суббота, 1 марта 2014 г.

Следующая цель – Венесуэла?

Артем Вит


Пока Европа и Россия напряженно наблюдают за событиями на Украине, в одной из стран Латинской Америки происходит подготовка к похожему государственному перевороту. Речь идет о Венесуэле, которая уже месяц страдает от банд, совершающих нападения на полицию, громящих магазины и государственные учреждения. Конечно, свои действия мятежники оправдывают борьбой с «кровавым режимом» Николаса Мадуро – новым президентом республики, который был избран народом после смерти Уго Чавеса.

Умелые политтехнологи




В Венесуэле в течение последних недель происходят интенсивные столкновения между противниками и сторонниками президента Николаса Мадуро. 12 февраля стал самым напряженным днем: тогда боевики от оппозиции попытались штурмовать генеральную прокуратуру. Были жертвы.

Кроме внешнеполитического аспекта, а именно попытки США подмять под себя венесуэльские нефтяные месторождения, причинами конфликта стали проблемы социально-экономического характера. В начале своего правления Николас Мадуро столкнулся с нехваткой в магазинах продовольственных товаров: сельское хозяйство страны только на треть обеспечивает страну необходимыми продуктами питания.

Правительство обвиняет в нехватке товаров саботажников. Эти заявления резонны: в ноябре прошлого года руководство страны осуществило широкомасштабную экономическую кампанию, направленную на обеспечение населения электробытовыми товарами. Венесуэльцы могли купить нужные им приборы по цене, составляющей 10% от обычной стоимости. Однако акция была сорвана неизвестными, которые воспользовались ажиотажем на дешевые товары и учинили серию погромов.

Чтобы стимулировать развитие экономики, Николас Мадуро нашел поддержку у Китая: Пекин предоставил Каракасу кредит в размере 5 миллиардов долларов. Эти деньги планируется израсходовать для модернизации производственных мощностей, что должно привести к улучшению условий проживания в стране.

При этом продолжается рост ВВП республики. По итогам прошлого года этот показатель увеличился на 1%, что довольно неплохой результат для любого латиноамериканского государства. Не надо забывать и о доходах, получаемых от экспорта нефти и газа. Кстати, главным покупателем венесуэльского «черного золота» являются Соединенные Штаты: половина добытой в Венесуэле нефти достается США. Неудивительно, что Вашингтон так заинтересован в скорейшем свержении Мадуро: Штаты не только собираются позаботиться о своей энергетической безопасности, но и хотели бы прибрать к своим рукам всю венесуэльскую нефть.

Интересен и тот факт, что новый президент республики продолжает экономическую политику своего предшественника, а именно занимается национализацией крупных предприятий. Промышленники недовольны такими действиями, и готовы пойти войной против Николаса Мадуро. Естественно, такие настроения финансовых магнатов невероятно выгодны США и финансируемой из-за рубежа оппозиции, которые рассматривают олигархов в качестве влиятельных союзников.

Соединенные Штаты в Венесуэле действуют по тому же принципу, что и в других странах мира, а именно используют пятую колонну. Организация «Народная воля», финансируемая американскими спецслужбами и действующая в согласии с колумбийскими парамилитаристскими организациями – лучшее тому доказательство. Умело используя амбиции политических партий и объективные экономические трудности, иностранцы дестабилизируют обстановку в стране.

Засланный казачок


В общей сложности, к 25 февраля в ходе противостояния между оппозицией и властями Венесуэлы погибло 13 человек, еще 149 получили травмы. Больше всего пострадавших – в Тачире, Сукре, Мериде, Ларе, Карабобо и в столице – Каракасе. Правоохранительные органы занимаются расследованием каждого из убийств. 21 февраля были арестованы несколько госслужащих, причастных к гибели первых трех человек в начале противостояния.

Однако мятежников это не успокоило. Наоборот: случаи атак на полицию участились. У задержанных боевиков изымают холодное оружие, бутылки с зажигательной смесью и даже самодельные взрывные устройства. Некоторые демонстранты выходят на улицы с огнестрельным оружием – то и дело в Каракасе происходят перестрелки между полицией и сторонниками оппозиции.

Тем временем власти добились первого успеха – был арестован лидер организации «Народная воля» Леопольдо Лопес. Именно его подозревают в организации массовых беспорядков: известно, что оппозиционер сотрудничает с ЦРУ, и призывает к уничтожению существующей в Венесуэле политической системе. Лопес имеет давние связи с Америкой: он обучался в Гунской школе Принстона в штате Нью-Джерси, Кеньонском колледже штата Огайо и в Гарвардской школе управления, получив специальность «публичная политика».

Получается, «революционер» имеет неплохие связи в Соединенных Штатах, и, судя по всему, активно ими пользуется.

По своим взглядам Леопольдо Лопес близок к социал-демократам, и в 2000-2008 годах, будучи мэром муниципалитета Чакао, строил свою политику, исходя из идеалов правоцентризма и принципов социал-демократии. Впрочем, в последнее время его чаще сравнивают с национал-социалистом – по оценкам многих наблюдателей, возглавляемая им организация «Народная воля» выдвигает уж слишком праворадикальные лозунги.

Лопес ушел из политики внезапно – его обвинили в коррумпированности. Будущий «революционер» подал иск в Межамериканский суд по правам человека с требованием вернуть право на участие в политической жизни страны и выиграл процесс, однако на пост мэра так и не смог вернуться.

США не отказываются от поддержки экстремистов

Конечно, арест Лопеса стал важным событием в политической жизни республики, однако не привел к сокращению насилия: опальный политик призвал боевиков не сдаваться и продолжать борьбу. На следующий день после ареста лидера «Народной воли» несколько кварталов Каракаса были заняты экстремистами при поддержке десятков тысяч демонстрантов, которые, очевидно, в случае столкновений использовались бы в качестве живого щита, сами о том не подозревая.

Одновременно произошло обострение ситуации в Сан-Диего, где для разгона митингующих полиция использовала слезоточивый газ, пыталась успокоить неконтролируемую толпу при помощи стрельбы резиновыми пулями. Но тяжелее всего пришлось жителям Тачиры: для обеспечения порядка туда был направлен десантный батальон.

В противоположность Леопольдо Лопесу, умеренная оппозиция призывает мятежников сложить оружие. Например, так поступил Энрике Каприлес – бывший противник Николаса Мадуро на президентских выборах. Каприлес хочет сохранить свою политическую репутацию, а потому стремится дистанцироваться от мятежников.

На прошлой неделе из республики были высланы три американских поверенных, исполнявшие функции дипломатов и заподозренные в подстрекательстве к массовым беспорядкам.

Также в качестве превентивной меры Николас Мадуро запретил вещание колумбийского телеканала NTN24, который в последние дни стал «рупором Америки» в регионе, и аннулировал аккредитацию журналистов CNN – всем известно, как американские репортеры «освещают» события в мире. Президент выразил неудовлетворение и работой агентства France-Presse, очерняющее Венесуэлу в своих репортажах.

Джон Керри и Барак Обама уже успели выразить свою обеспокоенность по этому поводу. В частности, глава США призвал Николаса Мадуро освободить задержанных боевиков – какое, однако, традиционное требование.

В ответ Мадуро предложил возобновить дипломатические отношения между США и Венесуэлой, разорванные в 2010 году еще в период правления Уго Чавеса. По мнению нынешних венесуэльских властей, у Барака Обамы нет таких полномочий, чтобы он вмешивался в дела суверенных государств и напрямую что-то требовал от других стран в обход дипломатических ведомств. Внешняя политика – прерогатива дипломатов, президент же пусть наводит порядок внутри своей страны.

Николас Мадуро намеревается провести с американскими посланниками разоблачительный диалог, рассказав венесуэльцам об истинных намерениях США и целях, преследуемых Вашингтоном в Латинской Америке. Вашингтон не спешит поддержать его идею: а вдруг экстремистам удастся получить власть в свои руки, как это произошло на Украине? Похоже, несмотря на упорное сопротивление венесуэльского общества иностранному влиянию, ставка на силовой сценарий все еще рассматривается в качестве основной, и Штаты не собираются отказываться от своей агрессивной политики. 


Комментариев нет:

Отправить комментарий