Мистралем во Франции называют холодный северо-западный ветер, дующий с Севеннских гор на Средиземноморское побережье и наносящий ущерб урожаям.
О негативных последствиях приобретения десантно-вертолетных кораблей-доков (ДВКД) "Мистраль" для ВМФ России "Независимое военное обозрение" писало не раз. Казалось бы, когда первый корпус для российского флота спущен на воду, а строительство второго ведется в Сен-Назаре и Санкт-Петербурге, тема исчерпана. Ведь на данном этапе просто невозможно остановить реализацию сделки в 1,2 млрд евро. Между тем французский "Мистраль" продолжает преподносить все новые и новые сюрпризы. Причем неприятные.
Когда заключалась сделка, высокопоставленные деятели Министерства обороны и правительства РФ утверждали, что французские ДВКД будут оснащаться вертолетами, вооружением и десантно-высадочными средствами российского производства. Но это оказалось не так. Недавно представители французской компании DCNS сообщили, что российские "мистрали" получат французские десантные катера (ДКА) типов EDA-R (L-CAT) и CTM. Официальные лица из российского Министерства обороны, пожелавшие остаться неизвестными, подтвердили эту информацию.
КОНСТРУКТОРЫ ПРЕДПОЛАГАЮТ, А ФИРМА РАСПОЛАГАЕТ
Собственно, эту новость первым еще год назад озвучил российский посол во Франции Александр Орлов. "Мы будем покупать у Франции небольшие суда, которые находятся внутри вертолетоносца, катамараны для высадки сил на землю", - заявил он в ноябре прошлого года журналистам. Господину Орлову по должности положено быть в курсе разнообразных двусторонних связей. Но почему такое пристальное внимание к сделке в сфере ВТС? Или это демонстрация личного участия?
Прежде предполагалось, что российские "мистрали" для высадки техники и личного состава на необорудованный берег получат быстроходные десантные катера на воздушной каверне проектов 11770 "Серна" и 21280 "Дюгонь" разработки Центрального конструкторского бюро по судам на подводных крыльях имени Р.Е. Алексеева (ЦКБ по СПК). Эти катера серийно строятся на российских верфях и хорошо вписываются в габариты док-камеры французского ДВКД. Не исключалось также размещение на вертолетоносцах модернизированных десантных катеров на воздушной подушке проекта 12061 "Мурена" разработки ЦМКБ "Алмаз". Для ДВКД подходят также десантные катера проекта 1176 "Акула" разработки КБ "Вымпел". Они тоже давно освоены отечественной промышленностью.
Но и этого нашим военным морякам показалось мало. Дополнительно они попросили конструкторов завода "Нижегородский теплоход" (ЗНТ) создать проект совершенно нового десантного катера. И те, даже не имея на руках контракта, с энтузиазмом взялись за дело. Так появился проект 02320 "Казак". Длина этого ДКА - 27,75 м, ширина - 7,2 м. Катер перевозит к месту высадки два танка Т-90 или два бронетранспортера БТР-80 со скоростью 11 узлов. Возможна переброска 50 морских пехотинцев плюс одного танка или бронетранспортера. Для самообороны и огневой поддержки десанта катер несет один 12,7-мм пулемет "Корд" или "Утес", два 30-мм автоматических гранатомета АГ-17А (пулемет и гранатометы размещаются в дистанционно-управляемых установках), два противодиверсионных гранатомета ДП-64 и четыре ПЗРК "Игла". Благодаря широкому внедрению средств автоматизации экипаж "Казака" состоит всего из четырех человек.
Поскольку катер проектировался специально под "Мистраль", то в его док-камере помещается четыре таких ДКА. Когда проект был готов, ВМФ неожиданно отказался от него,и не связанный никакими договорными обязательствами, разумеется, ничего не заплатил за проделанную работу. Справедливости ради заметим, что ВМФ все-таки разместил на ЗНТ заказ на строительство 16 рейдовых катеров комплексного аварийно-спасательного обеспечения проекта 23040, но они, впрочем, никакого отношения к "казакам" и "мистралям" не имеют.
СРЕДИЗЕМНОМОРСКАЯ ШТУЧКА
Что же предлагается разместить на российских "мистралях" вместо российских ДКА? Прежде всего называют быстроходные десантные катера-катамараны EDA-R. Они имеют оригинальную конструкцию. Борта катера играют роль аутригеров (своеобразных поплавков), между которыми днище можно перемещать вверх и вниз. При полной загрузке днище опущено, и ДКА длиной 30 м, шириной 12,8 м и водоизмещением 285 т способен транспортировать два основных танка или несколько бронетранспортеров со скоростью 15 узлов. А вот порожняком и при поднятом днище катер становится катамараном и несется с 30-узловой скоростью.
ВМС Франции вопреки энергичной рекламной компании, предпринятой фирмой-разработчиком ДКА Constructions industrielles de la Mediterranee (CNIM), сначала не проявили никакого интереса к данному проекту. Верфь Gamelin Shipyard в Сен-Мало на Средиземноморском побережье Франции, строившая прототип EDA-R, разорилась. Ее купило другое судостроительное предприятие - фирма Socarenam, но при условии, что правительство сделает заказ на серийное производство катеров типа EDA-R. В целях поддержки военного кораблестроения власти республики пошли на этот шаг.
Контракт стоимостью 125 млн евро был подписан в июне 2009 года. Он предусматривал строительство и обслуживание четырех ДКА. Имелся опцион еще на четыре корпуса, но из-за сложной экономической ситуации в стране сейчас он отложен на неопределенное время.
Французы хотели заинтересовать катерами EDA-R американцев, продемонстрировав новинку заокеанским партнерам на учениях Bold Alligator 2012. Те вежливо поаплодировали, но никаких ответных шагов не предприняли. Во-первых, потому что ВМС США хорошо известна такая конструкция. Для отработки концепции "Экспедиционное судно" (Expeditionary Craft - E-Craft) управление военно-морских разработок (ONR) ВМС США в 2006 году заказало схожий с EDA-R корабль под названием Susitna, но не для флота, а для гражданской компании, осуществляющей паромные перевозки на Аляске. Судя по всему, это судно водоизмещением около 900 т с малой площадью ватерлинии и регулируемой грузовой палубой-днищем не оправдало в полной мере надежд, поскольку других заказов не последовало. Во-вторых, ВМС США располагают значительным количеством скоростных десантных катеров на воздушной подушке LCAC, которые по своим характеристикам превосходят EDA-R. А в обозримом будущем на смену LCAC придут еще более совершенные КВП типа SSC.
Конечно, французский катер представляет интерес. Но он рассчитан для эксплуатации в теплых водах Средиземного моря. При использовании в зимних условиях Дальнего Востока он при первой же попытке достичь берега с ледяным припаем или с шугой выйдет из строя, скорее всего - навсегда. Кроме того, французский EDA-R очень дорог. Каждая единица, как нетрудно подсчитать, обходится в 31,25 млн евро, что более чем вдвое превосходит стоимость головного КВП "Мурена-Э" для Южной Кореи. При этом российская "Мурена" обладает более высокой скоростью, не меньшей грузоподъемностью и легко бегает по льду и по шуге.
Решение о закупке катеров типа EDA-R может преследовать только одну цель - поддержку французского судостроения за счет российских налогоплательщиков. Опцион на четыре единицы, обещанный Парижем фирме Socarenam, будет реализован за счет нашего кармана. Ведь без этого заказа верфь в Сен-Мало закроется. Это в полной мере относится и к катерам другого типа - CTM, которые будут строиться на верфи STX Lorient в Лорьяне, которая тоже страдает от недозагрузки производственных мощностей.
В наших средствах массовой информации эти ДКА почему-то принято называть скоростными. Это заблуждение, поскольку они развивают максимальную скорость всего в 9,5 узла. Десантные плашкоуты этого семейства начали строить в США еще в 1942 году. С тех пор было выпущено более 10 000 единиц. ДКА CTM - лицензионная версия американских катеров модификации LCM, которые по всем статьям уступают нижегородскому "Казаку". Не исключено, что США, негативно относящиеся к российско-французской сделке по "мистралям", в последний момент могут наложить вето на экспорт продукции американской разработки.
ЗА ОДНОГО РУССКОГО ТРЕХ ФРАНЦУЗОВ ДАЮТ
Еще одна не очень приятная новость, связанная с российскими "мистралями", недавно тоже была озвучена в Париже. По словам представителей ОПК Франции, "при подписании контракта на два первых вертолетоносца оговаривалось, что все технологии корабля, на передаче которых настаивала российская сторона, будут переданы при гарантии на заказ третьего и четвертого "Мистраля". Напомним, что перед подписанием контракта 17 июня 2011 года тогдашний министр обороны РФ Анатолий Сердюков и другие российские высокопоставленные лица клятвенно заверяли, что все технологии, связанные с этими ДВКД, включая боевую информационно-управляющую систему SENIT-9 и командную систему управления соединением SIC-21, передаются Российской Федерации. Теперь, оказывается, нужно выполнить "гарантию", то есть заказать еще два корпуса. Из всего этого вытекает, что высокопоставленные российские деятели обманывали своих граждан и что во Франции считают Россию банановой республикой, которую можно легко шантажировать. Оно и понятно. Верфь компании STX France в Сен-Назаре без участия в строительстве третьего и четвертого корабля для ВМФ РФ просто прогорит.
И, наконец, еще один "сюрприз" от "мистралей", который может пролить свет на яростную лоббистскую деятельность российских должностных лиц в пользу французских ДВКД. В конце сентября этого года вышло в свет очередное издание авторитетного американского справочника "Военные флоты мира". В нем указывается, что для ВМС Франции средняя стоимость каждого корабля типа "Мистраль" составила около 236 млн долл. Это очень похоже на истину. Французские политики не кривили душой, когда убеждали своих партнеров по НАТО, недовольных сделкой между Парижем и Москвой, что "мистрали" - всего лишь пассажирские паромы, предназначенные для перевозки войск и вертолетов. Французские ДВКД действительно строятся по гражданским стандартам. А стоимость гражданских судов редко когда превышает 100 млн долл. Более значительная доля цены десантных вертолетоносцев приходится на их электронику.
России же каждый корабль, как известно, обходится в 600 млн евро. Для пущей наглядности пересчитаем 236 млн долл. и 600 млн евро на рубли по курсу на конец ноября. И вот что получаем: один "Мистраль" ВМС Франции "весит" без малого 8 млрд руб., а ВМФ России - более 27 млрд руб. Разница более чем в три раза. И она каким-то образом пилится. Вот почему Счетной палате и Следственному комитету, как представляется, пора заняться этой "арифметикой".
Комментариев нет:
Отправить комментарий