Россия прощает советские долги, - и решили Кубе простить 28,8 млрд долларов. В связи с этим вопросы:
- Насколько оправдан такой альтруизм? Зачем это делать?
- Это не альтруизм, а бесхозяйственность и расточительство. При Сталине за такое расстреливали, при Брежневе сажают, а при Путине, насколько можно судить, делают членами правительства Медведева.
Прощать даже заведомо безнадежный долг глупо, так как долг сам по себе является мощным инструментом влияния. За отсрочку или реструктуризацию платежей можно получать изменение благоприятной политики соответствующей страны, - от внешнего курса до корректного отношения к российским гражданам и бизнесу на ее территории. Платежи по долгу можно получать товарами и услугами, не говоря о концессиях.
А у нас все строго наоборот: простили долг Вьетнаму, - а потом оказалось, что нечем платить за военную базу в Камрани, аренда за которую засчитывалась в счет обслуживания долга, и ее пришлось закрыть. И таких примеров много, - при том, что тот же Вьетнам, например, вполне платежеспособен и прекрасно может обслуживать свои долги.
За счет списания долгов Россия, лежавшая после дефолта почти в руинах, стала крупнейшим донором неразвитых стран уже в 2000 году, когда простила 11 млрд.долл. Вьетнаму.
А дальше понеслось: 2003 год – прощено 12 млрд.долл. Ираку, 2007 год – 11,1 млрд. Монголии и 4,7 млрд. Алжиру, 2008 год – 7,8 млрд. опять Ираку и 4,6 млрд.долл. Ливии, 2010 год – 12 млрд.долл. Афганистану и 20 млрд.долл. группе африканских стран, 2012 год – 12 млрд. Северной Корее и 0,5 млрд.долл. Киргизии.
Разумеется, это неполный список.
И, разумеется, России никто ничего не прощал.
Более того: современные управдомы Бунши щедрой рукой раздают не только деньги, накопленные непосильным трудом поколений советских людей, но и земли. Перечень новых «Кемских волостей» впечатляет: в 2008 году Китаю отдали 174 кв.км. в виде островов на Амуре (хотя юридически их даже при желании можно было отдавать лишь Тайваню, так как соответствующие договора заключались с правительством гоминьдана).
В 2010 году Медведев подарил Норвегии 90 тыс.кв.км. шельфа Баренцева моря с запасами углеводородов больше чем на 20 млрд.евро, после чего Норвегия утратила всякий интерес к предоставлению технологической помощи для освоения российских шельфов.
Азербайджан в 2011 году получил от щедрот российского руководства половину водозабора реки Самур (вместе с проживающими там гражданами России), а в 2012 – часть горный территорий.
- Что мы получаем взамен?
- Дырку от бублика и трехминутную искреннюю благодарность должников – в самом лучшем случае. Зная нашу бюрократию, могу предположить, что в ряде случаев присутствовал и внятный коррупционный интерес, - уж слишком разумны и эффективны российские чиновники, которые проводят эту откровенно нелепую политику.
Правда, иногда, как в случае Алжира, получаем благосклонное согласие бывших должников на закупку нашей техники, - насколько можно судить, снова в кредит. А что? – старый долг простили, можно делать новый.
- Приведите, если возможно, примеры других стран, которым какое-то государство тоже прощало долги. Есть такие факты? Зачем это делалось и по какой причине?
- Возможно, не только наши правители производят впечатление коррумпированных безумцев. Но мне таких примеров не известно.
Внешние долги списываются либо из-за угрозы разрушительного для самих кредиторов дефолта (как с Грецией в ходе еврокризиса) и в обмен на жесткое изменение внутренней политики, то есть на отказ от значительной части суверенитета, либо по сугубо политическим причинам, как в 1992 году списали половину внешних догов Польши и Египта. Общим принципом с 1989 года является списание части долга с пролонгированием его остальной части, однако такое списание осуществляется всем пулом кредиторов. При двустороннем же списании, которое практикуют российские власти, они, по сути дела, отдают предназначенные для России деньги заемщика другим кредиторам соответствующих стран.
Комментариев нет:
Отправить комментарий