К спикеру польского сейма Еве Копач, известной своим принципиальным неприятием порочной практики заигрывания польских властей с необандеровским движением на Украине, обратилась одна из жительниц Западной Украины польского происхождения. Автор обращения, уже пожилая женщина, пережившая Волынскую резню, признается, что вскакивает среди ночи, чтобы посмотреть, не поджигают ли ее дом потомки тех, кто так поступал в 1943 г.
Воспоминания о Волынской резне все чаще посещают западно-украинских поляков. Слишком явны аналогии. Вокруг те же красно-черные флаги УПА, те же лозунги о «пятой колонне» и угрозы покарать врагов украинской нации. На Украине XXI века у власти идейные наследники тех, кто насаживал на вилы польских детей и сжигал в сараях польских стариков.
Западно-украинских поляков возмущает поведение официальной Варшавы, упрямо отказывающейся называть массовые казни поляков на Волыни геноцидом и заменившей этот термин обтекаемой фразой «этнические чистки с признаками геноцида». Украинский национализм для Варшавы – союзник в играх против России, и доводить необандровщину до последнего издыхания - не в ее интересах.
Польские власти стараются достичь с украинскими националистами тактического паритета: максимально нейтрализовать антипольский потенциал украинской националистической идеологии и перенаправить ее острие против России. Поэтому при всем неприятии польским обществом необандеровских постулатов украинских властей польские политики поддержали украинских ультраправых не только словом (кто только из польских политиков на майдане не бывал и в 2005-м, и в 2014-м), но и делом.
Продолжается финансирование из государственного бюджета Союза украинцев Польши – организации откровенно необандеровского толка, а в польских больницах бесплатно залечивают раны боевики «евромайдана», пострадавшие в боях с правоохранителями. Не без информационной поддержки польских СМИ по всей стране проводились акции в поддержку киевской хунты, в т.ч. сбор гуманитарной помощи. Не без распоряжений сверху польская таможня беспрепятственно пропускала на территорию Польши посланников украинских праворадикальных организаций. В Польше эти гонцы закупали все необходимое для «евромайдана», даже бронежилеты, и так же беспрепятственно перевозили их своим соратникам на Украину.
Польская пресса энергично бросалась на всех, кто посмел обратить внимание общественности на неонацистский облик украинской оппозиции. В негласный список «промосковских агентов влияния» угодил даже известный в Польше ксендз Тадеуш Исакович-Залесский, яркий публицист и богослов, активно освещающий кровавые страницы из истории украинско-польских отношений. В социалистической Польше Т. Исакович-Залесский был в оппозиции к власти, поддерживал «Солидарность» и находился под пристальным вниманием спецслужб. Во время «евромайдана» его статьи польские газеты вдруг отказывались публиковать, а в автора нацелились ядовитые жала критиков (его мнение «вписывается в фарватер кремлевской … пропаганды», а его статьи – «неблагонадежны»). Всему виной характеристика, которой Т. Исакович-Залесский наделил новые украинские власти: «Те, кто хотел Украину советскую заменить на бандеровскую, могут быть довольны».
Наделала шуму и книга Адриана Гжегожевского «Время печали» («Czas tęsknoty»). Автор вынужден был оправдываться, что не «подыгрывал Кремлю» и написал произведение два года назад. Все из-за того, что в книге речь о молодом поляке, его украинской невесте и кровавых злодеяниях украинских националистов.
* * *
Но не все в Польше осознают масштабы неонацистских преобразований, происходящих на Украине. Ведь официальные лица и подчиненные им СМИ транслируют совсем другую картину. Говорится, что доля националистов в общей массе протестующих на «евромайдане» ничтожно мала, и не говорится о территориальных претензиях, которые украинские праворадикалы выдвигают Польше. Говорится о будто бы стихийном характере «евромайдана» и не говорится о бешеных суммах, вкачанных в этот проект американцами и европейцами. Говорится о создании «Народной гвардии», и не говорится, что это вооруженное формирование будет подчиняться не государству, а конкретной партии, как отряды СС во времена Третьего рейха, по меткому сравнению польского историка Михала Глока.
Отношение Польши к новым украинским властям не изменило даже профашистское выступление в ООН постоянного представителя Украины при ООН Юрия Сергеева, который заявил, что обвинения в адрес ОУН-УПА на Нюрнбергском процессе – результат фальсификации Советского Союза.
Не изменил его и неприятный инцидент, случившийся 10 марта 2014 г. в польской дер. Сагрынь, населенной этническими украинцами. В Сагрыне проходило совместное польско-украинское мероприятие, посвященное памяти украинцев, убитых в этом селе Армией Крайовой в 1944 г. Поляки настаивают, что Сагрынь была тыловой базой УПА. Союз украинцев Польши твердит, что село было мирным. В своей траурной речи руководитель Союза Петр Тыма назвал освещение поляками Волынской резни 1943 г. односторонней и тенденциозной, а присутствовавший посол Украины в Польше Маркиан Мальский поверг польских гостей в ужас, закончив свое выступление бандеровским лозунгом «Слава Украине!», на что услышал из уст местных необандеровцев отзыв «Героям слава!».
Не удивительно, что в таких реалиях западно-украинские поляки опасаются за свое будущее. И не только они. Польские СМИ сообщили о сорока семьях волынских чехов, обратившихся к Праге с просьбой репатриировать их на историческую родину в связи с разгулом необандеровщины. Традиционно украинские чехи проживают на Волыни, и во время Волынской резни они становились жертвами «борців за українську націю» наряду с поляками. Повторить судьбу своих предков у волынских чехов нет ни малейшего желания. Они, как и украинские поляки, понимают, что на Украине они не находятся в безопасности.
Владислав ГУЛЕВИЧ
Воспоминания о Волынской резне все чаще посещают западно-украинских поляков. Слишком явны аналогии. Вокруг те же красно-черные флаги УПА, те же лозунги о «пятой колонне» и угрозы покарать врагов украинской нации. На Украине XXI века у власти идейные наследники тех, кто насаживал на вилы польских детей и сжигал в сараях польских стариков.
Западно-украинских поляков возмущает поведение официальной Варшавы, упрямо отказывающейся называть массовые казни поляков на Волыни геноцидом и заменившей этот термин обтекаемой фразой «этнические чистки с признаками геноцида». Украинский национализм для Варшавы – союзник в играх против России, и доводить необандровщину до последнего издыхания - не в ее интересах.
Польские власти стараются достичь с украинскими националистами тактического паритета: максимально нейтрализовать антипольский потенциал украинской националистической идеологии и перенаправить ее острие против России. Поэтому при всем неприятии польским обществом необандеровских постулатов украинских властей польские политики поддержали украинских ультраправых не только словом (кто только из польских политиков на майдане не бывал и в 2005-м, и в 2014-м), но и делом.
Продолжается финансирование из государственного бюджета Союза украинцев Польши – организации откровенно необандеровского толка, а в польских больницах бесплатно залечивают раны боевики «евромайдана», пострадавшие в боях с правоохранителями. Не без информационной поддержки польских СМИ по всей стране проводились акции в поддержку киевской хунты, в т.ч. сбор гуманитарной помощи. Не без распоряжений сверху польская таможня беспрепятственно пропускала на территорию Польши посланников украинских праворадикальных организаций. В Польше эти гонцы закупали все необходимое для «евромайдана», даже бронежилеты, и так же беспрепятственно перевозили их своим соратникам на Украину.
Польская пресса энергично бросалась на всех, кто посмел обратить внимание общественности на неонацистский облик украинской оппозиции. В негласный список «промосковских агентов влияния» угодил даже известный в Польше ксендз Тадеуш Исакович-Залесский, яркий публицист и богослов, активно освещающий кровавые страницы из истории украинско-польских отношений. В социалистической Польше Т. Исакович-Залесский был в оппозиции к власти, поддерживал «Солидарность» и находился под пристальным вниманием спецслужб. Во время «евромайдана» его статьи польские газеты вдруг отказывались публиковать, а в автора нацелились ядовитые жала критиков (его мнение «вписывается в фарватер кремлевской … пропаганды», а его статьи – «неблагонадежны»). Всему виной характеристика, которой Т. Исакович-Залесский наделил новые украинские власти: «Те, кто хотел Украину советскую заменить на бандеровскую, могут быть довольны».
Наделала шуму и книга Адриана Гжегожевского «Время печали» («Czas tęsknoty»). Автор вынужден был оправдываться, что не «подыгрывал Кремлю» и написал произведение два года назад. Все из-за того, что в книге речь о молодом поляке, его украинской невесте и кровавых злодеяниях украинских националистов.
* * *
Но не все в Польше осознают масштабы неонацистских преобразований, происходящих на Украине. Ведь официальные лица и подчиненные им СМИ транслируют совсем другую картину. Говорится, что доля националистов в общей массе протестующих на «евромайдане» ничтожно мала, и не говорится о территориальных претензиях, которые украинские праворадикалы выдвигают Польше. Говорится о будто бы стихийном характере «евромайдана» и не говорится о бешеных суммах, вкачанных в этот проект американцами и европейцами. Говорится о создании «Народной гвардии», и не говорится, что это вооруженное формирование будет подчиняться не государству, а конкретной партии, как отряды СС во времена Третьего рейха, по меткому сравнению польского историка Михала Глока.
Отношение Польши к новым украинским властям не изменило даже профашистское выступление в ООН постоянного представителя Украины при ООН Юрия Сергеева, который заявил, что обвинения в адрес ОУН-УПА на Нюрнбергском процессе – результат фальсификации Советского Союза.
Не изменил его и неприятный инцидент, случившийся 10 марта 2014 г. в польской дер. Сагрынь, населенной этническими украинцами. В Сагрыне проходило совместное польско-украинское мероприятие, посвященное памяти украинцев, убитых в этом селе Армией Крайовой в 1944 г. Поляки настаивают, что Сагрынь была тыловой базой УПА. Союз украинцев Польши твердит, что село было мирным. В своей траурной речи руководитель Союза Петр Тыма назвал освещение поляками Волынской резни 1943 г. односторонней и тенденциозной, а присутствовавший посол Украины в Польше Маркиан Мальский поверг польских гостей в ужас, закончив свое выступление бандеровским лозунгом «Слава Украине!», на что услышал из уст местных необандеровцев отзыв «Героям слава!».
Не удивительно, что в таких реалиях западно-украинские поляки опасаются за свое будущее. И не только они. Польские СМИ сообщили о сорока семьях волынских чехов, обратившихся к Праге с просьбой репатриировать их на историческую родину в связи с разгулом необандеровщины. Традиционно украинские чехи проживают на Волыни, и во время Волынской резни они становились жертвами «борців за українську націю» наряду с поляками. Повторить судьбу своих предков у волынских чехов нет ни малейшего желания. Они, как и украинские поляки, понимают, что на Украине они не находятся в безопасности.
Владислав ГУЛЕВИЧ
Комментариев нет:
Отправить комментарий