воскресенье, 10 марта 2013 г.

Зима близко


 crustgroup

Убрав (или по крайней мере — осознав) влияние мемов и мифов на объекты материальной истории — можно снова посмотреть на то могучее наследие, которое нам оставила Римская Империя. Безусловно, лишь Тамерлан, как мы помним из хорошей рекламы, умел разговаривать с камнями. Сами же по себе камни в реальности не говорят.
Но когда таких лежащих камней много, поневоле тихий шёпот каждого из них сливается в мощный гул столь же могучего государства. В гул гужевых повозок, конных всадников и непобедимых легионов, марширующих по знаменитым римским дорогам.

Эти артефакты, оставленные нам Римской Империей, невозможно никуда спрятать или сказать, что "их не было" — единая сеть римских дорог тянется от пустынь Северной Африки до Германии и от Испании до Армении:

 
Римские дороги — это монументальные и сложные инженерные сооружения, которые используются по своему прямому назначению во многих местах Средиземноморья и по сей день. Учитывая, что римские дороги строились из камня, с использованием весьма примитивных техник и с весьма скромными инженерными знаниями — данный факт удивителен уже сам по себе. Вот пример современного состояния римской дороги:


 
Солдаты и телеги использовали эту мощеную дорогу, чтобы путешествовать из Манкуниума (Манчестер) в Йоркшир.
В рамках Римской Империи — это как дорога из Бобруйска в Жлобин.

Сеть Римских дорог чётко ограничивает границы Римской Империи, показывая нам максимальную степень продвижения римлян по всем направлениям античной географии. В целом же сеть римских дорог связывала между собой все основные города Древнего Рима, а также подвязывала к единой сети дорог и многие другие важные точки — лимесы (древние оборонительные сооружения), порты и рудники.

Так, например, дороги, "торчащие" из имперской территории вверх на месте современной Румынии — это связи Рима со знаменитыми серебряными и золотыми рудниками Дакии, а похожие "палочки" торчащие вниз с территории Туниса в сторону современного выжженного Феццана — это дороги в полумифическую страну Фазанию и её столицу Герму, упомянутую ещё у Плиния Старшего. Точно также, сеть дорог от дельты Нила через Восточную Пустыню к побережью Красного Моря — это связь Рима с богатствами Аравии и Индии в условиях остановленного Парфией в I веке до нашей эры римского "драх нах остен".

Как я писал в прошлых частях своего рассказа о крахе Рима, на каждом из направлений своей экспансии Рим был остановлен. Разгром Фазании (Гармантиды) не открыл для Рима дороги на юг — южнее лежала бесплодная Сахара. До появления Генриха Мореплавателя оставалось ещё больше 1000 лет — дорога через Атлантику или вдоль неспокойного и бесплодного западного побережья Африки была неподъёмна для галерного флота с примитивными парусами.

Восток остановил Рим тотальной войной. Римляне так и не решили ряда проблем с конской упряжью, которые не позволили Риму, вплоть до конца его существования, превратить конницу в эффективную военную силу и дотянуться по уровню хотя бы эффективности парфянских катафрактариев и конных лучников. На Севере была негостеприимная Шотландия и Германия. Но почему Рим не проник дальше полисов южного берега Крыма? Что остановило его на северном береге Чёрного моря и не дало ему двинуться дальше, на богатейшие земли Кубани и Украины? Ведь вопрос продовольственного кризиса конца Бронзового века был решён классической Грецией в том числе и за счёт пшеницы Пантикапея. Сам Пантикапей вполне справлялся с таврами и со скифами, однако так и не вышел своими границами дальше южной части Крыма и побережий Азовского моря:



Что же остановило римлян и греков от похода на север, вдоль пояса плодородных украинских чернозёмов, на пике римского могущества, в I веке нашей эры и в идеальных условиях "римского температурного максимума"? И что позволило русским в гораздо более суровых условиях 900 года нашей эры, по сути дела — "с нуля" — построить одну из самых могущественных держав своего времени? Державу, которая уже через сто лет будет соперничать с Римом (в лице Константинополя), а ещё через 500 лет просто скажет:
" Я — Третий Рим"?

Это будет две простых идеи из материального мира. Со скромными названиями — хомут и стремена. Именно эти два изобретения позволят полностью утилизировать энергию лошади, которая начиная с этого времени станет неизменным спутником любого человека, который захочет организовать эффективное сельское хозяйство севернее нулевой изотермы января. А эффективное сельское хозяйство, как мы помним — это 90% любой античной энергетической пирамиды. Ну а потом уже к этим двум идеям подтянется Генрих Мореплаватель и арабские мореходы, которые чуть позже "оседлают ветер" и покорят-таки моря и океаны.

 

Нулевую изотерма января иногда ещё называют "линией винограда". До открытия Нового Света и находок там морозоустойчивых "американских" сортов винограда (известных сейчас многим как, например, сорт Лидия) виноград в Старом Свете мог расти только южнее этой магической линии. И именно там жили люди, растившие виноград и создававшие империи. Севернее же этой линии виноград не рос — и империи почему-то тоже не росли.

С чем это связано? Всё дело в том, что основным тягловым животным в древнем мире была не лошадь, а вол или бык. Когда лошадь запряжена с использованием хомута, она может обеспечить рабочую эффективность (измеряемую, например, в тонно-километрах за час) на 50% больше, чем вол, из-за большей скорости. Лошадь также в целом эффективнее из-за большей выносливости и способности работать большее количество часов в день.

Надо сказать, что даже на широте Рима и в тепличных условиях Италии римского температурного максимума вспашка земли волами была нелёгким и трудоёмким занятием. Как пример: Первая Пуническая война. Римские части воюют в Африке. Римлянами командует Регул Марк Атилий. Атилий, разбив карфагенян, подходит к самому Карфагену и в этот момент пишет письмо домой. О чём письмо? Некому вспахать его поле, единственный раб Атилия умер, поденщик убежал, прихватив с собой инвентарь, а семья патриция — голодает. Второй пример: Маний Курий Дентат, знатный римский патриций, трижды первый консул, прославленный полководец, победитель самнитов. Сам пашет своё маленькое поле на волах.

И это — в условиях Италии, где и зимой, в январе, +10°C — это уже холодно. А что можно сказать о широте Киева, где в январе лежит снега по колено, где вспашка начинается с марта-апреля, а в мае уже может ударить засуха? Нет — только лошадь с нормальным хомутом, только хардкор. Поэтому-то и обрываются римские дороги в солнечной Аджарии и в относительно тёплой Румынии. С юга Рим подпирает пустыня горячая, с севера Рим подпирает пустыня холодная. Свободной энергии проникнуть ни южнее, ни севернее у Рима нет!

Вот так и бьётся Римская Империя в своей тесной средиземноморской клетке: без энергии ветра закрыт путь на запад и на юг, а без энергии лошади (хомут, чтобы вспахать север и стремена, чтобы покорить восток) — закрыт путь на восток и на север. Конец, понятное дело, немного предсказуем. В Рим приходит белый пушной зверёк. Приходит зима — ведь "зима всегда близко":

 

И, если зима пришла уже пришла — твой выбор невелик. Ведь если рушится цивилизация, если из глубин тёмного и жуткого бессознательного вылазят монстры размером с остров Сицилия, если везде горят города и рукописи, если рекой льётся кровь мужчин, женщин и детей, а на престоле в результате бесконечной игры оказываются проходимцы, тираны и негодяи — то вам стоит прорываться из тонущего Вечного Города любой ценой.

На север. И на восток. Потому что путь на юг и на запад откроют, оседлав ветер, лишь только через пятьсот лет. Прочь из тонущего города на семи холмах, прочь от тёплых проливов и Золотого Трона. Ведь перед вами — целый мир. А целый мир не стоит никакой, даже самой важной мессы. Зима близко. Значит — надо идти на зиму, пока зима не пришла к тебе.


Комментариев нет:

Отправить комментарий