рейтингами», провозглашаемыми с телевизионных экранов, журнальных и газетных страниц. Не стоит забывать доказанную историей прихотливость и переменчивость настроения масс: днесь хвалим, а заутра поносим, – так нередко бывало в прошлом, причем совсем недавнем. Вспомним Горбачева и Ельцина, которых люди поначалу всячески восхваляли, а потом пребывающих еще на властном Олимпе проклинали. Здесь, стало быть, не следует обольщаться, полагая, будто «высокий рейтинг» есть раз и навсегда.
Среди отрицательных событий во времена 90-х опрошенные назвали в первую очередь развал СССР (24%). Именно развал, но не распад или разложение и гибель. Деталь существенная, поскольку в слове развал, связанном с деятельностью политиков, заключен смысл преднамеренного действия. Нынче только предвзятость, слепота и непроходимая глупость сомневаются в умышленном разрушении Советского Союза. Вот почему я затрудняюсь подвести под благопристойное определение слова Ельцина: «Берегите Россию!». Нам напоминают о том, что эти слова знает вся страна. Верно, не спорю. Но вся страна знает и другое – она знает, что Ельцин со своим русофобским окружением уничтожил историческую Россию, каковой являлся СССР. И никакие «исповедальные слова», никакие покаяния не снимут с него вину и ответственность за чудовищное действо, равное которому русская история не знает.
И последнее. Результаты опроса ВЦИОМ я склонен рассматривать, помимо прочего, как ответ российского народа на установку памятника Ельцину в Екатеринбурге, на строительство и открытие в конце прошлого месяца (25 ноября) там же Президентского центра.    

Комментариев нет:

Отправить комментарий