То, что нужно удешевлять невыносимо дорогостоящие рублёвые банковские кредиты – своего рода консенсус для экономистов, включая даже либералов. Не раз звучали мнения в прессе, что даже самый крупный российский бизнес (уровня Дерипаски), кредитуемый дешевыми зарубежными деньгами, при работе на ставках российского кредитования разорился бы. Но при переходе от теории к практике случается всякий раз «разрыв шаблона»…
Повышение доступности рубля сразу же повышает конвертирование его в валюту, все льготные кредиты незамедлительно переводятся в валютные активы и оседают в банках. И чаще всего, западных. Они не поступают в реальный сектор, и в этом есть что-то роковое...
В итоге догма о необходимости доступных для бизнеса кредитов не отменяется – но и не применяется. Причина – в уродливом устройстве российской финансовой системы и односторонней конвертации рубля.
Для того, чтобы понять, в чём подвох заложенной при Е.Гайдаре системы – давайте задумаемся вот о чём. Что ценнее – расписка в руках ростовщика или живые деньги, уплаченные по этой расписке в руках того же ростовщика? Безусловно, всяки й понимает, что живые деньги лучше дериватива в виде расписки. Расписку напрямую использовать нельзя. Нужно ждать сроков её оплаты, да к тому же наверняка не известно: а вдруг должник откажется платить, сбежит или объявится банкротом? Живые же деньги завсегда использовать можно легко и с пользой…
Именно поэтому ростовщики дают деньги в долг не просто так, а под проценты. Они только потому и меняют живые деньги на расписку, что надеются за счет расписки получить больше живых денег, чем вложили. В итоге ростовщик получает больше, чем дал, и чем дальше – тем всё больше и больше.
А должник – наоборот.
Что такое свободная и односторонняя конвертация рубля на доллар и евро? Это означает, что все производимые в стране товары и услуги, все ресурсы страны – можно купить за доллары и евро. Они и есть настоящие, живые деньги. Их и стараются иметь люди. А если и берут рубли – то только с ростовщической целью, вышибить из рублёвой зоны паразитарный ростовщический процент…
Владелец доллара США имеет доступ ко всем товарам как России так и остального мира. А владелец рубля имеет доступ только к товарам РФ. Никакого выигрыша у владельца рубля нет, а проигрыш – огромный. Нет ничего рублёвого, что не продавалось бы за доллары тоже, но зато очень много долларового, что за рубли не продаётся…
Это значит, что доллар – настоящие деньги в этой системе. А рубль – долговая расписка ростовщику. С ним играют только на понижение и от него стараются избавиться. Если появляются дешёвые рублёвые кредиты, то их охотно берут, но только чтобы обменять на настоящие деньги, которыми рубль на территории РФ не является!
В итоге Банк России и лично Набиуллина задирают до неба ключевую ставку и противятся её снижению. В сложившейся системе нет другого выхода. Пока товары и ресурсы РФ можно покупать за доллары – их не будут покупать за рубли. Человек, переведший рубли в доллары, ничего не теряет в России, зато приобретает весь остальной мир. Рубль оказывается только посредником между долларовой системой и ресурсами российской территории. Владельцы рубля берут какую-то свою долю прибыли, «отступное» - и дальше в отношения национальных ресурсов с долларовой эмиссией не лезут.
До тех пор пока свободная конвертация рубля не будет прекращена, до тех пор, пока рубль не станет монополистом над ресурсами РФ – это так и будет продолжаться. Как должно быть?
Человеку говорят: хочешь воспользоваться ресурсами России – заработай рубли и заплати за них рублями. Чтобы заработать рубли, он должен сделать что-то полезное для жителей данной страны. А для того, чтобы заработать доллары, он должен сделать полезное для ФРС США. Понимаете разницу? Пока ресурсы РФ покупают за доллары США – хозяином ресурсов РФ является ФРС США.
Поэтому при свободной односторонней конвертации рубля без фиксированных курсов и валютного регулирования нет и не может быть дешёвых кредитов для бизнеса в РФ. Потому что у нас нет бизнеса, ориентированного зарабатывать рубли. У нас есть бизнес, ориентированный зарабатывать «деньги вообще», а в сложившейся системе настоящие деньги – только доллар и евро. Вот потому наш бизнес и не является национальным. Он и не может быть национальным – потому что распоряжение ресурсами РФ осуществляется за пределами РФ.
Вазген АВАГЯН, специально для ЭиМ.; 3 февраля 2016
Комментариев нет:
Отправить комментарий