Алексей Токарев
Гендиректор "Уралкалия" — не первый высокопоставленный заложник на постсоветском пространстве. Но поступить так здесь могут не с каждым. Велико ли реальное влияние России в целом, и на соседей в частности?
В 1991 году израильский бизнесмен Рони Фукс заключил фантастический контракт с властями Грузии. Он и его партнер Зеев Френкель получили контроль над разработкой месторождений нефти и газа и управление всеми трубопроводами страны. Такое могло произойти, кажется, только в тогдашней безгосударственной Грузии – территории тотальной коррупции. Позже власти отказались от исполнения контракта и в начале "нулевых" Фукс подал в Лондонский суд, выиграл и тот обязал Грузию уплатить израильским бизнесменам $ 98 млн. неустойки. После вынесения судебного постановления Фукс и имеющий неофициальный мандат правительства урегулировать дело заместитель министра финансов Автандил Хараидзе встретились в Стамбуле. Далее, по версии правительства, подтвержденной записями скрытых камер, бизнесмен предложил чиновнику взятку – откат за то, что они с партнером получат бóльшую часть суммы. Наконец, после этого Рони Фукс получил приглашение от премьер-министра Николоза Гилаури приехать в Грузию. Сразу по приезду его арестовали, а затем осудили. Фукса выпустили из тюрьмы только после того, как он согласился на треть от полагающейся ему суммы.
Спустя 20 лет генерального директора "Уралкалия" Владислава Баумгертнера в Белоруссию пригласил премьер-министр Михаил Мясникович. После встречи бизнесмена взяли под стражу и теперь, судя по некоторым комментариям с белорусской стороны, требуют от компании $ 100 млн неустойки за спровоцированное калийным конфликтом падение рынка и понесенный ущерб. То есть, речь идет о почти такой же сумме, как и в случае с Фуксом.
Как далеко простирается власть сталинской высотки на Смоленской набережной? На что готовы пойти власти Белоруссии? И кто чувствует себя увереннее на постсоветском пространстве: Россия или Израиль?
Во второй половине 2000-х политологи из МГИМО, эксперты из ИнОП и журналисты из "Эксперта" начали создавать уникальный проект. Они решили сравнить все 192 государства мира по пяти комплексным показателям: государственности, потенциалу международного влияния, основам демократии, внутренним угрозам и качеству жизни.
Безусловная новация "Политического атласа современности" заключалась не только в глобальном охвате, но и в многомерности показателей. Например, индекс внешнего влияния включал в себя следующие компоненты: военные расходы, доля голосов страны при принятии коллективных решений МВФ, доля в мировом экспорте товаров и услуг, доля в мировом ВВП, наличие/отсутствие статусов (постоянное членство в СБ ООН, членство страны в Парижском клубе стран-кредиторов, наличие ядерного оружия, истребительной авиации четвертого и/или пятого поколений, Нобелевских премий, постоянное размещение за рубежом значительных контингентов), доля взносов страны в регулярный бюджет ООН, численность регулярной армии, доля населения страны от общей численности населения мира. Этот академический проект имел исключительно научные, неполитические цели, потому его создатели работали с громадными объемами данных, а не представлялись в СМИ "политологами", дискредитируя профессию и призвание.
Тенденциозный "рейтинг свободы" Nations in Tranzit, составляемый Freedom House, уравновешивался умеренной и гораздо менее известной Polity IV. Масштабная база данных Всемирного банка дополнялась исследованиями Фонда Бертельсманна по специфике управления территориями. Академические исследования Хельсинского университета рассматривались параллельно с разработками Transparency International. Авторский коллектив под руководством профессора Андрея Мельвиля выделил также политически ангажированные проекты: Индекс свободы прессы "Репортеров без границ", Индекс глобализации журнала Foreign Policy, Индекс мировой конкурентоспособности Всемирного экономического форума.
Составленная в итоге к октябрю 2008 года политическая карта мира во многом противоречила стереотипам. И, в частности, официозному мифу о способности России "встать с колен".
Наибольшие успехи Россия показала в государственном строительстве: 7,5 из 10 пунктов, 27-е место в мире. Оценивались устойчивость институтов к разрушениям (например, революциям) и одновременно их способность функционировать при трансформациях (например, при смене политического курса). Тут наша страна оказалась в компании крепких середняков вроде Бельгии, Дании, Исландии и Мексики. Уровень жизни оказался ожидаемо низким: 2,68 балла и 73-е место — между Белизом и Боснией/Герцеговиной. Основами демократии мы, наоборот, неожиданно удивили сами себя, заняв 93-е место. По индексу внешних и внутренних угроз (4,34) мы не сильно опердили Китай (4,48), отставая от тогдашней Сирии (3,74).
Но самым маленьким был показатель нашего международного влияния (2,6). Не будем отчаиваться – всего у 17 государств из 192 членов ООН этот показатель превышал единицу. За 10-балльными США с громадным отставанием плелись Китай (3,93), Япония (3,25), Германия (3,24). Мы были седьмыми.
Тем не менее, Израиль с индексом внешнего влияния в 0,42 пункта и сороковым местом в мировой табели о рангах, пытался достать своего гражданина из грузинской тюрьмы. Президент Шимон Перес и глава МИД Авигдор Либерман просили президента Саакашвили выпустить своих сограждан, вероятно, не только потому, что Рони Фукс был вхож в окружение Переса. При этом вряд ли кто-то из них рассказывал во внутренних телеэфирах о том, что Израиль может подняться с колен и огреть дубиной того или иного соседа.
А теперь давайте посмотрим, как выглядела Белоруссия в октябре того же 2008 года. Государственность – 4,78, угрозы – 1,43, внешнее влияние – 0,16, качество жизни – 2,44, основы демократии – 2,43. Не самый серьезный соперник, считающийся к тому же ближайшим союзником.
Но что мы можем сейчас противопоставить белорусскому государству, кроме стратегического Геннадия Онищенко и тактических словесных экзерсисов российского МИДа? В очередной раз перекрывать трубу, теряя и без того подмоченную репутацию надежного (а в условиях "сланцевой революции" — еще и немонопольного) поставщика, вряд ли стоит. Как и искать логические причины заключения Владислава Баумгартнера под стражу. Белорусские институты работают еще хуже, чем наши. Их "держатель дубинки" и "подниматель с колен" обладает гораздо большей внутренней властью. Его мышление подчинено мачистской логике "око за око". Лукашенко просто мстит за прекращение совместного трейдинга с "Беларуськалием" – рациональности в действиях Белоруссии нет.
Впрочем, тем, кто спит и видит, как Москва при помощи своих внешнеполитических бицепсов вытаскивает своего гражданина из белорусского СИЗО, следует помнить: масштабы государственной политики не всегда соответствуют размерам государственного PR.
В 1991 году израильский бизнесмен Рони Фукс заключил фантастический контракт с властями Грузии. Он и его партнер Зеев Френкель получили контроль над разработкой месторождений нефти и газа и управление всеми трубопроводами страны. Такое могло произойти, кажется, только в тогдашней безгосударственной Грузии – территории тотальной коррупции. Позже власти отказались от исполнения контракта и в начале "нулевых" Фукс подал в Лондонский суд, выиграл и тот обязал Грузию уплатить израильским бизнесменам $ 98 млн. неустойки. После вынесения судебного постановления Фукс и имеющий неофициальный мандат правительства урегулировать дело заместитель министра финансов Автандил Хараидзе встретились в Стамбуле. Далее, по версии правительства, подтвержденной записями скрытых камер, бизнесмен предложил чиновнику взятку – откат за то, что они с партнером получат бóльшую часть суммы. Наконец, после этого Рони Фукс получил приглашение от премьер-министра Николоза Гилаури приехать в Грузию. Сразу по приезду его арестовали, а затем осудили. Фукса выпустили из тюрьмы только после того, как он согласился на треть от полагающейся ему суммы.
Спустя 20 лет генерального директора "Уралкалия" Владислава Баумгертнера в Белоруссию пригласил премьер-министр Михаил Мясникович. После встречи бизнесмена взяли под стражу и теперь, судя по некоторым комментариям с белорусской стороны, требуют от компании $ 100 млн неустойки за спровоцированное калийным конфликтом падение рынка и понесенный ущерб. То есть, речь идет о почти такой же сумме, как и в случае с Фуксом.
Как далеко простирается власть сталинской высотки на Смоленской набережной? На что готовы пойти власти Белоруссии? И кто чувствует себя увереннее на постсоветском пространстве: Россия или Израиль?
Во второй половине 2000-х политологи из МГИМО, эксперты из ИнОП и журналисты из "Эксперта" начали создавать уникальный проект. Они решили сравнить все 192 государства мира по пяти комплексным показателям: государственности, потенциалу международного влияния, основам демократии, внутренним угрозам и качеству жизни.
Безусловная новация "Политического атласа современности" заключалась не только в глобальном охвате, но и в многомерности показателей. Например, индекс внешнего влияния включал в себя следующие компоненты: военные расходы, доля голосов страны при принятии коллективных решений МВФ, доля в мировом экспорте товаров и услуг, доля в мировом ВВП, наличие/отсутствие статусов (постоянное членство в СБ ООН, членство страны в Парижском клубе стран-кредиторов, наличие ядерного оружия, истребительной авиации четвертого и/или пятого поколений, Нобелевских премий, постоянное размещение за рубежом значительных контингентов), доля взносов страны в регулярный бюджет ООН, численность регулярной армии, доля населения страны от общей численности населения мира. Этот академический проект имел исключительно научные, неполитические цели, потому его создатели работали с громадными объемами данных, а не представлялись в СМИ "политологами", дискредитируя профессию и призвание.
Тенденциозный "рейтинг свободы" Nations in Tranzit, составляемый Freedom House, уравновешивался умеренной и гораздо менее известной Polity IV. Масштабная база данных Всемирного банка дополнялась исследованиями Фонда Бертельсманна по специфике управления территориями. Академические исследования Хельсинского университета рассматривались параллельно с разработками Transparency International. Авторский коллектив под руководством профессора Андрея Мельвиля выделил также политически ангажированные проекты: Индекс свободы прессы "Репортеров без границ", Индекс глобализации журнала Foreign Policy, Индекс мировой конкурентоспособности Всемирного экономического форума.
Составленная в итоге к октябрю 2008 года политическая карта мира во многом противоречила стереотипам. И, в частности, официозному мифу о способности России "встать с колен".
Наибольшие успехи Россия показала в государственном строительстве: 7,5 из 10 пунктов, 27-е место в мире. Оценивались устойчивость институтов к разрушениям (например, революциям) и одновременно их способность функционировать при трансформациях (например, при смене политического курса). Тут наша страна оказалась в компании крепких середняков вроде Бельгии, Дании, Исландии и Мексики. Уровень жизни оказался ожидаемо низким: 2,68 балла и 73-е место — между Белизом и Боснией/Герцеговиной. Основами демократии мы, наоборот, неожиданно удивили сами себя, заняв 93-е место. По индексу внешних и внутренних угроз (4,34) мы не сильно опердили Китай (4,48), отставая от тогдашней Сирии (3,74).
Но самым маленьким был показатель нашего международного влияния (2,6). Не будем отчаиваться – всего у 17 государств из 192 членов ООН этот показатель превышал единицу. За 10-балльными США с громадным отставанием плелись Китай (3,93), Япония (3,25), Германия (3,24). Мы были седьмыми.
Тем не менее, Израиль с индексом внешнего влияния в 0,42 пункта и сороковым местом в мировой табели о рангах, пытался достать своего гражданина из грузинской тюрьмы. Президент Шимон Перес и глава МИД Авигдор Либерман просили президента Саакашвили выпустить своих сограждан, вероятно, не только потому, что Рони Фукс был вхож в окружение Переса. При этом вряд ли кто-то из них рассказывал во внутренних телеэфирах о том, что Израиль может подняться с колен и огреть дубиной того или иного соседа.
А теперь давайте посмотрим, как выглядела Белоруссия в октябре того же 2008 года. Государственность – 4,78, угрозы – 1,43, внешнее влияние – 0,16, качество жизни – 2,44, основы демократии – 2,43. Не самый серьезный соперник, считающийся к тому же ближайшим союзником.
Но что мы можем сейчас противопоставить белорусскому государству, кроме стратегического Геннадия Онищенко и тактических словесных экзерсисов российского МИДа? В очередной раз перекрывать трубу, теряя и без того подмоченную репутацию надежного (а в условиях "сланцевой революции" — еще и немонопольного) поставщика, вряд ли стоит. Как и искать логические причины заключения Владислава Баумгартнера под стражу. Белорусские институты работают еще хуже, чем наши. Их "держатель дубинки" и "подниматель с колен" обладает гораздо большей внутренней властью. Его мышление подчинено мачистской логике "око за око". Лукашенко просто мстит за прекращение совместного трейдинга с "Беларуськалием" – рациональности в действиях Белоруссии нет.
Впрочем, тем, кто спит и видит, как Москва при помощи своих внешнеполитических бицепсов вытаскивает своего гражданина из белорусского СИЗО, следует помнить: масштабы государственной политики не всегда соответствуют размерам государственного PR.
Комментариев нет:
Отправить комментарий