пятница, 7 июня 2013 г.

Турция на грани гражданской войны

 'Deutsch Türkische Nachrichten', Германия


Дейстивия полиции против демонстрантов на площади Таксим подводят Эрдогана на грань отставки. Он демонстрирует многочисленные признаки полного отрыва от реальности. Турция катится к гражданской войне.

Картины жёсткого обращения полиции на площади Таксим, обнародованные в интернете протестным движением «#occupygezi», премьер министр Эрдоган забудет не скоро. Действия (полиции), даже нейтральными наблюдателями, обрисованы как неоправданно жестокие. Хотя сначала Эрдоган отреагировал отступлением и сообщением о том, что торговый центр построен не будет.

В субботу вечером, однако, Эрдоган показал абсолютный отрыв от реальности. Он заявил, выступая перед сторонниками о том, что демонстранты являются простым меньшинством. Эрдоган сказал, что его сторонники сильнее, чем демонстранты и предостерёг их от возможных столкновений: «Если вы можете собрать 200.000, то я выставлю миллион». Полиция продолжит дежурство на площади Таксим, поскольку «там не место для тех, кто хочет устраивать беспорядки».

Так не может говорить демократический политик, так может разговаривать только автократ: обещание выставить против сотен тысяч турецких граждан, миллион собственных последователей, звучит как объявление гражданской войны.

Скорее, крепкие выражения Эрдогана демонстрируют его слабость. Вскоре премьер должен уйти в отставку, поскольку он не может выставить свою кандидатуру на следующий период. Но он хочет стать президентом, то есть взять за образец модель поведения русского премьер-министра Владимира Путина.

Самый большой противник Эрдогана, действующий президент Абдулла Гюль, показывает больше понимания демонстрантов и говорит, что полиция должна действовать более сдержанно. Демонстрантов Гюль попросил, вести себя «обдуманно».

Эрдоган испытывает давление со многих сторон. Его партия — правящая РПТ (Рабочая Партия Турции -— турецкая политическая партия лево-националистического толка, прим. перев.) расколота: в ней есть группа последователей Эрдогана, которых премьер привёл на влиятельные посты и которым с его уходом есть что терять, однако там существует и сильное исламское крыло проповедника Фетуллаха Гюлена, члены которого отдалились от Эрдогана и не поддерживают политику премьера. (Мухаммед Фетхуллах Гюлен, р. 1941 — турецкий религиозный деятель, мыслитель, автор более 60 книг об исламе, признанный в 2008 году американским журналом «Foreign Policy» и британским «Prospect», ведущим интеллектуалом мира. Его проповеди направленны в сторону пропаганды образования, освоения не только традиционно исламских наук, но и естественных. Его призывы направлены на просвещение. В 1998 году Гюлен был обвинен в попытке свержения существующего строя. В тот же год он уехал в США для комплексного медицинского обследования, где и находится по сей день. В мае 2006 года Верховный Суд Турецкой Республики снял все обвинения в его адрес. Прим. перев.)

К этому надо добавить сильную группу кемалистов, которые всегда ненавидели Эрдогана, в первую очередь за его успехи на выборах, кроме того, по их мнению, Эрдоган следует крайне авторитарной программе. В армии проходят чистки — как всегда под предлогом вероятности путча против главы правительства. Курды в настоящее время ведут себя тихо, хотя никто не может с точностью сказать, как долго продлится это неформальное перемирие с РПК (Рабочая Партия Курдистана). Предложения о переговрах о арестованном руководителе РПК Оджалане курды хотят использовать по меньшей мере для того, чтобы вызволить своего шефа из тюрьмы. Наступит ли после этого действительно мир, или это просто тактическое перемирие, никто не знает.

Турецкая экономика закипает: надуваются многочисленные пузыри, в первую очередь в секторе недвижимости. Турецкая лира постоянно обесценивается. Хотя Турция по-прежнему, из-за относительно молодого населения, демонстирирует лучший экономический рост, чем другие национальные экономики.

Однако турки заняты в первую очередь в торговле. Промышленность, например текстильная, всё больше перемещается на более дешёвые рынки рабочей силы в Азию и Африку. Таким образом, шансы на работу для молодых турок, сейчас не так высоки, как в прошлые годы.

Если экономическое положение в Европе и Азии и дальше будет ухудшаться, то вскоре это непосредственно затронет турецкую экономику.

Сам Эрдоган свой третий срок использует для того, чтобы усилить свою популярность и ввести странные общественные изменения: его недавнее предложение ограничить торговлю алкоголем в центре города, вызвало неудовольствие немусульманского населения.

Самым опасным для Эрдогана является состав демонстрантов: это уже не только левые и агрессивно настроенные группы кемалистов выступают против премьера, но и совершенно нормальные граждане, как молодые, так и старые, женщины и дети, интеллигенция, рабочие, студенты.

Люди чувствуют, что демократия в Турции не подкрепляется ничем. Политические интриги, борьба за власть и коррупция больше занимают эрдогановские элиты, чем работа по демократизации и экономической стабилизации страны.

Потому недавние выступления нельзя сравнить с «Арабской весной», так как у демонстрантов не религиозные, а гражданские интересы. Они выражают глубокое несогласие с режимом и требуют многочисленных изменений, более серьёзных, чем те, на которые у Эрдогана ещё хватает сил.

Так, например, вступление в ЕС стало ещё более отдалённым в связи с нынешней ситуацией. Права человека, свобода прессы, гражданские свободы постоянно и полностью выхолащиваются, и примером тому гротескное осуждение всемирно известного пианиста Фазиля Сайя. Он был осуждён за несколько ироничных высказываний в сети Твиттер, поскольку религиозные фундаменталисты обвинили его в насмешках над Богом (15 апреля 2013 суд Стамбула приговорил композитора к 10 месяцам условного заключения за высказывания на его странице в Твиттере, сочтенные направленными против ислама — прим. перев.)

Турция стоит на грани гражданской войны и существует опасность, что она может стать не стабилизирующим фактором в регионе, а разорванной страной, как соседняя Сирия.

Для Запада это огромная проблема. В качестве страны-члена НАТО, в первую очередь американцы, по-прежнему видят в Эрдогане надёжного союзника в запутанном покере ближневосточного кризиса.

Но картины насильственных выходок не укрепляют положение Эрдогана. Слезоточивый газ и водомёты против собственного народа могут сделать из Турции ненадёжного наёмника и такая вероятность становится всё реальнее. 


Комментариев нет:

Отправить комментарий