понедельник, 31 марта 2014 г.

Рок и патриотизм

Рок и патриотизм
Игорь Малышев о политических взглядах Шевчука, Макаревича и БГ. Есть у нас традиция интересоваться мнением рок-звёзд по поводу политики. Макаревич, Шевчук, БГ высказываются охотно и едко. И про политику, и про совесть, и про воров во власти. 

Нет, молодцы, никто не спорит. Активная гражданская позиция, всё такое. Я с полным пониманием. Мне другое интересно. Отчего эта активная позиция образовалась у них только к старости? Почему в девяностые годы, когда решались вопросы глобального характера, она была на удивление вялой и скромной?
Давайте совершим экскурс в прошлое, вспомним, как наша "рок-совесть" проявляла себя в конце двадцатого века.
Начнём с того, что отличительной чертой "динозавров" русского рока является глубокая и последовательная неприязнь к СССР. Они выросли с этим чувством, оно в них неистребимо. "Совок" для них - синоним всего самого плохого, нелепого и отсталого. Отсталого по отношению к Западу, разумеется. (Любопытно, что эти эпитеты в полной мере относятся к ним самим как к профессиональным музыкантам. Иначе чем ещё объяснить, что после поднятия "железного занавеса" они оказались совершенно не востребованы на западном рынке?) Они с самой ранней юности слушали западную музыку, одевались, копируя забугорных рок и поп-идолов, мечтали, как о запредельном счастье увидеть "Beatles" или "Led Zeppelin" живьём. "Проклятый совок" мешал им жить. Не давал покупать джинсы "Montana" и пластинки "AC/DC", смотреть фильмы с Брюсом Ли и Чиччолиной, носить хайр до пупа и пить портвейн по подъездам. Хуже того, заставлял учиться и работать. (Бедные парни, что им пришлось пережить!..)
Во второй половине восьмидесятых разразилась "перестройка". "ДДТ", "Аквариум", "Кино", "Машина времени", "Наутилус" получили в распоряжение стадионы. Началось золотое время русского рока.
Чистой политики в песнях того периода было немного. Больше чувствовался какой-то общий кайф от рухнувших стен и тревога о будущем, но, тем не менее, можно вспомнить пацифистскую "Не стреляй" Шевчука, его же предчувствие "Гражданской войны", "Поезд в огне" Гребенщикова о том, что "некуда больше бежать", и, конечно же, "Перемен" Цоя. До этого были "Марионетки" "Машины времени", но это скорее фига в кармане, чем позиция или призыв. Особняком стоит "Наутилус Помпилиус" с антисоветскими "Скованными одной цепью" ("здесь сброшены орлы ради бройлерных куриц" и т.д.).
Затем последовал развал Союза. Событие тектоническое, одно из самых значительных в ХХ веке, но русский рок пожал плечами и никак на него не отреагировал. Удивительное дело, их Родину, трёхсотлетнюю империю, по живому раскромсали на части, а они остались хладнокровными, как земноводные. Никаких громких заявлений, никаких гневных интервью. (Сравните с современной активностью).
В 1991 году Шевчуку было 34, Макаревичу и Гребенщикову - по 38. Далеко не дети. На юношеское легкомыслие списать подобную позицию, точнее, отсутствие позиции, тут не получится.
Скорее всего, сыграло роль всё то же негативное отношение к Союзу в целом. "Совку" плохо? Вот и прекрасно!"
Цой, кстати, в этом отношении более внятен и честен. Незадолго до смерти в августе 1990-го году он пел:
И мне не нравится то, что здесь было,
И мне не нравится то, что здесь есть.
Девяносто третий год, расстрел парламента, страна раскалывается, в воздухе пахнет гражданской войной. По горячим следам Шевчук пишет растрёпанную - перекрученную "Правда на правду" с припевом:
Правда на правду.
Вера на икону.
А земля да на цветы.
Это я, да это ты.
В переводе на русский это означает, и те хорошие, и эти хорошие. И тот, кто расстреливал, и те, кого расстреливали. И Ельцин прав, и убитые в Белом Доме.
Признание за Ельциным какой-то "правды" автоматически оправдывает убийство им сотен людей. Пацифизм Юрия Юлиановича на этот раз куда-то затерялся. Или в борьбе с "совком" все средства хороши?
Гребенщиков в то же время пишет песню "Московская октябрьская". Тут у меня просто нет слов. Хотите, сами слушайте. В Москве людей из танков расстреливали, а Борис Борисович о французском хрене на грудях поёт. Не знаю, может, буддисты так выражают крайнюю степень горя и отчаяния...
Спасибо, конечно, что не просили "раздавить гадину". Но позиция тех, которые за "раздавить", смотрится активнее и честнее.
После такой реакции на жизнь страны можно было бы назвать всех русских рокеров поголовно идиотами и амёбами и забыть об их существовании на веки вечные, но ситуацию спас Егор Летов. Его "Будет новый день" и "Победа" - самое яркое и живое, что было написано о 93-м году.
Следующим показательным моментом были президентские выборы 1996 года и проведение музыкального тура "Голосуй или проиграешь" в поддержку Ельцина. Рейтинг ЕБН в начале того года составлял 3-6%. Реформы довели страну до ручки. Люди по полгода не получали зарплаты и пенсии, бандиты стали реальными хозяевами городов, инфляция била рекорд за рекордом... Вроде бы, шансов на второй срок никаких, но тут на полную мощь включилась пропагандистская машина: горы пустых обещаний, постоянные рассказы об ужасах коммунизма, чёрный пиар потоками... Одним из винтиков, и не последним, стали в этой машине наши рокеры. За очень хорошие деньги подставили своё плечо под нетвёрдую длань ЕБН.
Арию "Бориса на царство" тогда нам пропели: Ляпис Трубецкой (он с тех пор сильно мутировал), "Алиса", "Браво", "Ва-Банкъ", "Агата Кристи", "Сплин", БГ, Андрей Макаревич (кто бы сомневался!), "Наутилус Помпилиус", "Чайф"...
Ю.Ю. Шевчука в этом списке нет, и лично мне это очень приятно. Я не настолько плохо к нему отношусь, как может показаться.
Почему они ринулись поддерживать Ельцина? Причин несколько. Из тех, что лежат на поверхности: деньги, "чтоб не вернулся "совок"", личная симпатия к ЕБН. Последний пункт поясню. По-моему, они видели в Ельцине своего. Алкоголик, склонен к антиобщественному поведению (помните историю с "мытьём" колеса на аэродроме в Ирландии?), во время предвыборной кампании танцевал на камеру рок-н-ролл. Реально свой дядька.
Вроде бы напрашивается вывод, что та ельцинская Россия девяностых наших рокеров устраивала. Устраивал развал страны, обнищание населения, коллапс промышленности и сельского хозяйства, взрыв наркомании, криминализация общества.
Но не всё так просто.
У Егора Летова есть две отточенные песни-формулировки, определяющие правильное отношение рок-музыканта к политике - "Я всегда буду против" и "Убей в себе государство".
Рокер в чистом виде - человек, рвущийся к свободе здесь и сейчас. К свободе от государства, системы, социальных обязательств, навязанных стереотипов. От законов материального мира, по большому счёту. Культовые фигуры рока - те, кто прорвался к абсолютной свободе и ушёл молодым: Курт Кобейн, Джим Морисон, Дженис Джоплин, Джимми Хендрикс, Джон Леннон, Сид Вишес, Боб Марли. Из наших - Летов, Цой, Янка, Башлачёв, Олди.
Рокер - всегда оппозиционер, анархист, противник любой власти.
По большому счёту, он разрушитель. Себя, государства, моральных устоев. Он человек непрерывно особождающийся. Рок - музыка протеста, музыка бунта. Если в ней нет ни того, ни другого, значит перед нами что-то иное, поп-рок, джаз, блюз, фолк...
Сочетание "рок-музыкант - патриот-государственник" противоестественно в принципе. Это даже не "вол и трепетная лань", это попытка использовать осколочно-фугасный снаряд для приготовления ужина.
Так что, массовое молчание наших рок-звёзд в девяностые годы, нулевая реакция на развал и распад страны, участие в туре "Голосуй или проиграешь" совершенно оправдано. Ельцин нёс стране свободу, хаос и разрушение. Это на подсознательном уровне вполне рифмовалось с желаниями и потребностями рок-музыкантов.
И поэтому, когда Макаревича, Шевчука или БГ спрашивают о политике, нужно понимать, что если в этих седых и пресыщенных дядьках ещё осталось что-то изначальное, они всегда будут поддерживать то, что ослабляет государство, которое по определению является механизмом насилия и принуждения.
Хорошо это или плохо, другой вопрос.

Комментариев нет:

Отправить комментарий