Юрий Баранчик
Россия начала возвращать себе статус мировой державы после более чем двадцатилетнего пребывания в статусе региональной. Об этом свидетельствует абсолютная победа на сочинских Олимпийских играх. И не только.
Поэтому сегодня, оглядываясь назад, мы можем с полной уверенностью сказать, что российскую Олимпиаду стоило затевать и проводить. Она стоила тех денег, которые страна на нее потратила. И дело не только в победах наших спортсменов. Дело в том, что людям, гражданам России нужен заряд энергии. Мы слишком долго не верили в себя. Слишком многие хотели и хотят заставить нас каяться, причем за их же собственные грехи.
Олимпиада дала России этот заряд энергии, побед и положительных эмоций. В Сочи побывали сотни тысяч туристов из России и других стран мира. Трансляцию открытия Олимпиады смотрели более 3 млрд человек по всему земному шару. Гости Олимпиады разъедутся, и на всех континентах мира миллионы людей узнают правду о нашей стране, о ее достижениях и замечательных людях.
И именно с учетом того, как России удалось провести Олимпиаду, тот путь – путь падений, проб и ошибок, но одновременно и героизма, политической воли, несгибаемой внутренней силы народа и огромной трудовой закалки, который страна и народ прошли вместе за тринадцать лет – выглядит глубоко значимым и символичным.
Однако новейшая история России напоминает и о мрачных тенденциях и событиях. 12 августа 2000 года в Баренцевом море произошла трагедия, унесшая жизни 118 человек. Трагедия подлодки «Курск» была лишь мрачным символом того состояния России, в котором она пребывала на рубеже тысячелетий после распада СССР. Поэтому это не только подлодка «Курск» утонула. Это мы тонули, наша страна. Практически никто ни у нас в стране, ни тем более за рубежом не верил в то, что Россия поднимется с колен.
После политически буйных и экономически нищих 90-х будущее рисовалось в темных тонах. Путин сменил добровольно ушедшего Ельцина, который осознал, что не справляется с грузом государственного управления, только 7 мая 2000 года, выиграв в марте выборы президента. Страна находилась в политическом хаосе и экономической разрухе.
Олигархи хозяйничали не только в экономике страны, но и в политике. При поддержке из-за рубежа продолжалась вторая чеченская кампания. Напомню, что только в апреле 2002-го Владимир Путин объявил, что война в Чечне закончена.
Международными финансовыми структурами продолжалось разграбление страны через залоговые аукционы, соглашения о разделе продукции и т. д. Скупались за бесценок российские предприятия. Страна шла к утрате контроля над тяжелой промышленностью, нефтегазовой отраслью в силу того, что была значительна доля портфельных инвестиций, вследствие чего многие крупные отраслевые и структурообразующие предприятия переходили под контроль иностранных собственников.
Стратегические прямые инвестиции осуществлялись (за небольшим исключением) по двум направлениям: топливно-энергетический комплекс и пищевая промышленность, в высокорентабельные рынки табака, пива и безалкогольных напитков. Крупные капиталовложения осуществлялись прежде всего с учетом политических факторов в те отрасли, которые страховали иностранных инвесторов от экспроприации собственности. В области ТЭК политические риски страховали правительства государств, чьи компании осуществили инвестиции, в пищевой промышленности – спрос населения, который само российское государство и национальные компании в среднесрочной перспективе были не в состоянии удовлетворить.
Стоит напомнить, что в области ТЭК, если бы не была приостановлена реализация проектов СРП, к 2008–2010 годам иностранным инвесторам принадлежало около 50% внешних российских рынков сбыта нефти и газа.
Анализ некоторых сегментов рынка показывает, что объем вывозимой прибыли значительно превышал как объем инвестиций, так и объем налоговых платежей. Соответственно, западная экономика получала средства как для перевооружения, в том числе кредитные ресурсы, так и для увеличения капиталовложений в НИОКР для усиления технологического отрыва.
Инвестиции в машиностроение осуществлялись вплоть до приобретения контрольных пакетов предприятий в стратегических для иностранных инвесторов отраслях и предприятиях, после чего контроль над ними переходил в распоряжение иностранных компаний. Вследствие этого Россия утрачивала контроль над технологиями воспроизводства, производственными циклами и цепочками, в том числе в области ВПК.
Если бы эти тенденции не были остановлены в 2000–2013 годах, то под угрозой находилась бы жизнеспособность Российского государства в целом. По сути дела, могла сложиться такая ситуация, которая была в России накануне революции 1917 года, когда около 70–75% российского промышленного потенциала контролировалось иностранцами.
Конечно, еще не все сделано. В экономике, промышленности и особенно в финансовой сфере остается еще очень много проблем, которые тормозят развития государства и сказываются на уровне жизни граждан. Данные негативные тенденции и пути выхода из этого внутрироссийского экономического кризиса на очень высоком уровне продемонстрировал в своем докладе Евгений Примаков на последнем заседании «Меркурий-клуба».
Тем не менее улучшения в жизни граждан России, особенно на фоне уровня жизни граждан из других стран бывшего СССР, в том числе стран Прибалтики, налицо.
Сохранение второго места в мире по экспорту оружия. Резкий рост поступлений новой военной техники в Российскую армию. Заключение договоров на строительство восьми реакторов в ЮАР, двух реакторов в Венгрии и одного в Финляндии. Заключение многолетнего контракта с КНР на поставку нефти. Открытие за 2013 год внутри России более 200 новых крупных и средних производств с суммарным объемом инвестиций более чем 25 млрд долларов. В числе новых заводов, цехов и производственных комплексов 106 – с объемом инвестиций от 1 млрд рублей, 51 запущен с участием иностранных инвесторов, 133 построены с нуля. Высокая готовность к подписанию договоров по поставкам нефти в Индию, газа – в Китай, расширению торгово-экономических отношений с Японией.
Стратегия России по достижению статуса мировой энергетической державы продолжает успешно реализовываться. Россия сохраняет себя как ведущего игрока на нефтяном и газовом рынке и активно становится доминирующим игроком на гораздо более важном рынке (т. к. это высокие технологии во всем комплексе) атомной энергии. Начато интенсивное строительство новых предприятий промышленности. Это геоэкономика.
И эти позитивные изменения в экономике страны сказались на росте и внешнеполитического авторитета страны в мире.
В прошлом году Вашингтон потерпел от Москвы ряд достаточно тяжелых внешнеполитических поражений. Проведение саммита G20. «Спасение рядового Сноудена», приведшее к серьезным имиджевым потерям США и ухудшению отношений с ключевыми партнерами, не говоря о других странах мира. Недопущение войны в Сирии, что также нанесло удар по мировой «партии ястребов». Полный провал ноябрьского саммита «Восточного партнерства». Достижение договоренностей по мирной программе Ирана. Высокая готовность к подписанию мирного договора между Россией и Японией. Это геополитика.
Можно сказать, что в 2013 году Россия начала возвращать себе статус мировой державы после более чем двадцатилетнего пребывания в статусе региональной.
Больше всего о новом геополитическом статусе России говорят такие вроде проходные заметки, как «Лондон обратился за помощью к России по вопросу отделения Шотландии» или «Пресса США отметила поклон Обамы при встрече с Путиным» и т. д. Это как бы фон, некая тональность, но именно вот так мимоходом проходящие сообщения на разные темы на самом деле гораздо лучше передают происходящие геополитические изменения, чем знаковые события, которые уже просто утверждают по факту, что изменения произошли.
И вот на этом фоне 2014 год начинается для России Олимпиадой. Мы видим, как наши оппоненты пустились во все тяжкие, прежде всего на Украине, чтобы испортить нам и всему миру этот праздник спорта и мирной состязательности. Была развернута мощнейшая информационная кампания в мировых СМИ, направленная на то, чтобы принизить значение сочинской Олимпиады. Была проведена мощнейшая предварительная работа, с тем чтобы взорвать накануне Олимпиады мирный политический процесс на Украине. Были угрозы и террористического характера накануне Олимпиады.
Мы видим, что все эти проблемы удалось решить. Великолепное шоу – открытие Олимпиады и ее закрытие, которому в мировой истории не было равных. Терактов – нет. Мировые СМИ значительно сменили тональность, в результате чего на первое место вышел все-таки спорт, а не интриги зарубежных политиканов.
Огорчили хоккеисты. Однако уже в пятницу - субботу в других видах соревнований на Россию обрушился просто град медалей, в результате чего уже в субботу вечером российская сборная вышла на первое общекомандное место по медалям, а в воскресенье утром после победы лыжников в марафоне, когда мы заняли весь пьедестал почета, Россия досрочно победила в общекомандном зачете среди сборных мира.
Завоевав 33 медали, в том числе 13 золотых, Россия превзошла свои прежние рекорды. Напомню, что на Играх 1994 года в Лиллехаммере (Норвегия) российские спортсмены победили в общекомандном зачете, набрав 11 золотых, 8 серебряных и 4 бронзовые награды. Своего лучшего результата по общему числу наград на зимних Олимпийских играх в 1988 году в Калгари добилась сборная СССР, где завоевала 29 медалей (11 золотых, 9 серебряных, 9 бронзовых).
Сегодня можно сказать, что большой праздник мира, спорта и дружбы состоялся.
Олимпиада – это то, что нам было надо. Это вкус победы. Это символ победы и пути наверх, точно так же, как в 2000 году «Курск» был символом падения страны в пропасть. Этот путь, Олимпиада показывают, что нам, многонациональному народу России, по плечу любые свершения – и победы в одиночку в войнах, и первые полеты в космос, и успешное проведение самых значимых мировых форумов.
Главное – это вера в себя, в свой путь, в свою историческую миссию. И Олимпиада это показала со всей очевидностью.
Поэтому сегодня, оглядываясь назад, мы можем с полной уверенностью сказать, что российскую Олимпиаду стоило затевать и проводить. Она стоила тех денег, которые страна на нее потратила. И дело не только в победах наших спортсменов. Дело в том, что людям, гражданам России нужен заряд энергии. Мы слишком долго не верили в себя. Слишком многие хотели и хотят заставить нас каяться, причем за их же собственные грехи.
Олимпиада дала России этот заряд энергии, побед и положительных эмоций. В Сочи побывали сотни тысяч туристов из России и других стран мира. Трансляцию открытия Олимпиады смотрели более 3 млрд человек по всему земному шару. Гости Олимпиады разъедутся, и на всех континентах мира миллионы людей узнают правду о нашей стране, о ее достижениях и замечательных людях.
И именно с учетом того, как России удалось провести Олимпиаду, тот путь – путь падений, проб и ошибок, но одновременно и героизма, политической воли, несгибаемой внутренней силы народа и огромной трудовой закалки, который страна и народ прошли вместе за тринадцать лет – выглядит глубоко значимым и символичным.
Однако новейшая история России напоминает и о мрачных тенденциях и событиях. 12 августа 2000 года в Баренцевом море произошла трагедия, унесшая жизни 118 человек. Трагедия подлодки «Курск» была лишь мрачным символом того состояния России, в котором она пребывала на рубеже тысячелетий после распада СССР. Поэтому это не только подлодка «Курск» утонула. Это мы тонули, наша страна. Практически никто ни у нас в стране, ни тем более за рубежом не верил в то, что Россия поднимется с колен.
После политически буйных и экономически нищих 90-х будущее рисовалось в темных тонах. Путин сменил добровольно ушедшего Ельцина, который осознал, что не справляется с грузом государственного управления, только 7 мая 2000 года, выиграв в марте выборы президента. Страна находилась в политическом хаосе и экономической разрухе.
Олигархи хозяйничали не только в экономике страны, но и в политике. При поддержке из-за рубежа продолжалась вторая чеченская кампания. Напомню, что только в апреле 2002-го Владимир Путин объявил, что война в Чечне закончена.
Международными финансовыми структурами продолжалось разграбление страны через залоговые аукционы, соглашения о разделе продукции и т. д. Скупались за бесценок российские предприятия. Страна шла к утрате контроля над тяжелой промышленностью, нефтегазовой отраслью в силу того, что была значительна доля портфельных инвестиций, вследствие чего многие крупные отраслевые и структурообразующие предприятия переходили под контроль иностранных собственников.
Стратегические прямые инвестиции осуществлялись (за небольшим исключением) по двум направлениям: топливно-энергетический комплекс и пищевая промышленность, в высокорентабельные рынки табака, пива и безалкогольных напитков. Крупные капиталовложения осуществлялись прежде всего с учетом политических факторов в те отрасли, которые страховали иностранных инвесторов от экспроприации собственности. В области ТЭК политические риски страховали правительства государств, чьи компании осуществили инвестиции, в пищевой промышленности – спрос населения, который само российское государство и национальные компании в среднесрочной перспективе были не в состоянии удовлетворить.
Стоит напомнить, что в области ТЭК, если бы не была приостановлена реализация проектов СРП, к 2008–2010 годам иностранным инвесторам принадлежало около 50% внешних российских рынков сбыта нефти и газа.
Анализ некоторых сегментов рынка показывает, что объем вывозимой прибыли значительно превышал как объем инвестиций, так и объем налоговых платежей. Соответственно, западная экономика получала средства как для перевооружения, в том числе кредитные ресурсы, так и для увеличения капиталовложений в НИОКР для усиления технологического отрыва.
Инвестиции в машиностроение осуществлялись вплоть до приобретения контрольных пакетов предприятий в стратегических для иностранных инвесторов отраслях и предприятиях, после чего контроль над ними переходил в распоряжение иностранных компаний. Вследствие этого Россия утрачивала контроль над технологиями воспроизводства, производственными циклами и цепочками, в том числе в области ВПК.
Если бы эти тенденции не были остановлены в 2000–2013 годах, то под угрозой находилась бы жизнеспособность Российского государства в целом. По сути дела, могла сложиться такая ситуация, которая была в России накануне революции 1917 года, когда около 70–75% российского промышленного потенциала контролировалось иностранцами.
Конечно, еще не все сделано. В экономике, промышленности и особенно в финансовой сфере остается еще очень много проблем, которые тормозят развития государства и сказываются на уровне жизни граждан. Данные негативные тенденции и пути выхода из этого внутрироссийского экономического кризиса на очень высоком уровне продемонстрировал в своем докладе Евгений Примаков на последнем заседании «Меркурий-клуба».
Тем не менее улучшения в жизни граждан России, особенно на фоне уровня жизни граждан из других стран бывшего СССР, в том числе стран Прибалтики, налицо.
Сохранение второго места в мире по экспорту оружия. Резкий рост поступлений новой военной техники в Российскую армию. Заключение договоров на строительство восьми реакторов в ЮАР, двух реакторов в Венгрии и одного в Финляндии. Заключение многолетнего контракта с КНР на поставку нефти. Открытие за 2013 год внутри России более 200 новых крупных и средних производств с суммарным объемом инвестиций более чем 25 млрд долларов. В числе новых заводов, цехов и производственных комплексов 106 – с объемом инвестиций от 1 млрд рублей, 51 запущен с участием иностранных инвесторов, 133 построены с нуля. Высокая готовность к подписанию договоров по поставкам нефти в Индию, газа – в Китай, расширению торгово-экономических отношений с Японией.
Стратегия России по достижению статуса мировой энергетической державы продолжает успешно реализовываться. Россия сохраняет себя как ведущего игрока на нефтяном и газовом рынке и активно становится доминирующим игроком на гораздо более важном рынке (т. к. это высокие технологии во всем комплексе) атомной энергии. Начато интенсивное строительство новых предприятий промышленности. Это геоэкономика.
И эти позитивные изменения в экономике страны сказались на росте и внешнеполитического авторитета страны в мире.
В прошлом году Вашингтон потерпел от Москвы ряд достаточно тяжелых внешнеполитических поражений. Проведение саммита G20. «Спасение рядового Сноудена», приведшее к серьезным имиджевым потерям США и ухудшению отношений с ключевыми партнерами, не говоря о других странах мира. Недопущение войны в Сирии, что также нанесло удар по мировой «партии ястребов». Полный провал ноябрьского саммита «Восточного партнерства». Достижение договоренностей по мирной программе Ирана. Высокая готовность к подписанию мирного договора между Россией и Японией. Это геополитика.
Можно сказать, что в 2013 году Россия начала возвращать себе статус мировой державы после более чем двадцатилетнего пребывания в статусе региональной.
Больше всего о новом геополитическом статусе России говорят такие вроде проходные заметки, как «Лондон обратился за помощью к России по вопросу отделения Шотландии» или «Пресса США отметила поклон Обамы при встрече с Путиным» и т. д. Это как бы фон, некая тональность, но именно вот так мимоходом проходящие сообщения на разные темы на самом деле гораздо лучше передают происходящие геополитические изменения, чем знаковые события, которые уже просто утверждают по факту, что изменения произошли.
И вот на этом фоне 2014 год начинается для России Олимпиадой. Мы видим, как наши оппоненты пустились во все тяжкие, прежде всего на Украине, чтобы испортить нам и всему миру этот праздник спорта и мирной состязательности. Была развернута мощнейшая информационная кампания в мировых СМИ, направленная на то, чтобы принизить значение сочинской Олимпиады. Была проведена мощнейшая предварительная работа, с тем чтобы взорвать накануне Олимпиады мирный политический процесс на Украине. Были угрозы и террористического характера накануне Олимпиады.
Мы видим, что все эти проблемы удалось решить. Великолепное шоу – открытие Олимпиады и ее закрытие, которому в мировой истории не было равных. Терактов – нет. Мировые СМИ значительно сменили тональность, в результате чего на первое место вышел все-таки спорт, а не интриги зарубежных политиканов.
Огорчили хоккеисты. Однако уже в пятницу - субботу в других видах соревнований на Россию обрушился просто град медалей, в результате чего уже в субботу вечером российская сборная вышла на первое общекомандное место по медалям, а в воскресенье утром после победы лыжников в марафоне, когда мы заняли весь пьедестал почета, Россия досрочно победила в общекомандном зачете среди сборных мира.
Завоевав 33 медали, в том числе 13 золотых, Россия превзошла свои прежние рекорды. Напомню, что на Играх 1994 года в Лиллехаммере (Норвегия) российские спортсмены победили в общекомандном зачете, набрав 11 золотых, 8 серебряных и 4 бронзовые награды. Своего лучшего результата по общему числу наград на зимних Олимпийских играх в 1988 году в Калгари добилась сборная СССР, где завоевала 29 медалей (11 золотых, 9 серебряных, 9 бронзовых).
Сегодня можно сказать, что большой праздник мира, спорта и дружбы состоялся.
Олимпиада – это то, что нам было надо. Это вкус победы. Это символ победы и пути наверх, точно так же, как в 2000 году «Курск» был символом падения страны в пропасть. Этот путь, Олимпиада показывают, что нам, многонациональному народу России, по плечу любые свершения – и победы в одиночку в войнах, и первые полеты в космос, и успешное проведение самых значимых мировых форумов.
Главное – это вера в себя, в свой путь, в свою историческую миссию. И Олимпиада это показала со всей очевидностью.
Комментариев нет:
Отправить комментарий