На Западе не вызывает сомнений, что нужно закрутить гайки в отношении России, но никто не может объяснить, за что и каким образом.
Запад оказался в сложной ситуации по целому ряду причин. Во-первых, санкции. Как известно, они мало что дают и ударяют по обеим сторонам. Безусловно, Европа может отказаться от российского газа, но приведёт это только к тому, что европейцы будут мёрзнуть из-за прохладной весенней погоды, а Россия направит свой газ другим покупателям. Санкции эффективны только в том случае, когда множество стран объединяются против относительно слабого государства. Но про Россию такого не скажешь - это не слабая страна, да и Китай с Индией приняли её сторону.
Некоторые полагают, что делу помогут меры, направленные против близких к Путину крупных предпринимателей. Но взамен им могут быть предоставлены контракты внутри страны и кредиты российских банков под залог замороженных активов, которые в итоге всё равно разблокируют. Да, они больше не могут поехать в Нью-Йорк или Лондон, но мир ведь большой.
Следующий вопрос - а что, собственно, преследуют санкции? Пусть Россия нарушила международное законодательство, но разве Запад не занимался ничем подобным? За его плечами неправомерные вторжения в Сербию, Ирак, Ливию, о чём не устаёт напоминать Путин.
Звучат аргументы о том, что сейчас ситуация иная, и Россия нарушила суверенитет Украины, повлияв на исход референдума в Крыму. Но чтобы понять, что не только Россия вмешивается во внутреннюю политику других стран, достаточно вспомнить Сербию, где Запад координировал действия оппозиции против Милошевича в 1999-2000 годах. Или Афганистан с Ираком, где ставленники Запада безуспешно пытались насадить демократию, чем нанесли гораздо больший вред, чем до сих пор Россия. Уважение Запада к суверенитету других стран столь же зыбкое, как и у России.
Ещё один излюбленный довод - свои вторжения Запад проводит под флагом борьбы за права человека, а Россию они совершенно не волнуют. Но хотя ситуация с гражданскими свободами в России хуже, чем на Украине, последней тоже нечем похвастаться. Скорей всего, крымчане не почувствуют особой разницы. Но какими бы ни были российские власти, они, возможно, выглядят предпочтительнее украинского правительства, которое более двух десятилетий разоряло страну своим неумелыми действиями.
Да и сам Запад гораздо сильнее заинтересован в ограничении закрепленного в бесчисленных соглашениях права на самоопределение, чем в защите гражданских свобод в Крыму. Да, именно так - Запад уважает права человека избирательно. Можно сколько угодно симпатизировать жителям стремящихся к независимости регионов, но важнее сохранить хорошие отношения с правительствами стран, куда они входят. Право на самоопределение может привести к хаосу из-за распространения микрогосударств, которые не могут самостоятельно вести свои дела.
Но откол Крыма от Украины - свершившийся факт, хорошо это или плохо. И санкции против России не помешают другим национальным меньшинствам стремиться к независимости. Хотя их может и не вдохновить пример Крыма, тут же вошедшего в состав другой страны.
Более весомой причиной для введения санкций против России было бы предотвращение её нападения на другие страны. Однако маловероятно, что Россия поступит так. В Крыму сложилась особая ситуация - он исторически связан с Россией, на полуострове располагалась её военно-морская база, русское большинство населения приветствовало захватчиков. Как правило, могущественные державы предпочитают не занимать чужие территории, а влиять из-за рубежа. Печальный опыт США в Афганистане и Ираке показал, сколько неприятностей может принести вторжение в чужую страну и управление её своенравным населением.
В маловероятной ситуации нападения России на, скажем, Украину или Эстонию имели бы смысл серьёзные экономические меры и военная помощь. Но если Россия не пойдёт дальше Крыма, непонятно, чего можно достичь санкциями. Крым Россия никогда не вернёт. В этом споре не победить, не стоит и пытаться. Очевидно, Россия понимает, что санкции будут недолговременными, и просто переждёт их. Пользы от них не будет, только обоюдный ущерб.
Об авторе. Эрик Познер - профессор юридического факультета Университета Чикаго.
Комментариев нет:
Отправить комментарий