вторник, 27 ноября 2012 г.

Оксана Солопова: О "разделяющих" аспектах этнической истории белорусов



В настоящее время белорусы проявляют большой интерес к собственной истории, что вообще характерно для периодов этнокультурного возрождения этносов.
Одним из принципиальных этноразделяющих факторов стала трактовка этнической истории белорусов, а также определение исторической роли России в судьбе белорусской государственности, которых придерживаются представители разных общественных групп и вообще население Белоруссии сегодня.
Эти темы стали предметом острых дискуссий, в результате которых определились две крайних позиции. Первая отстаивает позицию балто-литовского происхождения белорусов, сформулированую в тезисе "Мы не славяне, мы - литвины (балты)", то есть, потомки тех древних балтов, которые заселяли территорию Белоруссии и сформировали там протогосударственность до того, как на эти территории пришли в V-VII веках нашей эры славяне. Балты в ходе славянской ассимиляции постепенно смешивались со славянами, поэтому праздники у белорусов совпадают и с одними, и с другими, по языку они ближе к русским, а по крови - к литовцам. Но в каждом белорусе, говорят те, кто разделяет эту точку зрения, "сидит" балт, или, как специфически называют белорусов латыши и литовцы, "балтокривус". И еще один тезис значим для понимания их позиции. Они подчеркивают, что Белоруссия не всегда была в составе России: ее вхождение в состав Великого княжества Литовского - это момент воссоединения разрозненных до времени частей этноса, а разделы Речи Посполитой, в результате которых белорусские земли вошли в состав Российской империи, - это присоединение путем войны, и сделал это русский полководец Александр Васильевич Суворов.
Вторая точка зрения на происхождение и формирование белорусов подчеркивает их славянское происхождение, "братство восточнославянских народов". Согласно сторонникам этой версии, белорусы принадлежат к восточнославянской ветви, которая выделилась из общеславянской в те же V-VII вв. н.э. Территория современной Белоруссии была заселена восточнославянскими племенами кривичей, дреговичей, радимичей, на юге - северянами и волынянами, которые были частью древнерусской народности. Она распалась в к.XIII-XVI вв. на русскую, украинскую, белорусскую. В составе ВКЛ, а позднее - в Речи Посполитой, сформировалась белорусская народность, которая окончательно консолидировалась на протяжении XIX - начала XX вв. Но черты древнерусской и общеславянской культуры, православная вера и белорусский язык, определившие специфические черты белорусского народа, доказывают славянскую принадлежность белорусов, их родство с русским и украинским народами. Поэтому процесс белорусско-российского сближения исторически предопределен и позитивен.
В принципе, то, что белорусы, объединенные в общественные организации, политические, проявляют большой интерес к белорусской истории, не удивительно. Как я уже сказала, этот процесс типичен для периодов этнокультурного возрождения этноса. Важно другое: понимать, что, поскольку отношение к историческим событиям прошлого и к государствам (Литве, Речи Посполитой, Русскому государству) белорусами осмысливается по-разному, этническая история стала разделяющим фактором. Через призму отношений к собственной истории может проявляться отношение белорусов к белорусско-российским связям, сотрудничеству, интеграционным процессам или политические предпочтения оппонентов и их возможные обвинения друг другу. Однако обвинения в "угодничестве Западу", с одной стороны, и в "номенклатурно-союзном" характере мышления, с другой, не должны заслонить от нас главного. В "эмоционально-экспрессивном" отношении к собственной истории виден этнокультурный потенциал, устойчивый вектор культурного развития и самовоспроизводства белорусского этноса, устойчивый потенциал нефорсированного развития языка, которого белорусскому народу в ближайшее десятилетие не избежать.
Оксана Солопова, кандидат исторических наук, заместитель декана исторического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова
Постоянный адрес новости: belarus.regnum.ru/news/1597404.html

Комментариев нет:

Отправить комментарий