суббота, 1 марта 2014 г.

Россия: демонетизация системы как фактор стагнации

Анастасия Старичкова
После того как Центральный банк России выпустил свой последний доклад о денежно-кредитной политике, многие эксперты заявили, что он не отражает объективной картины происходящего в финансовой сфере государства. Также не так давно на встрече с правительством президент РФ Владимир Путин вновь актуализировал задачу по поиску и предложению новых источников экономического роста. Эти события отчасти стали причиной возросшей активности научного сообщества по изучению проблем экономики нашей страны и поиску их решения.

В Центральном доме журналистов прошла научно-экспертная сессия, организованная Центром научной политической мысли и идеологии (Центром Сулакшина). Главной темой встречи стал «Фактор стагнации: демонетизация финансово-экономической системы России и выход из нее». Данное событие привлекло внимание множества научных исследователей, общественно-политических деятелей и представителей СМИ. Корреспондент ИА «ТПП-Информ» также принял участие в работе круглого стола.

В начале экспертной сессии генеральный директор Центра Степан Сулакшин озвучил три вопроса, вынесенные на повестку дня: что происходит в финансово-экономической сфере России; какие причины происходящего можно выявить; и какие действия нужно предпринять, какие рекомендации органам государственной власти можно дать для улучшения сложившейся ситуации?

Что же происходит с российской экономикой?


Демонетизация – это изъятие суверенной денежной массы из финансового оборота. В своем докладе С. Сулакшин отметил, что начиная с 1992 года объем суверенной денежной массы в российской финансово-экономической системе существенно ниже среднемировых нормативов и в несколько раз уступает показателям развитых стран. В сумме объем средств, выведенных из оборота, оценивается на уровне около 3,5 трлн долларов.

«С гайдаровского времени экономика России опущена на демонетизированный уровень и до сих пор этот показатель не восстановила».

На сегодняшний день страна находится в точке высокой инфляции и низкого прироста ВВП, что также негативно влияет на экономический и инвестиционный климат, подрывает социальную стабильность.

Конечно, в РФ создана «валютная подушка» на случай экономических потрясений в виде валютного резерва, размер которого даже превышает объем резервов США, Германии и других западных стран. Однако, по словам заместителя генерального директора центра-организатора Вардана Багдасаряна,

«...у России наименьший показатель доли золота в национальных валютных резервах. То есть они хранятся не в золоте, а в тех же бумагах США».

Это обстоятельство также снижает иммунитет национальной финансовой системы. Таким образом, заключение экспертов состоит в том, что в рамках сложившейся экономической и финансовой модели в России наблюдается явление макроэкономической стагнации, спад в экономике, продолжающаяся структурная деградация и исчерпание ресурсов.

Причины демонетизации исследователи Центра видят в том, что Центральный банк РФ не производит эмиссию средств, замороженных в золотовалютных резервах, и сжимает денежную массу в обороте. При этом Центром было обосновано то, что демонетизация не влияет на уровень инфляции, потому что данные эмиссионные приращения идут на инвестирование и на рост предложения товаров и услуг.

Российская инфляция не монетарная, она носит многофакторный релаксационный характер. Факторы ее возникновения – это монопольные цены издержек, инфляционные ожидания, нерегулируемая государством рентабельность, особенно в сырьевых отраслях, инвестиционный дефицит, а также импорт инфляции, связанный с растущей импортизацией рынков нашей страны.

Именно поэтому представление ЦБ о возможности эффективного управления процессом путем сжатия денежной массы ошибочно. 


В то же время опыт разных стран показывает, что от коэффициента монетизации экономики зависит прирост ВВП. В странах с максимальной монетизацией – Китае, Японии, Германии – наблюдаются положительные показатели роста валового продукта, а развитие нашей экономики замедляется.

Для оздоровления финансово-экономической сферы России организаторами встречи был предложен путь ремонетизации – положительного скачка монетизации.

Мировая практика показывает, что этот метод осуществим и приведет к снижению инфляции, притоку инвестиций и к росту экономики в целом.

Основу ремонетизации должен составить новый институт развития, созданный по образу Внебюджетного государственного инвестиционно-кредитного фонда, который предлагается пополнять за счет эмиссий. Контроль за деятельностью учреждения предлагается передать государственным контрольным и регулирующим органам.

Расчеты инициативной группы специалистов Центра показывают, что при гарантированном инвестиционном использовании средств нового института развития за 3–5 лет инфляция снизится до 2%, а прирост ВВП достигнет примерно 8% в год.

Экспертное мнение


В продолжение экспертной сессии участники круглого стола высказали свое мнение относительно заключения, сделанного Центром Сулакшина, а также дополнили вопросы повестки сведениями из собственных выступлений.

Сергей Дубовский, заведующий лабораторией «Моделирования развивающихся систем» Института системного анализа РАН, описал текущее состояние российской валюты. Он рассмотрел три случая девальвации рубля, первые два из которых произошли во время дефолта 1998 года и в финансовый кризис 2008 года. Последняя же девальвация произошла в январе – феврале 2014 года, и ее организатором, по словам С. Дубовского, стал ЦБ РФ.

В январе ЦБ провел 3 кредитных операции РЕПО (краткосрочный кредит на 7 дней, выдающийся надежным банкам) на сумму 2,5 трлн рублей каждая. В феврале была проведена аналогичная операция на сумму 2,3 трлн рублей.

При подобной политике Центрального банка, по мнению академика, в России не может быть благоприятного инвестиционного климата.

Тему кредитно-банковской системы продолжил Константин Бабкин, общественный деятель, председатель совета директоров группы компаний «Новое содружество». Он согласился с тем, что при той финансово-экономической политике, которая проводится сегодня, развитие невозможно.

«Приведу один пример: компания "Ростсельмаш" платит банкирам процентные ставки по кредитам порядка 1 млрд рублей в год. Это вдвое больше того, что компания тратит на инвестиции, на свое улучшение, модернизацию оборудования и цехов. Это маленькая иллюстрация того, что банкиры получают сверхприбыли, деньги при этом переводятся за рубеж, а промышленность становится все более отсталой и неконкурентоспособной. И эта политика формируется сознательно», – заявил он.

Причину высоких процентных ставок по кредитам не только для промышленных предприятий, но и для граждан К. Бабкин видит в олигополии российских банков.

«Наша банковская система представляет собой олигополию. 5 банков контролируют 50% банковских активов. Если добавить еще 7, то эти 12 банков контролируют 70% всех банковских активов. Рынок достаточно монополизирован, что является результатом политики ЦБ и финансовых властей», – утверждает он.

Деятельность по отзыву лицензий у небольших банков, по его словам, не только отбирает бизнес, который формировался годами, но и сеет нервозность на всем рынке. Это усиливает монопольное положение немногочисленных банков, а также подрывает доверие к тысячам остальных, которые могут составить им конкуренцию.

Причина же инфляции, роста цен и высоких банковских процентов – в постоянном росте тарифов естественных монополий. «Этот рост тарифов продиктован налоговой системой. У нас непомерно высокие акцизы, высокие налоги на добычу полезных ископаемых и низкие пошлины на вывоз сырья из России. Большие налоги распространяются на нефтепродукты, поставляемые на внутренний рынок, а на вывоз сырья из России пошлины снижаются. Это ведет к тому, что растут тарифы естественных монополий. Соответственно все товары дорожают, происходит немонетарная инфляция, дорожают кредиты и деньги», – считает К. Бабкин. Наконец, финансовая политика высоких ставок ЦБ и низкая монетизация также тормозят развитие России.

Евгений Федоров, депутат Государственной Думы РФ, также заявил, что объяснить позицию ЦБ трудно. Однако он убежден, что решение данного вопроса лежит не в экономической, а в политической плоскости: «В Конституции РФ нигде не сказано, что ЦБ должен что-то делать для российской экономики, в отличие от европейского Центробанка или ФРС США, китайского, японского и остальных. По Конституции России, его единственная задача – поддержка стабильности рубля. По закону "О Центральном Банке" у него есть только две задачи: поддержка стабильности рубля и борьба с инфляцией. И конституционную задачу, и вторую, положенную законом задачу, они нарушают, потому что мы уходим в инфляцию, и об этом говорило руководство ЦБ».

Исходя из этой ситуации, депутат сделал вывод о том, что нам необходимо принимать новые национальные правила.

Евгений Федоров считает, что Россия – богатая страна с хорошим экономическим потенциалом, которой мешают только плохие правила.

В заключение сессии эксперты согласились с тем, что России необходимо менять парадигму финансово-экономической политики и реформировать институты, отвечающие за нее. С. Сулакшин положительно ответил на предложение заседателей о разработке поэтапной программы ремонетизации государственной экономики с детализацией по годам.

Участники круглого стола также обратились к Е. Федорову с просьбой донести заключение экспертной сессии до лиц, принимающих решения, и с просьбой помочь организовать парламентские слушания по вопросу встречи. Научное сообщество заверило о своей готовности предоставить руководству страны пакет-проект ремонетизации финансово-экономической системы и помочь реализовать задачу по поиску новых источников роста.




Комментариев нет:

Отправить комментарий