В России грядёт образовательный дефолт, заявил директор НИИ инновационных стратегий развития общего образования Юрий Громыко 21 января в рамках брифинга.
"Хочу обратить внимание на формирование образовательного дефолта, к которому мы подходим, дефолту, как невыполнению обязательств, то есть сколько ни вкладывай средств, а результата всё равно нет. И вторая часть этого дефолта - инфляция образовательных сертификатов, которые сами по себе не подтверждают желание и возможность человека соответствовать данной квалификации. И дело здесь не в подделке, а потому что не определяется и не выявляется, какую стоимость должен определять полученный сертификат"
"Происходящее образование общества потребителей - это заказ на деградацию России. Руководство Минобрнауки, будучи исполнителем либералистско-монетарной идеологии разрушает фундамент для опережающего развития страны. Формальный повод для брифинга - то, что я ухожу из столичного образования, в котором достаточно долго работал. Но я не собираюсь выторговывать себе новую должность или призывать сотрудников к бунту",- сказал Громыко.
"Псевдоэкономические оптимизационно-финансовые характеристики не отражают сути происходящего, и с этой точки зрения я жёстко оцениваю министра образования Дмитрия Ливанова, который куда более вреден, чем его предшественник Андрей Фурсенко. Мне всё происходящее, как в замедленном кино, напоминает всё то, что происходило с российской промышленностью. Все те же разговоры велись про неэффективность предприятий и в итоге дошли уже до образовательной сферы. А ведь для того чтобы предприятие стало рентабельным и эффективным, нужна специальная программа по выводу его в рынок. А что делает Ливанов?" - задался вопросом Громыко и пояснил, что сначала идут разговоры о том, что после ЕГЭ молодёжь не может поступить в вузы, потом прикрываются сами вузы, а затем молодёжь едет в Гарвард. В ходе брифинга он также привёл в пример и тот факт, что именно тестовая система загубила американскую систему среднего образования.
По мнению участников круглого стола, "складывавшаяся десятилетиями инновационная система московского образования, с ее научным и экспертным обеспечением, авторскими школами, системой тиражирования результатов - разрушена". "Уничтожаются лучшие образцы российского образования, востребованные за рубежом, а взамен навязываются худшие формы и стандарты западного образования. В качестве критериев эффективности обсуждаются показатели, не имеющие никакого отношения к содержанию и результатам образования", - говорится в пресс-релизе мероприятия
- В чем основная причина того, что РФ оказалась столь неблагополучным государством с точки зрения коррупции?
- Проблема во многом связана с отсутствием каких-бы то ни было реальных критериев проверки эффективности деятельности федеральных органов власти. Счетная Палата РФ - замечательный надзорный орган. Но, как этому надзорному органу проверять Федеральные целевые программы, если качество федеральных целевых программ таково, что в них отсутствует специально разработанный блок индикаторов? Индикаторы, по которым проверяется соответствие созданных продуктов, должны разрабатываться с самого начала.
Колоссальным прорывом Счетной палаты является введение идеи стратегического аудита. Но это- только начало сложнейшей работы.
Наши либералы очень любят ссылаться на федеральную контрактную систему США. Она устроена так, что контракт является единством правовых, финансовых и экспортных норм. Если вы выиграли контракт, вы приходите с контрактом в банк, и он дает вам кредит на создание мощностей под производство продуктов или технологий. А у нас Ярославом Кузьминовым из Высшей школы экономики (ВШЭ) была осуществлена подмена?. Федеральная контрактная система была сведена к проведению тендеров на закупки, что вовсе не соответствует реальной системе, действующей в тех же США. То есть отсутствуют специально разработанные требования к тому продукту, который должен был получен. В отсутствии специально разработанных показателей, Счетная Палата может в общем проверить разворован бюджет или нет. А ушел он на целевые функции или нет — никак проверить нельзя.
Теперь возьмем с этой же точки зрения систему образования. Совершенно очевидно, и всеми фиксируется, что качество образования за последние 10 лет падает. Есть отдельный вопрос, который требует специального общенационального расследования. Почему такие огромные деньги были вброшены в разработку ЕГЭ, которое сегодня признается абсолютно неэффективным. Дальше, грядет еще более странный феномен — намечающаяся тенденция, которая якобы связана с экономией средств. Сейчас формируется требование, что в школе должно учиться не менее 4 тысяч учащихся. В этом случае начинают сливаться и соединяться школы, а школой должен управлять не педагог, а финансовый менеджер. Финансовые "манагеры" у нас разрушили все. Они разрушили Саяно-Шушенскую ГЭС, теперь они доползли до образования. Мы попадаем в очень интересное поле, которое связанно с тем, что новый менеджер от образования становится распорядителем финансов, и при этом он может делать вообще что угодно, например, он может поднять себе зарплату.
До этого, в частности, в московской системе образования задавался специальный набор профессий, среди них, логопед, психолог, тот, кто занимается дополнительным образованием. Теперь это все вырезается, суммируется, и передается директору. Таким образом, мы близко подходим к принуждению к превышению должностных полномочий и понуждению к совершению должностного преступления.
Тут я вижу много нарушений, где осуществляется подмена реально выполняемых процессов, фиктивными.
- То есть коррупцию в сфере образования по сути провоцирует правительство?
- Вал коррупционных нарушений будет нарастать. Это связанно с тем, что основная предпринимательская схема у нас построена на оптимизации бюджета. И, на самом деле, стоит посмотреть, как движение в рамках этих предпринимательских схем идет от процесса приватизации материальных производств, что началось еще в 90-е, к тому, чтобы попытаться оптимизировать социальный бюджет.
Возникает вопрос — как на это все будет реагировать общественность.
Тут я вижу много нарушений, где осуществляется подмена реально выполняемых процессов фиктивными.
Основное обоснование ЕГЭ состояло в том, что удастся устранить репетиторство и свести на нет коррупцию. Однако объем левых денег, который стал крутиться вокруг ЕГЭ, возрос в десятки раз. Также ЕГЭ вводилось, чтобы люди из других регионов могли поступать в Московские ВУЗы, однако, Северокавказский регион сообразил, что покупать ЕГЭ, и тем самым получать места в ВУЗах.
Мне кажется, что касается специальной сферы образования, ситуация сложная. Она такая же в системах управления, то есть, если не общественные группы не будут вооружены инструментами, то внешняя система проверок ничего не будет выявлять. На мой взгляд, проблема подлинной коррупции — в нормировании работы государственного аппарата. То есть, осуждение вопроса, на каких принципах построен документооборот, какие задаются критерии для качественной реализации процесса. Если уже произошло определенное перепрофилирование, то есть вместо того, чтобы наращивать проценты, качество обучения, люди просто оптимизирует бюджет.
С моей точки зрения, коррупция заключается не в воровстве, а в разрушении жестких целевых определений.
- Может быть, не ЕГЭ вызвало коррупцию, а коррупция — это просто дополнение?
- Конечно, никто таких задач не ставил. Более того, то, что демонстрировалось и создавалось, — это псевдооснования обычных либералистско мыслящих экономистов, у которых единственный показатель эффективности любого процесса — это показатель движения денежной массы без рассмотрения того, что происходит с самой социальной системой. Это все напоминает ситуацию в США, когда американское среднее образование было уничтожено системой тестов. Исходно утверждалось, что подготовить к выполнению тестов невозможно. И это утверждение сразу фактически задает зону, где возникает предпринимательский проект. Потому что, если этот проект взламывается, прибыль стопроцентная.
С моей точки зрения, коррупция заключается не в воровстве, а в разрушении жестких целевых определений. Если медицина перестает опираться на повышении качества здоровья, а занимается оптимизацией бюджета, то это равносильно крику "Ребята! Тут можно заниматься коррупцией". Там, где финансовые показатели откреплены от реальных технологических и никак не связаны с ними, — рай для коррупционных схем.
- И что с этим всем делать?
- То, что касается верхнего этажа, то должны быть очень серьезно разработанные, законодательные требования к ФЦП (к федеральным целевым программам ) на уровни управления требованиями. Должен быть специально сформулированный блок требований, о том, что конкретная целевая программа должна содержать критерии по которым будут определятся и описываться результаты ее выполнения теми, кто реализует программу. Без этого блока проверить эти вещи практически невозможно. Речь идет о крупнейших программах крупнейших корпораций, "Роснано" и других. Это должно быть зафиксировано на уровне правовых документов и законов.
- Кто этим занимается?
- Я работаю со многими корпорациями и сталкиваюсь с тем, что очень многие люди говорят о том, что у нас отсутствует система стратегического планирования. Соответственно, конкретные нужды государства не определяются, и федеральные целевые программы приносят реальный вред, так как средства, выделенные на них, идут на распил.У нас отсутствует орган стратегического планирования. Даже те, кто это понимают, пока стыдливо говорят об оптимизации прогнозирования и только. Отсутствует форма, которая бы позволила реально проверить эффективность работы коллективов людей по федеральным целевым программам. Это касается огромного количества корпораций. Сама система государственного планирования и документооборота, сделана так, что там отсутствует целый ряд самых важнейших звеньев- например, определения стратегических нужд.
Систему стратегического планирования все равно придется создавать, и в какой форме — это уже другой вопрос. Власти необходимо указать на это.
- Власти — это кому?
- Президенту, органам, которые отвечают безопасность страны. Так как стратегическое планирование - область национальной безопасности.
Без постановки этих вопросов и четких определений целевых показателей решить вопрос с коррупцией не удастся.
Этим может заниматься Совет безопасности, Администрация Президента.
Например, кто сможет подготовить реальный закон о стратегическом планировании. Это требует собирания интеллектуальных ресурсов.
Сейчас просто идет борьба за власть, за место премьер-министра.
- Способна ли власть на это? Возможно ли это без проведения масштабных чисток?
- Я на самом деле в чистки не очень верю. Сейчас просто идет борьба за власть, за место премьер-министра. Вырубание Сердюкова - это во многом схватка разных клановых групп и расчистка места под Дмитрия Рогозина, а назначение главой Минобороны Сергея Шойгу связано с тем, что он верен президенту Владимиру Путину. К тому же, являясь генералом армии, он вообще-то не армейский человек. Так что, я думаю, что никакого 37 года не будет, хотя вопрос изменения правящей верхушки крайне серьезен.
Вопрос сформулировать масштабную целевую задачу, которая бы определяла норму управленческого действия, — вот это важно. Потому что только это фактически может сделать процесс управляемым, прозрачным и рациональным.
- Страна в таком состоянии, что надо начинать сейчас. Сколько мы можем продержаться?
- Время сжимается как шагреневая кожа. У нас осталось, по моим расчетам, не более трех лет. Потому что, если мы в эти три года не получим новый импульс, то наступает необратимая деградация. Она уже на пороге. Более всего меня страшит тотальный развал системы образования. То, что делает министр Дмитрий Ливанов, - это создание условий для социально-стратовой ненависти. Потому что, с одной стороны — группа богатеньких, которые учатся за рубежом, - для них построены прямые каналы перетекания в западные престижные вузы, с другой - оставшиеся российские вузы резко сокращаются, плюс решение закрыть остатки системы профтехучилищ. Создается кастовая система доступа к символическому капиталу и уничтожается национальная система образования. Детям из бедных семей некуда будет идти. По сути, это диверсионная деятельность.
- Возможно, это связано с жаждой личного обогащения чиновников...
- Оптимизация бюджета представляется многим чиновникам самоцелью. Конечно, социальные системы должны быть эффективны, и критерии эффективности должны специально разрабатываться, но осуществляется подмена, и в действие идут совершенно другие критерии. С другой стороны, я согласен с вами, что каким-то образом эта оптимизация бюджета дополняется желанием личного обогащения. С одной стороны, этот человек ликвидирует возможность деятельности целых систем, как например, Сердюков. Мне кажется, что эта изнанка совершенно не осознается правящей верхушкой, потому что она связана с огромной долей цинизма. Они не осознают, что этих мальчишек из неблагополучных семей они просто обворовывают. Оптимизируя бюджет, они переходят к новой форме экономики. Хотя во всем мире сейчас утверждается, что старые экономические сферы финансового либерализма просто ведут к катастрофе. Это общепризнанная тенденция на западе И про это говорят выдающиеся умы, а не какие-то там коммунисты или либералы, а умы во все мире, от Стиглица до Иммануэля Валлерстайна и т. д.
- Так это там на Западе, а для нас, по их мнению, и либеральная модель сгодится...
- С этой точки зрения поразительно то, что никто в российской системе образования не обсуждает движение "оккупай Гарвард". Не дурацкий "Оккупай Абай, а "оккупай Гарвард". Где студенты экономисты выступили против профессуры и сказали, зачем вы нас учите "экономикс", этому уродству, этим системам, которые и привели к кризису. Ведь известно, что Гарвард во время кризиса спекулировал земельными участками.
Но в силу постоянного отставания наши псевдоэкономические либеральные головы с пеной у рта доказывают Путину, что они используют самые передовые схемы оптимизации бюджета, но они же и порождают коррупцию. Борьба с этой псевдо-либералисткой системой является необходимой.
Вся коррупция построена, как закрытый стратовый механизм. И если кто-то входит в незримую касту тех, кто формирует бюджет, то это ничто иное как некоторая страта.
- Пока что не видно, что высшие государственные чиновники были готовы порвать с либерализмом.
- Если рационализация невозможна, то единственным результатом этого может быть социальный взрыв. С этой точки зрения можно согласиться с президентом, что революции никто не хочет, но с другой, создание невыносимых социальных условий в целом наборе отраслей нас подталкивает к ситуации, когда противостояние может стать очень резким и нерациональным. Крах реформы образования- это подготовка молодежных бунтов разных окрасок: националистических, фашистких , панковых и прочих.
Вся коррупция построена, как закрытый стратовый механизм. И если кто-то входит в незримую касту тех, кто формирует бюджет, то это ничто иное как некоторая страта. И общество очень волнует неподконтрольность этой страты, которая тут же стремиться стать трансатлантическим классом и вывести деньги в оффшоры. Впрочем этими закрытыми данными вполне владеет Финмониторинг.
Комментариев нет:
Отправить комментарий