пятница, 31 мая 2013 г.

Очередь Януковича: чем обернется передача ГТС Украины под контроль Газпрома

Владислав Жуковский


На днях своё продолжение получила холодная "газовая война" между Россией и Украиной - Газпром оказался как никогда близок к поглощению газотранспортной системы (ГТС) Украины. Стало очевидно, что незапланированный приезд президента Виктора Януковича в Москву и встреча с президентом России Владимиром Путиным в Сочи 26 мая оказались неслучайными. В украинских СМИ появилась информация о том, что во время воскресной встречи президентов России и Украины было достигнуто соглашение о создании консорциума или совместного предприятия (СП) по управлению ГТС Украины взамен на снижение цен на газ для Украины при одновременной обязанности Газпрома профинансировать модернизацию газовой инфраструктуры.

Насколько можно судить, в договорённостях между Путиным и Януковичем, если таковые были действительно достигнуты (официального подтверждения до сих пор не последовало ни от одной из сторон), гораздо больше политической составляющей, нежели здравого смысла и экономического расчёта. Судя по всему, в Кремле принято принципиальное решение на втягивание Украины в орбиту геоэкономического и геополитического влияния России (точнее, её нынешнего руководства) любой ценой. Вопросы экономической целесообразности отходят на второй план – сверхприбыли Газпрома от возможности гарантировать фиксированные масштабы прокачки газа через Украину в Европу, избежать постоянных пересмотров транзитных пошлин и незаконного отбора газа из магистральных газопроводов перевешивают все возможные издержки.

Газпром, по имеющейся информации, готов снизить цены на газ для Украины на 35-40% - с сегодняшних 450 долларов за тыс. куб. метров до 260-280 долларов. При этом правительство Украины обещает предоставить Газпрому контроль не над всей ГТС Украины, а лишь над магистральными газопроводами. Тогда как распределительные сети, обеспечивающие поставки "голубого топлива" конечным потребителям газа (населению, коммунальному хозяйству, электроэнергетике, промышленным предприятиям и т.д.) останется в руках украинских властей и аффилированных с ними предпринимателей. Именно контроль над распределительными сетями мог бы обеспечить Газпрому извлечение сверхдоходов от поставок газа – розничные цены на топливо существенно (иногда в разы) превышают оптовые цены поставщиков газа. Газпром же в случае оформления договорённостей между руководством России и Украины может получить контроль над магистральными газопроводами, общая протяженность которых составляет порядка 37,1 тыс. км (22 газопровода на поставку газа в Украину, а 15 – на вывоз газа). Из которых 14 тыс. км приходится на трубопроводную систему крупнейшего диаметра (1020-1420 мм). Тогда как протяжённость распределительных газопроводов превышает 246,1 тыс. км.

Справедливости ради стоит сказать, что ГТС Украины состоит не только из газопроводов, суммарная протяжённость которых составляет порядка 283,2 тыс. км. Помимо них в газовую инфраструктуру входят газовые хранилища (всего 13 подземных хранилищ общим объёмом в 32 млрд кубометров, что эквивалентно 21,3% суммарных мощностей хранилищ в Европе). А также компрессионные и газоизмерительные станции. К ним Газпром никто допускать не собирается – в лучшем случае власти Украины готовы пожертвовать своей возможностью пересмотра величины транзитных пошлин, незаконного забора газа и перекрытия транзитных поставок топлива в Европу. К наиболее лакомому куску – распределительным сетям – российскую газовую монополию в Киеве допустить не готовы ни под какими предлогами – это очень чувствительная с политической и социальной точки зрения сфера, утрата контроля над которой поставит руководство Украины под полный контроль Москвы.

Далеко не факт, что достигнутые на днях Путиным и Януковичем в Сочи договорённости обретут форму и будут исполняться. С формальной точки зрения, они не оформлены в письменном виде и не имеют совершенно никакой юридической силы. По-прежнему остаётся в силе договор на поставку газа в Украину, подписанный в самом начале 2009г.

Вполне вероятно, что амбиции и планы Януковича допустить Газпром к ГТС Украины без учёта мнения и интересов Евросоюза вызовут серьёзное недовольство не только среди крупного олигархического капитала на Украине, но и среди европейских финансово-политических элит, которые как огня боятся усиления позиций Газпрома в Европе и всеми силами пытаются ослабить зависимость Европы и европейской периферии от поставок российского газа и нефти. Велика вероятность того, что после возвращения на Украину президенту Януковичу позвонят из Брюсселя и намекнут на необходимость учитывать геоэкономические и геополитические интересы Евросоюза.

Стоит напомнить, что сам Евросоюз был согласен на создание СП по управлению ГТС Украины на троих – по 33% должно было достаться Еврокомиссии и России, а пакет в 34% акций должен был достаться Украине, сделав её формально старшим партнёром. В рамках такой схемы Еврокомиссия была готова выделить финансовые ресурсы на модернизацию газовой инфраструктуры Украины. Однако по понятным причинам в Кремле не захотели сдавать ГТС Украины без боя европейским элитам и становиться младшим партнёром в консорциуме.

И даже если Янукович сможет пролоббировать закрепление на законодательном уровне достигнутых в Сочи договорённостей, то нет совершенно никаких гарантий того, что Украина будет способна нарастить объём импорта российского газа с сегодняшних 18 млрд кубометров до 40-45 млрд. Федеральный бюджет Украины на 2013г. составлен из среднегодовой цены на российский газ в 420-425 долларов. Даже если цена на газ будет снижена на 35%, власти Украины не смогут позволить себе удвоить объёмы импорта российского газа. Более того, совершенно непонятно, с какой целью эти объёмы газа вообще потребуются Украине, экономика и промышленность которой находятся в депрессивном состоянии.

Не надо забывать, что российская газовая монополия активно строит "золотые" в прямом и переносном смысле этого слова газопроводы в обход Украины. Пропускная способность Северного потока должна составить 55 млрд кубометров газа, а Южного – 63 млрд. Итого 118 млрд кубометров, что не позволяет наполнить новые ветки газопроводов без сокращения объёмов транзита "голубого топлива" через ГТС Украины.

В таком случае непонятно, зачем тратились десятки миллиардов долларов на построение самых дорогих в мире и крайне затратных в техническом обслуживании газопроводов, если они оказываются бессмысленными и не решают главную задачу – снижение зависимости поставок российского газа в Европу от политической ситуации на Украине. Газпром по большому счёту упустил технологическую гонку в газовой промышленности (технологии СПГ, добычи сланцевого газа, глубоководной добычи на шельфе и т.д.) и ежегодно теряет позиции на уже существующих рынках сбыта.

Кот в мешке для Газпрома

Однако, далеко не всё так однозначно радужно для Газпрома – судя по всему, газовая монополия купила "кота в мешке". ГТС Украины напоминает чёрный ящик, который рискует оказаться ящиком Пандоры не только для "национального достояния", но и для всей экономики России. Имеет смысл напомнить, что власти Украины готовы допустить Газпром к своей ГТС только в том случае, если захлёбывающийся от сверхприбылей Газпром согласится на правах старшего партнёра профинансировать модернизацию и капитальный ремонт украинской газотранспортной инфраструктуры. В силу высокой степени износа основных фондов, достигающего 70-75%, и аварийного состояния целого ряда объектов ГТС, это крайне капиталоёмкий процесс.

По самым предварительным и оптимистичным оценкам украинских экспертов и властей речь может идти о 5-7 млрд долларов. Однако эти цифры выглядят откровенно "причёсанными" и крайне далёкими от реальных потребностей в инвестициях – это своего рода предпродажная оценка актива, которая не должна отпугнуть потенциального участника СП по управлению ГТС Украины. Практически наверняка итоговая смета затрат и фактический бюджет на модернизацию в 1,5-2 раза превысят предварительную оценку, на которую ориентируются как в Кремле, так и в самом Газпроме.

Другое дело, что российскую газовую монополию это, судя по всему, нисколько не смущает – в Газпроме привыкли к перманентному повышению стоимости инвестиционных проектов в ходе их реализации.

Совершенно очевидно, что за всю эту бездумную роскошь газовой монополии и политические амбиции придётся расплачиваться рядовым гражданам России и несырьевой обрабатывающей промышленности, цены на газ для которых Газпром ежегодно "индексирует" на 15-20%. Аппетиты Газпрома, обладающего колоссальными лоббистскими возможностями и административным ресурсом, поистине впечатляют – только по официальным данным Росстата за период 2000-2012гг. цены на сетевой газ для населения выросли в цене в 9,78 раз, тогда индекс потребительских цен (т.е. инфляция) вырос в 3,5 раза, дефлятор ВВП увеличился 4,94 раза, а тарифы на грузовые перевозки подскочили в цене 6,34 раза.

Газовая дубинка Кремля

В последние годы Газпром превратился в газовое оружие Кремля – благодаря этой нефтегазовой дубинке руководство России решает свои экономические и политические амбиции, а также продвигает коммерческие интересы приближенного к власти крупного олигархического капитала на постсоветском пространстве.

Насколько можно судить, пришла очередь Украины – сломав сопротивление Белоруссии и вынудив правительство Лукашенко сдать ГТС республики в руки Газпрома, Кремль намерен повторить аналогичный сценарий на Украине. По состоянию на начало 2013г. экспортная цена на газ для Украины была установлена в размере 450 долларов за тыс. кубометров газа. Украинские власти не перестают утверждать, что подписанные в январе 2009г. Тимошенко и Путиным соглашения носят антиконституционный характер и противоречат государственным интересам Украины. В Киеве требуют снизить цены на газ практически в два раза – до 250 долларов за тыс. кубометров газа.

Стоит отметить, что при нынешних ценах на газ, которые установлены Россией для Украины на уровне экономически развитых стран Еврозоны, экономика Украины становится в принципе неконкурентоспособной, а производимая в обрабатывающей промышленности и сельском хозяйстве продукция теряет ценовую конкурентоспособность. По большому счёту, экономика Украины является упрощённой версией российской деиндустриализированной "экономики трубы", в которой как в капле воды отражаются все структурные дисбалансы и перекосы отреформированной России.

На Украине, как и в России, уровень энергоёмкости ВВП и ресурсоёмкости промышленного производства в 3-4 раза превышает показатели стран Еврозоны и в 5-7 раз превышает отметки США, Японии и Южной Кореи. Степень износа основных фондов в обрабатывающей промышленности достигает 50-55% официально и свыше 65-70% на самом деле. Базовая технологическая инфраструктура находится в аварийном состоянии с износом мощностей в диапазоне 75-80% и средним сроком эксплуатации в 35-40 лет.

Для обеих стран характерен чудовищный моральный и физический износ производственных мощностей – эксплуатируются производственные и управленческие технологии 1970-1980х гг., которые несовместимы с сегодняшними запретительно высокими ценами на энергоносители и прочие сырьевые товары (в том числе чёрные, цветные и редкоземельные металлы). И если российская экономика затухает и скатывается в кризисное состояние даже при внутренней цене на газ в 130-135 долларов за тыс. кубометров газа, то несложно понять, в каком состоянии находятся экономика Украины и её обрабатывающие производства при цене на газ свыше 450 долларов за тыс. кубометров.

Справедливости ради стоит сказать, что и при цене на газ в 250-280 долларов за тыс. кубометров экономика Украины не имеет особенных шансов на существование в долгосрочной перспективе. При существующем уровне износа основных фондов и развития технологий 40% скидка в цене на газ от Газпрома способна лишь выиграть время (порядка 4-5 лет) для руководства Украины, которое следует потратить на интенсивную структурно-технологическую модернизацию экономики и инфраструктуры.

Руководство Украины вынуждено лавировать между молотом и наковальней. С одной стороны, крупный бизнес Украины и олигархические кланы ориентируются на Запад и выступают за ускоренную интеграцию в Европейский Союз, на территории которого они хранят свои капиталы, где скупают недвижимость и где держат свои семьи. Как и их коллеги из России, крупные украинские бизнесмены и чиновники видят источник легитимности своего капитала не внутри страны (т.е. в населении своих стран), а вовне – в финансово-политических элитах Европейского Союза.

С другой стороны, объективные экономические реалии подталкивают Украину на более тесную финансово-экономическую, валютную, производственную, научно-техническую и культурологическую интеграцию с Россией, на интеграцию в рамках Таможенного союза. В условиях избыточного насыщения и перенасыщения единого европейского рынка товарами, услугами, трудовыми ресурсами, капиталом и технологиями, Украина и производимая её деиндустриализированной экономикой продукция становится лишней и никому не нужной на европейском рынке. Тогда как российский рынок, в условиях продуманной и научно обоснованной стимулирующей финансово-экономической политики обладающий колоссальным потенциалом расширения платёжеспособного спроса, способен стать мощным стимулом для подъёма экономики Украины и её промышленности.

Объективные интересы Украины и её народного хозяйства вступают в противоречие со столь же объективными коммерческими интересами правящего класса, что, безусловно, срывает процесс реинтеграции на постсоветском пространстве. Однако Кремль, судя по всему, оказался в шаге от того, чтобы получить контроль над газотранспортной инфраструктурой страны. Власти России имеют возможность задушить Киев в объятиях Газпрома, уничтожив остатки несырьевой промышленности Украины и столкнув страну в финансово-экономический кризис. Янукович вынужден договариваться с руководством России – иного пути у него просто нет.

Хорошо это или плохо для Киева? И для самой Москвы? Украина, проводящая по многим параметрам откровенно русофобскую политику, то и дело "выселяющая" наш Черноморский флот с некогда подаренного Хрущевым Украинской ССР Крыма, ежегодно отмечающаяся антироссийскими акциями на 9 мая, уже успела залезть в долговую петлю иностранных кредиторов. Как и в случае с Россией в 1990-е годы, МВФ увязывает предоставление займов Киеву со следованием планам финансового "оздоровления" и "стабилизации". Притом что в первые месяцы 2013г. совокупный внешний долг Украины превысил отметку в 135 млрд долларов (76,6% ВВП).

Да, остаётся возможность апеллировать к нелегитимности подписанного в январе 2009г. Путиным и Тимошенко газовым соглашением на откровенно кабальных для Украины условиях. Цена на газ увязывается с изменением цен на нефть и нефтепродукты на европейском рынке за последние 9 месяцев, а затем предоставляется 30% скидка за размещение российского Черноморского флота в Крыму. Однако в Кремле не хотят всерьёз воспринимать эти тезисы Киева и отказываются пересматривать формулу цены без вступления Украины в Таможенный союз и передачи контроля над ГТС страны в руки Газпрома.


Комментариев нет:

Отправить комментарий