среда, 18 декабря 2013 г.

Восемь тонн сухарей, или Как Латвия весь СССР кормила




Латвийские чиновники делают новые историко-гастрономические открытия и ждут "у моря" перемены исторической "погоды.
В Риге прошла конференция "Латвийская промышленность до и после независимости". Собравшиеся на это мероприятие считали своим долгом доказать, что во время «советской оккупации» промышленности в Латвии не было, зато после получения независимости такой бум начался…
Впрочем, ничего иного и не следовало ожидать: организатором конференции выступила… правильно, Комиссия по подсчету ущерба от советской оккупации.
Та самая, на сомнительную деятельность которой уже потрачено два миллиона долларов из государственного бюджета страны. И которую согласно решению Сейма (парламента) Латвии будут финансировать и дальше. В том же объеме.
Какие же выводы сделали члены комиссии по итогам своей деятельности? Вы не поверите, но «общество находится во власти мифов и стереотипов по поводу успешности промышленности в советские годы», - так витиевато выразился председатель комиссии Янис Томелс.
«Исследования» (уж простите, но приходится брать слово в кавычки, ниже Вы поймете почему – авт.) убедительно доказали, что якобы промышленность была ориентирована в основном на военный сектор.
Историк Илгонис Упмалис по этому поводу заявил: «Около 90% заводов времен советской оккупации на территории Латвии выполняли также военные заказы.
Например, Лиепайский хлебный комбинат производил не только хлеб. Нужно было каждый день выпустить восемь тонн сухарей для военных нужд.
Олайнский фармацевтический завод делал не только медикаменты, но и вещества для химического, биологического оружия. Для ВЭФ, на котором трудились около 20 000 рабочих, военный заказ составлял до 80%». По мнению Упмалиса, «эти цифры показывают, что из себя представляла латвийская промышленность».
Директор Центра Балтийских и Северных стран Юрис Прикулис заявил, что «советская система управления плохо сказалась на латвийской промышленности.
СССР всегда отставал от Запада, поэтому не сумел избежать периферической роли в мировом прогрессе народного хозяйства». Прикулис добавил, что «до оккупации Латвия по развитию сильно опережала большинство советских республик».
Конечно, настоящему историку следовало бы копнуть чуть поглубже – и тогда он с удивлением обнаружил бы, что промышленное развитие Латвии в дореволюционной царской России тоже обеспечивали так ненавидимые им русские:
по крайней мере, строительство автомобилей и самолетов осуществлялось русскими изобретателями и конструкторами. Не зря же рижские автомобили выходили под маркой «Руссо-Балт» - не «латво-балт» и уж совсем не «Таутас авто» («Народный автомобиль»).
Именно Россия до Первой мировой войны обеспечила техническое и промышленное развитие Прибалтики – и в первую очередь сельскохозяйственной Латвии. В общем, как в старом анекдоте: «Проклятые русские оккупанты приходили на хутора и в кишлаки, оставляя после себя заводы, больницы, библиотеки…».
В стремлении убедить себя в собственном превосходстве выступавшие на конференции ораторы порой несли с трибуны откровенную чушь: так, ректор(!) Видземской высшей(!) школы Гатис Круминьш заявил, что Латвия была донором(!) советского бюджета. Нахождение здесь советской армии финансировалось за счет доходов самой Латвии.
Читатель может задаться вопросом – для чего, собственно, этому абсурдному мероприятию уделяется столько внимания и зачем цитировать эти, с позволения сказать, «откровения» псевдоэкономистов и лжеисториков?
Приходится – потому что приведенные нелепые аргументы служат «доказательствам» тому главному, ради чего и затевался весь этот цирк.
И главное наконец прозвучало. Причем из уст целого евродепутата, известной русофобки Инесе Вайдере: Латвия должна, ну просто обязана предъявить России счет за ущерб от советской оккупации!
По словам Вайдере, не так важно, оплатит ли Россия этот счет. Речь идет о том, чтобы четко обозначить позицию Латвии по данному вопросу:
"Если даже Россия не заплатит, счет будет существовать до тех пор, пока она, возможно, все-таки заплатит. 
Каждый из нас надеется, что Россия станет демократической, развитой страной, которая сумеет дистанцироваться от своего прошлого, которая будет говорить о прошлом открыто, признает вину и попросит прощения", — заявила Вайдере.
В тон ей министр юстиции Янис Борданс отметил, что "исследований оккупации никогда не будет слишком много". "Часто приходится слышать аргументы, что не надо копаться в прошлом, что надо смотреть в будущее.
Позволю себе с этим не согласиться. Пока не предъявлены счета за прошлое, мы не можем полноценно смотреть в будущее", — сказал он.
Всё это, конечно, выглядело бы смешно, если бы не было так грустно: страна в кризисе, люди толпами покидают её в поисках заработков, а политики в белоснежных манишках напыщенно обсуждают, почему все их благоглупости, некомпетентность, коррупцию и разворовывание бюджета должна оплачивать Россия.
Но самое страшное даже не в этом – нет никаких сомнений, что материалы этой «конференции» будут изданы за государственный счет немалым тиражом и «рекомендованы к изучению» Министерством образования.
И через десять лет те, кто сидит сегодня за школьными и институтскими партами, вырастут в святой уверенности, что Россия должна платить им только за то, что им выпало несчастье родиться неподалеку от её границ.
Google AdSense <ins><ins></ins></ins>За примерами далеко ходить не надо: большинство японских школьников уверено, что атомные бомбы на Хиросиму и Нагасаки сбросил СССР.
А половина американцев пребывает в святой уверенности, что негры на территории «самой демократичной страны мира» являются потомками этаких трудовых мигрантов, приехавших на заработки…

По Ништадскому мирному договору (1721) эти земли отошли в полное владение России. Шведам была ещё и компенсация заплачена. Это позволило латышам и эстонцам выйти из полностью рабского положения, в каком они были под шведами, сохранить и восстановить языки и культуру...

Комментариев нет:

Отправить комментарий