Иран отвечает на санкции экономическим джихадом
15 марта 2012, Н.М.Мамедова Последние годы Иран живет под нажимом санкций. Санкционный режим в отношении Исламской Республики Иран стал формироваться сразу же вскоре после исламской революции. В первые годы существования ИРИ санкции носили, главным образом, односторонний характер. Практически постоянной сохранялась санкционная политика США в отношении Ирана, которая то ужесточалась, то ослабевала. В последние годы основным мотивом введения санкций против Ирана стала реализация им своей ядерной программы. Первые три санкционные Резолюции СБ ООН (от 2006-2009 г.г.) не носили масштабного характера, хотя несомненно влияли на формирование политики ИРИ как внутри страны, так и на внешнеполитическом треке.
12 июня 2010 г. СБ ООН принял четвертую резолюцию (№1929) о санкциях в отношении Ирана, которая повысила степень давления на Иран, но не носила характера масштабного воздействия на иранскую экономику. Более тревожным сигналом стало присоединение отдельных стран к дополнительным санкциям, инициированным США. Так как решения отдельных государств об ограничении сотрудничества в области энергетики были приняты во второй половине 2010 г., то до конца 2010 г. эти новые санкции не успели оказать значительного негативного воздействия на динамику экономического роста. Однако к концу иранского финансового года, т.е. к 21 марта 2011 г. стало очевидным, что темпы роста ВВП замедлились, стало ощущаться напряжение на внутреннем рынке и расти инфляция. Безусловно, что определенный вклад в увеличение инфляции внесла начатая в декабре реформа о сокращении субсидий на ряд товаров, в первую очередь на бензин, и замена их адресной помощью населению. Именно международные санкции убедили противников отмены субсидий на проведение реформы (Targeting Subsidy Plan (Reform), рассчитанной на пять лет. По разным оценкам, субсидии оценивались от 60 до 100 млрд долларов США в год, что составляло от 15 до 25 % ВВП страны и равнялось экспорту страны . С конца декабря 2010г. были введены новые тарифы на нефтепродукты, природный газ, электроэнергию, воду, проезд в общественном транспорте и такси. Был создан специальный фонд за счет поступлений НДС с октября 2010г. на товары высшей ценовой категории. Помощь от него направляется, главным образом, семьям (до 50% средств фонда), а также на поддержку производителей тех товаров, на которые отменяются субсидии, т.е. на развитие промышленности, сельского хозяйства и транспорта (до 30%). Были введены упрощенные трансферты для любой семьи, которая подавала заявку на получение помощи. Желающими оказались 19 миллионов семей, т.е. доступ к средствам на компенсационных счетах получили почти 80% населения Ирана. Первые два месяца выплаты составляли 90 долл. на одну семью, затем были сокращены вдвое. Тем не менее, с учетом того, что в среднем иранская семья состоит из 5 человек, месячные выплаты позволяют компенсировать повышение цен на хлеб и топливо. Помощь семьям за счет бюджета была запланирована на 2011 г. в 30 млрд долларов, поддержка компаний в 10-15 млрд долл. Действие уже принятых санкций, особенно на ограничение импорта в Иран, на ввоз иностранных инвестиций, стало тормозить инвестиционную деятельность, затягивать сроки ввода в эксплуатацию предприятий, в строительстве которых был задействован иностранный капитал. Реализация многих энергетических и промышленных проектов оказалась под угрозой.
В ответ на ужесточение режима санкций, которая стала рассматриваться иранским руководством как война против Ирана, лидер страны- рахбар Али Хаменеи, выступая с новогодним посланием 21марта 2011 г., объявил четвертое десятилетие существования исламской республики «Декадой прогресса и справедливости"», а новый 1390 год(2011/2012 ) -годом экономического джихада, тем самым признав, что главные проблемы страны связаны с экономикой. Он заявил, что «санкции, введенные врагами иранского народа против Ирана, были направлены на торможение нашего развития, ослабление темпов продвижения. Самым ключевым вопросом страны является экономическая проблема. Именно поэтому я называю текущий год годом "Экономического джихада" и ожидаю от правительства и народа Ирана удвоенных усилий на экономическом направлении, как и полагается при джихаде». По форме и значимости это обращение религиозного лидера можно рассматривать как фетву, следовательно, содействие экономическому развитию страны возведено в ранг религиозного долга. В Иране было создано десять правительственных комитетов, в задачу которых входит разработка контрмер по нейтрализации последствий экономических санкций.
Реализация реформы, связанной с отменой субсидий, может быть рассмотрена также в качестве одного из инструментов развития нефтеперабатывающий промышленности и энергетического сектора Ирана (включая переработку нефти), как одного из базовых сегментов иранской экономики. Иран занял первое место в мире по размеру бюджетных субсидий, выделяемых на поддержание низких цен на топливо, а экономика Ирана стала одной из самых энергоемких в мире. С одной стороны, растущий внутренний спрос на дешевые нефтепродукты, газ, электроэнергию привел к сокращению экспортных возможностей страны. С другой стороны, получаемые от государства субсидии, ограничивали инвестиционную деятельность энергетических и нефтегазовых компаний, особенно в области освоения новых месторождений и модернизации производства. Сбалансированный энергетический рынок, возможно, в ближайшие годы сможет разрешить эти проблемы. Пока речь не идет о полной отмене субсидий, на первом этапе реформы государство продолжит субсидировать 25% стоимости воды и 45% стоимости электроэнергии. Аналогично решается вопрос с ценами на хлеб, которые должны привести к большей заинтересованности сельскохозяйственных производителей в увеличении сборов пшеницы. За декабрь 2010 г. хлеб в Иране подорожал в три раза, в апреле 2011 г.– еще на 25%. По расчетам правительства, сокращение субсидий должно принести в бюджет до пяти миллиардов долларов в год.
В 2011 г. санкционное давление на Иран продолжилось. В мае 2011 г. Евросоюз принял поправки, ужесточающие санкционный режим в отношении ИРИ. Осенью 2011г. на повестку дня стало принятие санкций, которые затрагивают самую важную статью получения валютных доходов Ирана- эмбарго на закупки иранской нефти. В свое время такие санкции были применены против Ирана в период пребывания у власти премьер-министра буржуазно-демократического правительства М. Мосаддека - в ответ на национализацию иранской нефтяной промышленности и закончились военным переворотом 1953 г., сместившим правительство Национального Фронта. Эмбарго на закупки иранской нефти Евросоюз принял 22 января 2012 г., но Иран фактически готовился к возможности принятия таких санкций уже с конца 2011 г.
В результате усиления санкционного режима ускорился процесс вывода из Ирана иностранных инвестиций. Достигнутые ранее соглашения с иностранными компаниями фактически оказались разорванными. Сворачивать свою деятельность в Иране стали не только европейские компании, но и энергетические компании России и даже Белоруссии. Так, российская компания «Лукойл» вышла из проекта по разработке месторождения Анаран, в 2011 г., из проекта по освоению месторождения Азар вышла «Газпром нефть». В августе 2011 г.о выходе из проекта по добыче нефти на месторождении Джофеир заявила «Беларусьнефть».
В ситуации усиливающейся изоляции Иран стал активно действовать в рамках поддержания двухсторонних связей, а также расширения региональных отношений. Так, в марте 2011 г. в Астрахани на конференции «Каспий - территория развития: в поисках новых форм прикаспийского сотрудничества», в которой приняли участие представители международных организаций, аналитических центров и дипломатических представительств стран Каспия, представители Ирана акцентировали внимание на необходимость более тесного сотрудничества государств региона в связи с растущими рисками нестабильности в соседних регионах. Было принято решение сформировать рабочие группы для подготовки проектов энергетического, транспортного, гуманитарного и информационного сотрудничества стран «Каспийской пятерки». Иран не только ускорил диверсификацию маршрутов своих поставок нефти в сторону повышения доли Китая, Японии, Южной Кореи и Индии, но и стал проводить более агрессивную политику по поиску новых возможностей вывода своих энергоресурсов. Министром нефти был назначен Ростам Касеми, генерал Корпуса стражей исламской революции (КСИР), который до этого возглавлял одну из крупнейших военно-экономических структур КСИР –«Хатам оль Анбия». Уже в июле 2011 г. Иран, Ирак и Сирия подписали меморандум о строительстве (в течение трех-пяти лет) газопровода «Исламская магистраль», по которому иранский газ предполагается транспортировать в арабские страны, а в перспективе возможно, в Ливию и Европу. В ответ на согласие своих соседей по Персидскому заливу с политикой санкций Касеми заявил, что одной из целей его политики станет решение спорных вопросов, связанных с разработкой месторождений, являющихся «общими полями»(имеется в виду Катар, Кувейт и Саудовская Аравия). Вероятность реализации всех этих заявлений, также как и о запрете импорта из ОАЭ, о перекрытии Ормузского пролива, практически нулевая, но такая реакция не может не свидетельствовать о влиянии санкций не только на экономическую, но и на политическую ситуацию в стране.
В 2011 г. обострились противоречия между тремя центрами власти- между президентом, рахбаром и парламентом(меджлисом). Особенно напряженными были отношения между президентом и рахбаром, между президентом и меджлисом. За 2011 г. были сменены несколько министров, президент демонстративно не исполнял обязанности 10 дней, в иранской печати появилась версия о заговоре с целью убийства рахбара, о злоупотреблениях средствами и даже магией в окружении президента. Наибольшим нападкам, в т.ч. со стороны духовного наставника Ахмадинежада аятоллы Мезбаха Йазди, подвергался Р.Мошаи, оказывающий в последние два года огромное влияние на президента, являющийся его советником и родственником и выступающий за расширение полномочий президента. Рахбар даже заявил о возможности возрождения поста премьер-министра и выбора президента не путем всеобщего голосования, а меджлисом, что, безусловно, снизит уровень легитимности президентской власти. Все это вносило напряженность в политическую жизнь и увеличивало проблемы в экономике. Так, в результате противоречий между вице-спикером меджлиса А.Лариджани и Ахмадинежадом тормозится принятие разработанного в 2011 г. правительством закона против контрабанды валюты и товаров, крайне необходимого в условиях роста «теневой экономики» в результате санкций США и ЕС. Даже сам отказ меджлис объясняет тем, что закон покушается на прерогативу рахбара на амнистию, указывая тем самым на то, что президент пытается расширить свои полномочия.
Свое влияние оказывает начавшаяся с конца 2011 г. кампания по выборам в иранский парламент, при этом главный водораздел политической борьбы проходит не между находящимися у власти консерваторами и реформаторской оппозицией, а между различными фракциями консерваторов, которые группируются вокруг президента, рахбара и спикера парламента. В течение 2011 г. иранскому руководству удалось в ситуации усложняющихся экономических проблем и нависшей над Ираном угрозы военного разрешения ядерной проблемы снизить влияние не только реформаторов, но и прагматиков, т. е. тех, кто выступал лишь за сохранение баланса сил между центрами власти, опираясь на конституционные нормы и на реальные результаты выборов. Знаковым событием стал вынужденный уход в начале 2011 г. видного представителя иранских «прагматиков» Хашеми –Рафсанджани с поста главы Совета экспертов. В начале 2011 г. был разработан Устав консерваторов и сформирован специальный «комитет трех», перед которым поставлена задача объединения различных сил консервативной направленности. Но все эти группы, как и оппозиционеры, одинаково настроены в отношении ядерной программы, воспринимая ужесточение санкций как покушение на право Ирана развивать атомную энергетику, как нарушение рыночных основ мирового рынка. Не следует и преувеличивать и степень противоречий, во всяком случае все они решались в результате вмешательства рахбара- явного или тайного. Возможно, что в 2011г. градус политической борьбы в значительной мере был понижен из-за смещения акцентов на экономическое развитие как на главную национальную задачу.
В условиях сокращения из-за санкций поставок в Иран новейших технологий иранское руководство сделало наиболее приоритетным создание высокотехнологических компаний. Поставлена задача к 2015 году войти в десятку ведущих в этой сфере стран мира. Конечно, в первую очередь реализуются проекты двойного назначения – созданы беспилотный самолет, самолет на солнечных батареях. Значительные успехи достигнуты в фармацевтике (например, в производстве лекарства от диабета), медицине. Иран, используя заинтересованность дальневосточных стран в энергоресурсах, наращивает именно с ними научно-техническое и экономическое сотрудничество. Особенно заметно это проявляется в отношениях с Китаем. По оценкам, в 2011 г. товарооборот с ним достиг 40 млрд. долл., что на 30% больше по сравнению с предыдущим годом. Однако, несмотря на отдельные прорывы в области технологии, на поддержку национального бизнеса, в том числе и за счет отмены регулируемых цен, экономическая ситуация в Иране крайне напряженная. С точки зрения оценки влияния санкций на экономику 2011 год можно охарактеризовать как год «выжидания» в преддверии еще более жестких санкций. В 2011 г. иранскому руководству удалось в целом сохранить экономическое равновесие. Фактически осталась на прежнем уровне добыча нефти. Среднегодовой уровень за 2011 г. составил 3,6 млн. барр/день, что даже превысило уровень добычи в 2010 г.(3,5 млн. б/д). По прогнозам МВФ, опубликованным в сентябре 2011 г., в 2011/12 г. рост ВВП не опустится ниже 2,5%, хотя в апреле 2011 г. прогноз был более негативным- до 0% , а затем прогнозируется постепенный рост (до 4,6% к 2016г.). МВФ отмечает снижение инфляции по сравнению с 2010 г, и рост (на 12%) сальдо текущего баланса. Как ни парадоксально, на снижение уровня инфляции влияет санкционный режим, ограничивший импорт, заменивший европейские товары более дешевой китайской продукцией.
Достаточно высокой – на уровне 26-27% осталась норма валовых инвестиций, что гарантирует рост экономики, особенно учитывая оптимальную технологическую структуру капиталовложений. Сокращение в результате санкций притока прямых иностранных инвестиций, доля которых и до этого была невелика, было компенсирована увеличением частных – как в результате приватизации, так и реализации совместных с государством проектов. В результате доля государства в инвестиционном процессе к марту 2011г. сократилась до 6,9% к ВВП. Создан Национальный фонд развития, средствами которого распоряжается правительство, в который направляется 20% чистых доходов от нефти и газа. Именно за счет средств этого фонда в настоящее время начинают реализоваться проекты, из которых вышел иностранный инвестор. Одним из направлений экономического джихада стало более активное поощрение частного предпринимательства, в т.ч. в финансовой сфере. Если в апреле 2007г. на долю частных банков приходилось всего 13% активов банковской системы, то в апреле 2011г. -20%, кроме того, 36% -на долю банков, находящихся в процессе приватизации. Достаточно позитивно оценил состояние иранской экономики в 2011 г. и лондонский «The Economist», определив объем ВВП в 540 млрд. долл., или 976 млрд долл. по ППС. Размеры ВВП на душу населения соответственно составили 5040 и 12720долл. Темп роста ВВП оценен в 2,2%, а темпы инфляции- в16,5%.
Даже если согласится с этими оценками, а иранский статистический центр не оспорил эти данные и даже ссылался на них, они свидетельствуют о том, что, оказавшись в критической ситуации, Иран сумел избежать экономического коллапса, и избежал регрессии. Однако вряд ли можно говорить о том, что экономический джихад смог адекватно отразить влияние санкционного режима. О потери динамики развития свидетельствует и то, что иранский статистический центр и Центральный банк Ирана не публиковали никаких статистических данных в течение 2011 г. В 2012 г. Иран вступил с еще более тяжелыми для его экономики санкциями. Поэтому экономический джихад, как религиозная обязанность вести борьбу за противостояние санкциям и за укрепление экономического потенциала, видимо, будет продолжен.
|
Комментариев нет:
Отправить комментарий