среда, 28 марта 2012 г.

Грузинские реформы беспрецедентны!

Грузия стремительно приближается к европейскому уровню жизни. Подобное утверждение не может не радовать. При всех сомнениях в объективности данного материала, которые может высказать обычный русский обыватель, хочется сказать, что даже если половина написанного - правда, то Грузию можно поздравить, а нашим руководителям прописать жевание галстуков в неограниченном количестве. Может быть так они научатся принимать правильные волевые решения и делать жизнь в стране удобной для своих сограждан? 

Западные эксперты единодушны: грузинские реформы беспрецедентны

Кто посещал Грузию несколько лет назад, тот рискует сейчас уже не узнать эту страну, настолько там всё изменилось.

С  проведенными реформами сталкиваешься уже в тбилисском аэропорту – красивом современном здании из стекла, стали и бетона. Граница – как в европейской стране, получение визы занимает от силы 15 минут.
Сам Тбилиси блистает новыми подсвеченными фасадами и чистотой.

Экономисты и политические эксперты, побывавшие в Грузии, практически все сходятся в одном: Михаил Саакашвили и его коллеги провели либеральные реформы, которые могут войти в учебники экономики как самый быстрый курс радикальных преобразований в истории.
Судите сами. В рейтинге легкости ведения бизнеса, который каждый год выпускает Всемирный банк, Грузия из незавидной компании стран бывшего СССР в этом году взлетела на 11-е мес­то в мире, опередив Финляндию, Швецию и Японию! 
Это вызвало просто взрывной рост торговли, туризма, строительной и обрабатывающей отрасли. В результате структура экономики очень быстро изменилась в лучшую сторону. 

Несколько месяцев назад американский журнал Forbes, ежегодно оценивающий легкость уплаты налогов во всем мире, и вовсе назвал Грузию самым либеральным режимом Европы и четвертым в мире после Катара, ОАЭ и Гонконга.

Всего за шесть лет нищее и полуразрушенное государство превратилось в бурно развивающуюся экономику, которая притягивает инвесторов со всего мира. Вечером на центральной улице Тбилиси, проспекте Шота Руставели, горят вывески отельных сетей Marriott, Radisson и Sheraton. На подходе - Kempinski.

Подтягиваются регионы. Американский журнал Time написал, что грузинский курортный город Батуми “развивается с такой скоростью, которая заставила бы покраснеть даже Китай”. Перечень объектов с макетами, подлежащих сдаче в Батуми уже в следующем году, напоминает рекламную брошюру Дубая. 
Американское Агентство международного развития (USAID), оценивая изменения бизнес-климата в Грузии, назвало эти преобразования "самыми обширными, глубокими и быстрыми реформами, проведенными какой-либо из стран в мире за последние 50 лет".
Давайте посмотрим, что же они сделали такое, что привело к таким успехам. 
 
Авторы реформ утверждают, что рецепт грузинского чуда прост. Его ингредиенты – железная политическая воля, резкая либерализация и параноидальное уничтожение всех проявлений коррупции.

После революции роз Саакашвили пригласил возглавить министерство экономических реформ успешного предпринимателя Каха Бендукидзе. Сторонник либертарианских взглядов, Бендукидзе взял за основу опыт Сингапура и Гонконга, главной целью задав максимальную экономическую свободу и максимальное упрощение любых взаимодействий граждан с государством. А власть создала все условия для воплощения этих реформ в жизнь.

Итак реформы проходили в двух направлениях:
- борьба с коррупцией и изменения в сфере государственного управления
- максимальная свобода для экономической деятельности
История либеральных преобразований началась в 2004 году, когда в стране исчезла санэпидемстанция. За ней канула в Лету пожарная инспекция. Затем были ликвидированы десятки ведомств и сотни разрешительных процедур. Количество чиновников без всякого сожаления было сокращено в 20 раз!

"Когда мы закрыли санэпидемстанцию, все думали, что везде будут тараканы", – рассказывает Саакашвили. “Но этого не произошло. Потому что рестораны сами не были заинтересованы в том, чтобы у них были тараканы,  ведь к ним больше никто не придет!" – смеётся он и тут же эмоционально добавляет: "Да и санэпидемстанция в Грузии никогда не следила за санитарными нормами. Они просто ходили и собирали мзду".

За несколько месяцев страна сократила количество лицензий и разрешительных документов, регулирующих ведение бизнеса, с 1 тыс. до 150. Команда реформаторов вместе с профильными ведомствами перебрала все патенты и лицензии и оставила лишь те, для существования которых у чиновников нашлись весомые аргументы. Основой будущей системы разрешительных документов стал опыт Швеции и Новой Зеландии.

Компанию любой формы собственности можно открыть в течение 13 (!) минут – это норматив. И для этого даже необязательно идти в госорганы, достаточно обратиться в ближайшее отделение банка, где есть уполномоченный Минюстом сотрудник.

Сегодня можно приехать в Грузию и всего за один день открыть здесь свой бизнес, зарегистрировать фирму, дёшево и прозрачно купить или снять помещение, и к вечеру начать работать. К вам не придут ни бандиты, ни милиционеры.

Правительство резко снизило налоги и импортные пош­­лины, и сократило их количество.
Вместо 20-ти налогов стало 7. Подоходный налог установили на уровне 12%. Количество ставок импортных пошлин сократилось с 16-ти до трёх - 0%, 5% и 12%, причём они установлены для четких групп товаров. Для большей части товаров, в том числе машин и оборудования, действует 0% ставка, а 12% применяет только к некоторым видам сельскохозяйственной продукции и стройматериалов. Таможня теперь соревнуется не за количество сборов, а за сроки как можно более быстрой растаможки товаров.

Параллельно правительство начало масштабную приватизацию, включая так называемые стратегические предприятия. Порт в Поти купили и отстроили инвесторы из ОАЭ, аэропорты в Тбилиси и Батуми приобрели и реконструировали турки. Украинский миллиардер Игорь Коломойский купил горнолыжный курорт Гудаури. Дистрибуция электроэнергии в Тбилиси была продана российской РАО ЕЭС.

Была проведена и реформа сельского хозяйства. Главный концепт реформы - лучший хозяин для земли - её собственник. На приватизацию выставили 460 тысяч гектаров государственных земель сельскохозяйственного назначения, при общем количестве около 700 тысяч гектаров. 300 тысяч уже отданы под аренду, и для выкупа нужно лишь заплатить сумму, равную десятилетней арендной плате. Платить можно и постепенно. Если арендаторы готовы выкупить землю за 5 лет, то им надо заплатить 70% от общей цены. За год - платят 50%".

Западные экономисты утверждают, что беспрецедентная либерализация даст огромную отдачу через пять-семь лет. И первые результаты уже налицо. Доходы грузинского бюджета выросли с $558 млн в 2003 году до $3,3 млрд в 2008-м. С 2004-го по 2008-й экономика Грузии росла со скоростью 9-12% в год. Падение ВВП же в прошлом, кризисном году в стране составило 3,9% по сравнению, например, с 15% в Украине. Меньший, чем у соседей, откат ВВП связан именно с диверсифицированностью грузинской экономики.

В результате реформ средняя зарплата в стране выросла с $30 в 2005-м до $240 в прошлом году. Неплохо для государства, где еще семь лет назад водоснабжение и свет были роскошью.

Советник президента Грузии Томас Эймонд-Ларитаз особо удивлен неугасающим интересом иностранных инвесторов после войны с РФ в августе 2008 года. "Давайте будем говорить прямо: война с Россией – это серьезный фактор нестабильности, и я боялся, что это попросту распугает всех инвесторов. Но они продолжают приходить из-за крайне благоприятного бизнес-климата", – констатирует эксперт.

Кто пойман, тот вор

Первый заместитель министра внутренних дел Грузии Эка Згуладзе распахивает дверь и заходит в комнату для переговоров в здании, которое больше подходит для музея современного искусства, чем для места работы высоких милицейских чинов постсоветской республики. 31-летняя девушка - одна из тех, кто за несколько лет выжег коррупцию на теле одной из самых бедных и коррумпированных стран мира.

16 января 2004 года Грузия объявила войну сразу на два широких фронта – взяточникам в госструктурах и ворам в законе, которые к тому времени де-факто управляли государством.

В этот день был арестован бывший глава железной дороги за нецелевое использование средств. Уже на следующий день правительство Грузии под руководством новоизбранного президента Михаила Саакашвили арес­товало бывшего министра энергетики. Через месяц был закрыт мощный конгломерат в Аджарии. Еще через несколько дней на борту самолета Тбилиси - Париж был арестован зять Шеварднадзе.

Новая власть не жалела никого, и ранг подозреваемого не был помехой. Саакашвили рассказывает, что с момента его прихода к власти за коррупцию были арестованы несколько министров и шесть членов пропрезидентского большинства в парламенте.

В антикоррупционной кампании чиновников, бизнесменов и криминал принуждали под страхом уголовного преследования возвращать государству "нетрудовые доходы". Эти деньги также были использованы при проведении реформ, пополнив внебюджетные фонды.

Если взяточничеству в госорганах новое правительство переломало хребет довольно быстро, то в лице воров в законе Згуладзе и ее коллегам пришлось бороться с самими устоями грузинского общества. Замминистра МВД вспоминает: результаты опросов детей в школах в начале 2000-х годов показывали, что 75% мальчиков мечтали стать ворами в законе, а около половины девочек мечтали выйти за них замуж. На воров в законе в Грузии смотрели как на Робин Гудов - людей, которые сопротивлялись системе, объясняет она.

"Государства как такового здесь тогда не было. Страной управляли воры в законе, коррумпированные милиционеры и чиновники-феодалы", - описывает Згуладзе масштаб задач своего ведомства того времени.

Новое правительство пошло на экстраординарные меры. В 2005 году в Грузии вступил в силу закон, разрешающий приговаривать к тюремному сроку всех, кто признает себя вором в законе, даже если нет доказательств его вины. Согласно неписаному кодексу чести вор в законе не может отрицать свой криминальный статус и обязан отвечать утвердительно на прямой вопрос. Параллельно МВД разослало всем региональным шефам милиции циркуляры, предупреждающие о том, что через месяц будет уволен каждый, в чьей зоне ответственности останется хотя бы один вор. Посыпались аресты.

Згуладзе, которой во время начала реформ было 27 лет, вспоминает, что тогда грузинские воры собрались на сходку в Москве, где - учитывая сложившиеся обстоятельства - решили сделать исключение для воров в Грузии и позволить им отвечать "нет" на вопрос о своей причастности к организованной преступности. Это не помогло. Всего за последние годы в стране было арестовано 214 воров. Восстание в тбилисской тюрьме было подавлено силой, семеро заключенных погибли. Организации по защите прав человека требовали расследования. Правительство оставалось непреклонным.

Согласно данным Згуладзе, на сегодняшний день в Грузии не осталось ни одного вора в законе. Если раньше в республике воровали около 50 автомобилей в день, то сегодня - один в полгода, и машины никто не закрывает, с гордостью добавляет она.

Нынче в Тбилиси по вечерам популярная среди молодежи улица Шарден битком набита парнями и девушками, беззаботно танцующими в клубах и потягивающими коктейли на открытых площадках ресторанов. У беззаботности есть своя цена. Новые законы в Грузии приравнивают даже мелкие правонарушения и коррупцию к серьезным преступлениям, которые могут привести к длительному заключению. В результате за последние годы количество заключенных в стране выросло вчетверо, с 5 тыс. до 20 тыс., а республика заработала репутацию государства с одним из самых высоких в Европе показателем количества заключенных на душу населения - третьим после России и Беларуси.

"Сейчас за кражу мобильного телефона можете получить семь лет. А если забудете мобильный телефон в баре, догонят и вернут, еще и попросят, чтобы забрали", – рассказывает Татьяна Федорченко, генеральный директор компании Тавази, которая переехала в Грузию из Украины более 15 лет назад.

Эймонд-Ларитаз может сравнивать Грузию и Украину. Француз, который несколько лет проработал в Украине в качестве президента Фонда Виктора Пинчука, теперь является советником президента Грузии и главы нацсовета по безопасности Грузии.

"Качество грузинской и украинской политической элиты несопоставимо. Это просто разные планеты", – восхищается он кавказской республикой.

Карательные меры по уничтожению паразитирующих на бизнесе проверяющих органов были не единственным средством достижения высокого качества грузинской элиты. Летом 2005 года власти провели свою самую громкую реформу - тотальную чистку госаппарата. В один день были уволены 14 тыс. гаишников, немалая сила для страны с населением в 4,5 млн человек. За несколько часов ГАИ, как одна из самых коррумпированных государственных служб, была попросту ликвидирована. Молодые чиновники МВД начали набор в новую службу – теперь уже полицию.

"Три месяца машины на дорогах не контролировал никто. Все боялись: что же будет?" – вспоминает первый заместитель министра внутренних дел Грузии Эка Згуладзе. – "Не случилось ничего. И вы знаете, было даже неплохо".

За три месяца правительство сформировало полицию с новыми зарплатами – минимум $400 против прежних $30,  новой формой и новыми машинами, Volkswagen Passat.
Згуладзе, которая до работы в правительст­ве училась в США и несколько лет работала в инвестиционном фонде, говорит, что она и ее коллеги хотели предложить людям "полностью новый продукт".

"В день, когда мы вывели на улицы новых полицейских, прохожие были в шоке. Они останавливались, смотрели на них, подходили, разговаривали, им казалось, что должен быть какой-то подвох".

Молодым людям понравилось работать в полиции. Принципиально не брали бывших работников правоохранительных органов. При приеме на работу новые кандидаты проходили психологические тесты, разработанные совместно с западными специалистами. Это позволило повысить средний интеллектуальный уровень работников, отобрать психологически устойчивых, с неагрессивными установками.
Полицейские перестали брать деньги. Тех, кто брал взятки, тут же выгоняли. C этим строго, так например,  во всех машинах установлены камеры и ведется запись разговоров экипажа, а также места происшествия – полицейские имеют право задерживать и опрашивать людей только в определенном секторе обзора камеры своей машины. Выезд на линию машины со сломанным оборудованием наблюдения может привести к увольнению экипажа и работника, выпустившего машину на линию.
Освободившись от таких ненужных функций, как сбор левых доходов для себя и вышестоящих, полиция стала как-то добрее. Полицейские доброжелательны, зачастую ограничиваются предупреждением, устным или письменным. Установка на толерантное отношение к гражданам, на то, что в отношении мелких правонарушений полиция в основном применяет предупреждения, доводится до личного состава руководством министерства.

За несколько лет уровень доверия к полиции в Грузии с нескольких процентов вырос до 82%.
Эймонд-Ларитаз называет это шокирующим показателем, который превышает аналогичный в его родной Франции.
Реформы будут продолжаться.

Саакашвили не собирается останавливаться. Сейчас путь из Тбилиси до Батуми по железной дороге занимает восемь часов. После строительства скоростной магистрали, по словам президента, дорога будет занимать два с половиной часа. Советник президента Эймонд-Ларитаз говорит, что на очереди реформы образования, здравоохранения и судебной системы.

Учебный процесс в школе будет разбит на две части по европейскому образцу - до пятого класса и после. Огромный акцент будет сделан на изучении английского языка и компьютеризации. Правительство уже разрабатывает программу по привлечению в Грузию носителей английского языка для преподавания в школах. Одновременно всем школьникам будут выдавать бесплатные лэптопы с подключением к интернету.

В здравоохранении правительство возьмется за приватизацию больниц, внедрение страховой медицины и кампанию по пропаганде здорового образа жизни, рассказывает Эймонд-Ларитаз. В судебной системе - за введение судов присяжных.

Венцом либеральных экономических преобразований должен стать Акт экономической свободы, цель которого  конституционно закрепить ключевые элементы реформ.

Именно о нём сегодня идут дискуссии в стране. Положения Акта достаточно интересны для понимания того, что именно грузины считают достижениями в сфере экономической политики. Итак:

- Государственные расходы не могут превышать 30% ВВП.
- Дефицит госбюджета не может превышать 3% ВВП.
- Государственный долг не может превышать 60% ВВП.
- Создание внебюджетных фондов ограничено.
- Привязка бюджетных доходов к бюджетным расходам ограничена.
- Свобода от бюрократического вмешательства:
- Увеличение общего числа лицензий и разрешений запрещено.
- Создание новых регулирующих органов, в дополнение к существующим в настоящее время регуляторам в финансовой сфере, инфраструктуре и связи, запрещено.
- Ценовой контроль любого рода, включая контроль процентных ставок, запрещен.
- Владение государством банками и другими финансовыми посредническими институтами запрещено.
- Любые ограничения полной конвертируемости национальной валюты запрещены.
- Любые ограничения движения капитала, включая репатриацию прибылей и инвестированного капитала, запрещены.
- Ни один новый налог не может быть введен, ни одна ставка налога не может быть увеличена иным способом, кроме как с помощью большинства голосов граждан Грузии, полученных на национальном референдуме.
Сам же Саакашвили считает, что Грузия уже стала моделью для подражания во всем мире. Недавно в Бухаресте на саммите НАТО он заявил, что его государство собственным примером доказало, что:
"Нет страны, которой не подходит демократия. Нет народа, которому не подходит бурное развитие. И не существует культурных особенностей, которые могут стать препятствием на пути свободы".

Комментариев нет:

Отправить комментарий