etoruskiy.livejournal.com
В последние годы мировую общественность приучили к тому, что главными врагами Ирана являются США в союзе с Израилем, странами Запада и монархиями Персидского залива. А основная угроза Тегерану после падения Ирака Саддама Хуссейна исходит с запада со стороны тревожного много-конфессионального Ирака и Персидского залива, а также с юга от Аравийского моря.
Подтверждений этому последние годы явлено достаточно. Это и регулярные угрозы Тель-Авива о нанесении бомбовых ударов по иранским ядерным объектам, и враждебная Ирану позиция Саудовской Аравии и Катара, хозяйничающих в принадлежавшем Ирану до 1971 года шиитском Бахрейне, островной конфликт Тегерана с ОАЭ и религиозно-этническая нестабильность в соседнем Ираке, грозящая перерасти в гражданскую войну. А самое главное - болезненное американское эмбарго на экспорт иранской нефти, на которое Иран реагирует угрозами перекрытия судоходства в Ормузском проливе, усиливая в Заливе силы флота (прежде всего "москитного" и подводного), средства постановки мин, разрабатывая ракетное ударное оружие и регулярно проводя соответствующие масштабные учения в Заливе, в том числе совместно с ВМС Омана.
Но 17 марта Иран спустил на воду в Каспийском море новый эсминец "Джамаран-2" с новой системой двигателей, улучшенной системой боевого управления и улучшенными навигационными системами. Мало того, в связи со спуском на воду указанного эсминца министр обороны Ирана Ахмад Вахиди заявил о планах Ирана построить и запустить новые подводные лодки и беспилотники в Каспийском море.
Иран готов сформировать общие вооруженные силы в Каспийском море в целях обеспечения безопасности региона, добавил Вахиди.
А еще ранее командование иранских ВМС сообщало о намерении развернуть (не исключено, что и на Каспийском море) новые 1000-тонные корветы типа “Моудж” собственной постройки с ракетным и противолодочным вооружением и вертолетом на борту. Но если отбросить высокий пафос политических заявлений для широких масс, то в остатке кристаллизуется главный вопрос - от каких угроз Иран усиливается и что защищается в военном плане на Каспии? Достаточно очевидных, на первый взгляд, вариантов немного:
1) Иран предполагает без согласия соседних Азербайджана и Туркмении продолжить освоение новых нефтегазовых месторождений на все еще не делимитированном шельфе Каспия, защиту которых нужно будет обеспечить любыми средствами, в том числе и силой оружия.
2) Иран ожидает, что Азербайджан и Туркменистан без согласия других прикаспийских стран (Ирана, России и Казахстана) при поддержке Запада и, прежде всего, стран ЕС начнут строительство Транскаспийского газопровода. Тегеран намерен противостоять этим планам не только политическими, но и физическими мерами и должен быть достаточно силен, чтобы противодействовать силам НАТО.
Есть и вовсе нереальные, на мой взгляд, версии о том, что в ожидании бомбардировок со стороны США и Израиля, Иран готовится к нанесению ударов возмездия по крупнейшему казахстанскому месторождению Тенгиз, разрабатываемому "Shell" или по азербайджанским шельфовым месторождениям "ВР-Amoco". Но даже объединенные силы ВМФ Азербайджана, Туркмении и Казахстана при нынешней расстановке сил уже сейчас не в состоянии никоим образом противостоять каспийской группировке ВМС Ирана: "По данным международных источников, ВМС Ирана на Каспии представлены двумя силами – армией и стражами исламской революции. Они базируются в Энзели и Ноушехре. Всего Иран имеет на Каспии около 90 мелких кораблей. Самыми ценными из них являются ракетные катера, принятые на вооружение в 2003 и 2006 гг. и имеющие китайские ракеты с дальностью стрельбы 120 км. Иран стал второй после России страной на Каспии, располагающей морскими ударными ракетами. По существующим оценкам, в настоящее время Иран способен в короткое время в 1,5 раза увеличить группировку своих кораблей на Каспии путем переброски катеров из Персидского залива. Командование ВМС сообщало о намерении развернуть на Каспийском море новые 1000-тонные корветы типа “Моудж” собственной постройки с ракетным и противолодочным вооружением и вертолетом на борту".
Пентагон также имеет виды на Каспий: так, он намерен в течение шести лет вложить в программу “Каспийский страж” (Caspian Guard) $ 130 млн. Напомним, что Вашингтон предложил создать подразделения “Каспийской стражи” для охраны нефтепровода Баку – Тбилиси – Джейхан и углеводородных ресурсов Каспийского моря. Благодаря программе “Каспийский страж”, США надеются улучшить патрулирование на Каспийском море, обеспечить сохранность границ в регионе, остановить перемещения террористов, оружия и наркотиков и стабилизировать регион в целом.
Но эта программа скорее относится к разряду желаемого, чем реально достижимого. Даже самое щедрое финансирование (а 130 млн. дол явно не та сумма, которая достаточна для нужд создания современного конкурентоспособного флота), материальное оснащение и обучение моряков Туркменистана, Азербайджана и Казахстана вряд ли способны даже приблизиться по силе и выучке их флота к ВМС России или Ирана, дислоцированным на Каспии. Кроме того, Транскаспийский газопровод, равно как и усиление американского влияния и присутствия на Каспии, а значит в Средней Азии и на Кавказе, гарантированно вызовут крайне негативную реакцию и максимальное противодействие сильнейших в военном плане стран региона - России и Ирана.
Подтверждений этому последние годы явлено достаточно. Это и регулярные угрозы Тель-Авива о нанесении бомбовых ударов по иранским ядерным объектам, и враждебная Ирану позиция Саудовской Аравии и Катара, хозяйничающих в принадлежавшем Ирану до 1971 года шиитском Бахрейне, островной конфликт Тегерана с ОАЭ и религиозно-этническая нестабильность в соседнем Ираке, грозящая перерасти в гражданскую войну. А самое главное - болезненное американское эмбарго на экспорт иранской нефти, на которое Иран реагирует угрозами перекрытия судоходства в Ормузском проливе, усиливая в Заливе силы флота (прежде всего "москитного" и подводного), средства постановки мин, разрабатывая ракетное ударное оружие и регулярно проводя соответствующие масштабные учения в Заливе, в том числе совместно с ВМС Омана.
Но 17 марта Иран спустил на воду в Каспийском море новый эсминец "Джамаран-2" с новой системой двигателей, улучшенной системой боевого управления и улучшенными навигационными системами. Мало того, в связи со спуском на воду указанного эсминца министр обороны Ирана Ахмад Вахиди заявил о планах Ирана построить и запустить новые подводные лодки и беспилотники в Каспийском море.
Иран готов сформировать общие вооруженные силы в Каспийском море в целях обеспечения безопасности региона, добавил Вахиди.
А еще ранее командование иранских ВМС сообщало о намерении развернуть (не исключено, что и на Каспийском море) новые 1000-тонные корветы типа “Моудж” собственной постройки с ракетным и противолодочным вооружением и вертолетом на борту. Но если отбросить высокий пафос политических заявлений для широких масс, то в остатке кристаллизуется главный вопрос - от каких угроз Иран усиливается и что защищается в военном плане на Каспии? Достаточно очевидных, на первый взгляд, вариантов немного:
1) Иран предполагает без согласия соседних Азербайджана и Туркмении продолжить освоение новых нефтегазовых месторождений на все еще не делимитированном шельфе Каспия, защиту которых нужно будет обеспечить любыми средствами, в том числе и силой оружия.
2) Иран ожидает, что Азербайджан и Туркменистан без согласия других прикаспийских стран (Ирана, России и Казахстана) при поддержке Запада и, прежде всего, стран ЕС начнут строительство Транскаспийского газопровода. Тегеран намерен противостоять этим планам не только политическими, но и физическими мерами и должен быть достаточно силен, чтобы противодействовать силам НАТО.
Есть и вовсе нереальные, на мой взгляд, версии о том, что в ожидании бомбардировок со стороны США и Израиля, Иран готовится к нанесению ударов возмездия по крупнейшему казахстанскому месторождению Тенгиз, разрабатываемому "Shell" или по азербайджанским шельфовым месторождениям "ВР-Amoco". Но даже объединенные силы ВМФ Азербайджана, Туркмении и Казахстана при нынешней расстановке сил уже сейчас не в состоянии никоим образом противостоять каспийской группировке ВМС Ирана: "По данным международных источников, ВМС Ирана на Каспии представлены двумя силами – армией и стражами исламской революции. Они базируются в Энзели и Ноушехре. Всего Иран имеет на Каспии около 90 мелких кораблей. Самыми ценными из них являются ракетные катера, принятые на вооружение в 2003 и 2006 гг. и имеющие китайские ракеты с дальностью стрельбы 120 км. Иран стал второй после России страной на Каспии, располагающей морскими ударными ракетами. По существующим оценкам, в настоящее время Иран способен в короткое время в 1,5 раза увеличить группировку своих кораблей на Каспии путем переброски катеров из Персидского залива. Командование ВМС сообщало о намерении развернуть на Каспийском море новые 1000-тонные корветы типа “Моудж” собственной постройки с ракетным и противолодочным вооружением и вертолетом на борту".
Пентагон также имеет виды на Каспий: так, он намерен в течение шести лет вложить в программу “Каспийский страж” (Caspian Guard) $ 130 млн. Напомним, что Вашингтон предложил создать подразделения “Каспийской стражи” для охраны нефтепровода Баку – Тбилиси – Джейхан и углеводородных ресурсов Каспийского моря. Благодаря программе “Каспийский страж”, США надеются улучшить патрулирование на Каспийском море, обеспечить сохранность границ в регионе, остановить перемещения террористов, оружия и наркотиков и стабилизировать регион в целом.
Но эта программа скорее относится к разряду желаемого, чем реально достижимого. Даже самое щедрое финансирование (а 130 млн. дол явно не та сумма, которая достаточна для нужд создания современного конкурентоспособного флота), материальное оснащение и обучение моряков Туркменистана, Азербайджана и Казахстана вряд ли способны даже приблизиться по силе и выучке их флота к ВМС России или Ирана, дислоцированным на Каспии. Кроме того, Транскаспийский газопровод, равно как и усиление американского влияния и присутствия на Каспии, а значит в Средней Азии и на Кавказе, гарантированно вызовут крайне негативную реакцию и максимальное противодействие сильнейших в военном плане стран региона - России и Ирана.
Очередное прожектерство США?
Возможно, но лишь в том случае, если иранский флот по каким-то причинам не станет противостоять в Каспийском море России и ее флоту. А так ли фантастично противостояние Ирана и России на Каспии? Нет вечных союзников и вечных врагов, особенно на Востоке. Друзья сегодня - соперники или даже враги завтра.
Персия традиционно искала свою судьбу не в морях, а на суше. И, несмотря на все эпохи мировых завоевания, а также соседство достаточно сильных и агрессивных государств - арабских, хорезмского, монгольских, османских... - Персия/Иран в конечном итоге не только возрождалась как богатое, самостоятельное и влиятельное в регионе Каспия государство, но и прирастала сухопутными территориями.
Но с начала 19 века до того достаточно мощная Персия/Иран, все еще продолжая сдерживать таких сильных соседей как Османская и Российская Империя, начала неуклонно терять свои территории в результате войн и дипломатических соглашений Британской Империи.
И в первую очередь это коснулось восточных территорий и северных прикаспийских пределов Ирана. А вытеснила Персию, до той поры доминировавшую на Каспии, от центра на юг моря в ходе ряда войн, длившихся с перерывами около ста лет, именно Россия. Но к этому факту вернемся в конце статьи...
Так в чем же состояло главное богатство Персии, позволившее ей пережить античные завоевания греков-македонян и средневековые завоевания монголов и сохранить свою самобытность, влияние и богатство в те времена, когда нефть не считалась богатством? География, а точнее расположение Персии/Ирана на главных и богатейших традиционных торговых путях запад-восток.
Так в чем же состояло главное богатство Персии, позволившее ей пережить античные завоевания греков-македонян и средневековые завоевания монголов и сохранить свою самобытность, влияние и богатство в те времена, когда нефть не считалась богатством? География, а точнее расположение Персии/Ирана на главных и богатейших традиционных торговых путях запад-восток.
Хотя указанная карта и относится к древним временам, сегодня старые торговые пути медленно но неуклонно возрождаются. И причина состоит в том, что Китай, осознавая невозможность защитить и обеспечить "Жемчужный путь" своих торгово-сырьевых морских коммуникаций по Индийскому океану, упорно и последовательно ищет надежные запасные сухопутные маршруты для торговли с Европой.
Еще в апреле 2012 года на Пятой конференции регионального экономического сотрудничества по Афганистану США, как и ожидалось, использовали представившуюся возможность для пропаганды своей инициативы под названием "Новый Шелковый путь", предусматривающей превращение Афганистана в один из узловых центров торговли между странами Центральной и Южной Азии:
..."Богатые запасы природных ресурсов региона, новые торговые соглашения и развивающаяся сеть транспортных и энергетических путей подчеркивают многообещающий экономический потенциал процесса интеграции Южной и Центральной Азии, – отметил главный представитель США на конференции, а именно помощник госсекретаря США по делам Центральной и Южной Азии Роберт Блейк. – Но укрепление экономического взаимодействия – сути программы "Нового Шелкового пути" – является нелегкой задачей и произойдет не в одночасье. Для этого потребуются активное взаимодействие и координация усилий правительств стран региона, международных партнеров и привлечение инвестиций частного сектора".
Так что можно себе представить, как должны были взволноваться США, услышав от участников конференции о намерении "форсировать" реализацию планов строительства железнодорожной магистрали из Кашгара (на крайнем западе Китая) в Герат (в западном Афганистане). Кашгар и Герат – это же словно сам Шелковый путь, да и задача объединить Китай, Кыргызстан, Таджикистан и Афганистан в рамках одного регионального проекта – тоже достойная цель. Но все дело в том, что движущей силой железнодорожного проекта Кашгар-Герат выступает Иран. А США невыносима любая мысль о сотрудничестве с Ираном, и пропади пропадом весь этот проект "Нового Шелкового пути"!..
Но времена меняются...
Новое руководство Китая взяло курс на сближение с Россией. Возникла угроза, что "Новый шелковый путь" будет воссоздан КНР независимо от возражений и без учета пожеланий США. Не исключено, что после показательного и знакового первого визита новоизбранного китайского лидера Си Цзиньпина в Москву, имевшего целью политическое, военное и экономическое сближение КНР с Россией перед лицом растущей угрозы Пекину со стороны политики США в Юго-Восточной Азии, Вашингтон осознал, что "Новый шелковый путь" может быть создан Китаем по территории Казахстана и России (верхняя серая линия на карте древних торговых путей), где влияние США достаточно слабо и встречает растущее противодействие. А если событие нельзя предотвратить, то остается лишь один вариант - направить его в наиболее выгодное для себя русло, не дожидаясь пока ситуация самостоятельно полностью выйдет из-под контроля.
Американское руководство достаточно прагматично для того, чтобы перед лицом подобной угрозы своим геополитическим планам в корне изменить свое прошлогоднее мнение. Пусть Иран внешне и остается враждебным Западу, но воссоздание "Нового шелкового пути" по старому маршруту все же лучше, чем углубление союза России и КНР с перспективой их взаимного усиления в противостоянии США. Тем более, что в этом случае "Новый шелковый путь" пройдет по территории Узбекистана и Туркменистана, достаточно дружественных США, и через оккупированный Афганистан. А, значит, США смогут контролировать такой транспортный коридор.
Иран не пойдет на подобный шаг в угоду пожеланиям своего главного врага США? Но враги ли США и Иран?
Скорее соперники. Несмотря на взаимные угрозы последних лет, если не считать введенного США эмбарго на экспорт иранской нефти, взаимная борьба Вашингтона и Ирана последние годы все же остается в пределах агрессивной риторики и не переходит к активным действиям. Иран - инструмент, а не цель для США. И это касается даже достаточно пассивного противодействия Запада иранской ядерной программе. Вашингтон, несмотря на угрозы и предостережения, продолжает участвовать в переговорах с Тегераном по данному вопросу. К примеру, с Ираком, у которого не было ни ядерной программы, ни ОМП, США поступили предельно решительно и жестоко.
После последних переговоров в Стамбуле по иранской ядерной проблеме даже непримиримая Европа устами МИД ФРГ заявила, что "окно возможностей" для решения ядерной проблемы Ирана пока открыто. Достойно внимание и еще более знаково другое событие в ирано-европейских отношениях: Иран и Великобритания ведут переговоры о возобновлении консульских отношений.
Такие же позитивные для Тегерана подвижки в марте наблюдаются и в отношении американского эмбарго на экспорт иранской нефти: США пересмотрели запрет на покупку иранской нефти, исключив из него Японию и 10 стран Евросоюза. Бывшие крупные импортеры иранской нефти были выведены из числа стран, обязанных поддерживать нефтяные санкции. Помимо Японии, это Бельгия, Великобритания, Германия, Греция, Испания, Италия, Нидерланды, Польша, Франция и Чехия, сообщает РБК. Как заявил госсекретарь США Джон Керри, страны ЕС полностью поддерживали эмбарго на иранскую нефть, а Япония значительно сократила объемы своих покупок. Теперь покупка нефти у Ирана не будет приводить к отстранению стран-импортеров от финансовой системы США. В то же время Керри еще раз подтвердил готовность сохранить давление на режим Ирана, пока сохраняется озабоченность насчет его ядерной программы. Ранее в Конгрессе США приступили к разработке законопроекта, призванного лишить власти Ирана возможности использовать трансграничную платежную систему Европейского центрального банка Target2. В результате Тегеран не сможет проводить платежи в евро для развития ядерной программы.
Хотя с другой стороны Сенат США единогласно проголосовал за поправку о "евро лазейке" в политике санкций против Ирана. Сенат Соединенных Штатов в субботу утром послал сообщение в Европейский союз (ЕС) относительно Ирана, единогласно приняв поправку, поддерживающую усилия для блокирования доступа Ирана к его золотовалютным резервам и ограничения способности определенных иранских предприятий, таких как Центральный банк Ирана, проводить сделки в евро. Но это скорее проблема Европы, чем "камень в огород" Ирана.
Изложенное дает основания предполагать как вполне вероятное то, что Ирану если не непосредственно Вашингтоном, то через его посредников сделано предложение содействия/благоприятствования в прокладке "Нового шелкового пути" по маршруту Китай-Средняя Азия-Афганистан-Иран и далее на запад к Средиземному морю. Но в качестве ответного шага Ирану могли поставить встречное условие - одобрение (не препятствование) прокладке Транскаспийского газопровода (ТКГ). И если Иран имеет намерение подобное предложение принять, то одиноким противником ТПГ на Каспии остается лишь Россия, т.к. это откроет путь туркменскому газу, могущему составить конкуренцию монополии российского "Газпрома", в Южную Европу. Думаю, что тегеранское руководство достаточно прагматично и в нем еще жив дух персидских купцов. Поэтому потенциальная экономическая выгода для Ирана, скорее всего, пересилит неодобрение пока еще дружественной ему России.
Возможные упреки Тегерана в непоследовательности и сговоре с недавним злейшим врагом США, могут вызвать возмущение и протесты среди простых иранцев? Но Тегерану с США непосредственно можно и не общаться. Рядом с Ираном за последние годы взращен идеальный посредник - Турция. Турция, которой США все время действия эмбарго разрешали без каких-либо ограничений торговать с Ираном. Не исключаю и того, что недавнее "чудесное примирение" Анкары с Израилем (а был ли вообще настоящий конфликт?), имеет целью скрытно включать в диалог с Ираном через Турцию и врага Тегерана номер один - Тель-Авив. По большому счету ведь даже иранские лидеры обращают внимание на то, что их врагом не являются евреи или Израиль, а расовая сионистская политика, проводимая Тель-Авивом от имени всего государства Израиль.
Будет ли Пекин против подобного транспортного коридора? Вряд ли, если он будет построен за чужие средства и до той поры, пока он будет работать и приносить Китаю прибыль. Даже несмотря на то, что США смогут контролировать маршрут. КНР будет использовать сегодняшние выгоды, а проблемы решать только по мере их возникновения.
В итоге все должны остаться довольны. И Китай, и страны Средней Азии, и Афганистан, и Иран, через которые не только пойдут китайские товарные потоки, но и они сами получат возможность торговли с Западом и Европой. И, конечно, Европа, США и их союзники. Даже Израиль. Торгующий враг не настолько бескомпромиссен и безжалостен, как голодный и пребывающий в осаде. Все кроме России.
Ведь кроме получения конкукрента в виде туркменского, а в перспективе, возможно, и иранского газа на европейском рынке, Россия по мере работы "Нового шелкового пути" будет неуклонно утрачивать влияние в Средней Азии, а значит, и на Каспии и на Кавказе. А это именно то, на что Москва уже не сможет не реагировать. А слова в переговорах с Востоком никогда не помогали, если они не были подкреплены реальной силой.
Возможно, что Иран это осознает и усиление иранских ВМС на Каспии как раз и предполагает защиту от России после ожидаемого грядущего ухудшения отношений между Москвой и Тегераном? Но если это так, то, считаю, будет не лишним напомнить, что все противостояния и конфликты с Россией, начиная с 19 века для Персии и Ирана заканчивались потерей не только территорий, но и ценнейших национальных богатств. А вечное напоминание этому хранится сегодня в Алмазном фонде в Москве.
Алмаз «Шах», одна из величайших ценностей персидских шахов. Был передан в числе прочих даров российскому императору Николаю I правителем Персии Фетх Али-шахом после того, как в январе 1829 года в Тегеране произошло убийство русского посольства во главе с А. С. Грибоедовым.
Комментариев нет:
Отправить комментарий