В прошедшем году Германия сохранила своё положение в качестве крупнейшего плательщика в объединённый бюджет Евросоюза. В опубликованном на днях финансовом отчёте Еврокомиссии сообщается, что Германия перечислила в бюджет 8,8 млрд евро, в то время как Греция получила из бюджета 6,3 млрд евро и оказалась таким образом крупнейшим получателем бюджетных денег.
Полученные средства Афины направляют на поддержку крестьян и строительство дорог. Польша, получившая нетто-приток финансовых средств на уровне 4,4 млрд евро, занимает второе после Греции место в списке дотационных стран.
Полученные средства Афины направляют на поддержку крестьян и строительство дорог. Польша, получившая нетто-приток финансовых средств на уровне 4,4 млрд евро, занимает второе после Греции место в списке дотационных стран.
В общей сложности 12 из 27-ми стран ЕС перечисляют больше средств в бюджет ЕС, чем получают оттуда в качестве сельскохозяйственных субвенций, средств для поддержки регионов и развития научных исследований. Большая часть расходных бюджетных средств (45%) направляется на проведение общеевропейской сельскохозяйственной политики. Вторым по значимости направлением в распределении бюджетных средств ЕС является стимулирование занятости, экономического роста и конкурентоспособности - на эти цели в 2008 году было направлено 40% средств.
Нетто-получателями финансовой помощи являются все новые члены ЕС из стран Центральной и Восточной Европы. Из старых стран ЕС в этом списке находятся Португалия и Испания, причём последняя выглядит лучше: если в 2004 году Мадрид получал из Брюсселя 8,5 млрд, то в 2008 году уже 2,8 млрд.
Понятное дело, что далеко не всем государствам, формирующим объединённый бюджет, нравится существующее положение дел. Премьер-министр Франции Франсуа Филлон недавно заявил, что вклад Франции в бюджет Еврокомиссии слишком высок. Такое заявление стало достаточно неожиданным - ведь ранее только одна Германия жаловалась на слишком высокий вклад страны в общую копилку, отмечет немецкая газета FAZ.
Такая позиция крупнейших экономик ЕС усиливает давление на Еврокомиссию, которой вменяется в вину недостаточное участие в преодолении кризиса. Она, по мнению Франсуа Филлона, должна принимать большее участие в гармонизации национальных антикризисных стратегий, в частности в автомобильной промышленности, где должен быть осуществлён переход к электромобилям. Кроме того, по мнению французского премьер-министра, необходима ревизия национальных финансовых систем. Проблема состоит в том, что государственный долг десяти богатейших стран "Большой двадцатки" (G-20) за прошедший год вырос с 78 до 100 процентов их ВВП.
Это подтверждают и финансовые рынки. Доля государственных облигаций стран Еврозоны к настоящему моменту времени выросла до 1400 млрд евро против 1200 млрд евро на конец III квартала 2008 г. "Существует предположение, что финансирование государственных дефицитов стран "периферии" ЕС проводится непосредственно Европейским Центробанком, который к текущему момент нарастил в своих активах долю займов, выданных денежно-кредитным учреждения до 840 млрд. евро против 400 млрд. евро на конец III квартала 2008 г.", - сообщил главный экономист УК "Финам Менеджмент" Александр Осин.
В соответствии с доминирующими сейчас прогнозами, во второй половине 2010 г. темпы роста ВВП ведущих стран Еврозоны позволят европейскому Центробанку начать сворачивать политику монетарного стимулирования. Однако ситуация в экономиках Юга и Востока ЕС может существенно в данном случае отличаться в худшую сторону, указывает экономист.
С другой стороны, сложившаяся диспропорция во взносах стран в бюджет ЕС отражает устойчивое желание главных локомотивов единой Европы платить за политическое влияние, объясняет Кирилл Петров, научный сотрудник Центра глобальных проблем МГИМО. "Размер экономик больших стран ЕС позволяет им оказывать поддержку малым и менее развитым экономикам без излишнего перенапряжения. Везде, кроме, пожалуй, Соединенного Королевства избиратели поддерживают политику единой Европы "любой ценой", - указывает г-н Петров. - Хочется подчеркнуть, что политические идеалы единого пространства европейских ценностей - не пустой звук и принципы наполнения бюджета ЕС как раз говорят нам о серьезных жертвах, на которые готовы идти национальные государства ради жизнеспособности этих идей во всех частях обновленного союза. Это не благотворительность, ведь крупнейшие компании Франции и Германии получают прекрасную возможность завоевать новые рынки и лояльность новых потребителей".
Комментариев нет:
Отправить комментарий