пятница, 30 ноября 2012 г.

Народное ополчение в Отечественной войне 1812 года


Ольга Карпач 

Проблема истории народных ополчений 1812 года занимала особое место в отечественной историографии. В литературе рассматривались вопросы, связанные с порядком их формирования, финансирования, обеспечения обмундированием и продовольствием. Народное ополчение создавалось ещё раньше, в 1806-1807 годах, на основе которого будет создано в 1812 году новое ополчение в решающий момент Русской истории.
Ополчение 1806 г., именуемое в манифесте "земским войском", или "милицией", формировалось в семи областях, включавших 31 губернию, и насчитывало в своих рядах 612 тыс. ратников. Создавалось оно на следующих основаниях: каждый помещик, "казенное село" и мещанское общество в двухнедельный срок должны были выставить положенное число вооруженных, обмундированных и обеспеченных трехмесячным жалованьем и продовольствием людей.
Ратники, зачислённые в ополчение, до выступления их к частям действующей армии должны были оставаться в своих селениях, в помещичьих владениях и, "пребывая в крестьянском их быту, исправлять все те повинности, коими они обязаны по земскому и волостному управлению". Командный состав ополчения избирался дворянством. Главнокомандующий областным ополчением назначался императором "из особ, верностью, службою и достоинствами общественную доверенность приобретающих". Главнокомандующему областным ополчением были подчинены все местные административные органы власти. Все его распоряжения, касающиеся формирования ополчения, должны были исполняться, как определялось в манифесте, "с точностью, верностью и поспешностью" [1, с.45].
Однако вся полнота власти, которой наделялся главнокомандующий областным ополчением, была предназначена в первую очередь для того, чтобы, как говорилось в манифесте, "в случае нарушения порядка и спокойствия, где обыкновенные меры помещичьего и судебного действия признаете вы недостаточными к скорому ускорению ослушных и где найдете вы нужным дать пример строгости и в самом корне отсечь покушение". Следовательно, главнокомандующий ополчением располагал неограниченными правами в подавлении крестьянских восстаний в районах формирования ополчения.
Ополчение 1806 г. имело законченную организацию, определявшую взаимные отношения начальников и порядок снабжения. Первый призыв ратников на военную службу произведен был весной 1807 г., в период возросшей опасности вторжения наполеоновских войск в Россию. Но вскоре был заключен Тильзитский мир. Противник уже больше не угрожал вторжением, и поэтому надобность в сохранении ополчения в таких больших размерах отпала. По манифесту от 27 сентября 1807 г. оно было распущено. Но в нарушение своего обещания не обращать ратников в рекруты царь разрешил из 200 тыс. воинов, подлежавших возвращению домой, перевести в рекруты 177 тыс. Сохранение рекрутской системы дало о себе знать с особой силой в 1812 г [2, с.28].
Задача формирования народных ополчений как одного из резервов большой действующей армии встала уже на первом этапе войны. Ополчение являлось вторым источником укомплектования действующей армии.
До назначения Кутузова главнокомандующим этот источник силы русского народа не был широко привлечен для борьбы с противником. Царское правительство и военное министерство рассчитывали вести войну, опираясь только на армию. Царизм и помещики не верили в силы своего крепостного народа и боялись его.
Для победы над противником в справедливой Отечественной войне 1812 г. Кутузов в содержание своей стратегии включал в качестве ее важнейшего элемента - привлечение широких народных масс путем организации партизанского движения и создания массового ополчения.
6 июля 1812 г. был опубликован манифест о созыве ополчения, в котором призывался русский народ против неприятеля в военных действиях: "Народ русский! Храброе потомство храбрых славян! Ты неоднократно сокрушал зубы, устремлявшихся на тебя львов и тигров, соединитесь все: с крестом в сердце и с оружием в руках, ни какие силы, человеческие, вас не одолеют". Русский народ встретил его с огромным патриотическим воодушевлением. Призыв вступить в ополчение нашел особенно широкий отклик в среде крестьянства. Десятки тысяч крестьян стремились вступить в ряды ополчения. Службу в ополчении они рассматривали как подвиг, наградой за который станет освобождение от крепостного гнета [4, с.25].
По манифесту от 18 июля "О составлении временного внутреннего ополчения" правительство решило ограничить район формирования ополчения 16-ю губерниями центральной части России и Поволжья. При этом оно исходило из следующих соображений: во-первых, нужно было сохранить районы для проведения очередных рекрутских наборов; во-вторых, правительство стремилось к тому, чтобы патриотическое движение, вызванное созданием ополчения, не вышло из-под контроля дворянства. Создание ополчения должно было стать делом только дворянства.
Ополчающиеся губернии следующим образом распределялись по трем округам. В I округ входили губернии: Московская, Владимирская, Калужская, Рязанская, Смоленская, Тульская, Тверская и Ярославская; во II - Петербургская и Новгородская; в III - Нижегородская, Костромская, Казанская, Вятская, Симбирская и Пензенская.
В манифесте для каждого округа были поставлены определенные задачи. От ополчения I округа требовалось принять "самые скорые деятельные меры к собранию, вооружению и устроению внутренних сил, долженствующих охранять первопристольную столицу нашу Москву и пределы всего округа". Задачей ополчения II округа было подкрепление войск, обеспечивавших Петербургское направление. III округу было предписано только "приготовить, расчислить и назначить людей, но до повеления не собирать их и не отрывать от сельских работ". Таким образом, первоначально ополчению III округа отводилась роль резерва. 1-й ополченский округ возглавил генерал от инфантерии граф Ф.В. Ростопчин, 2-й ополченский округ возглавил генерал от инфантерии граф М.И. Голенищев - Кутузов; 3-й (резервный) ополченский округ, возглавлял генерал-лейтенант граф П.А. Толстой.
Формирования ополчения проходило с большим подъемом. В Москве оно началось немедленно по получении манифеста. 28 июля (9 августа) был избран начальник Московского ополчения. Им стал боевой, заслуженный генерал, сподвижник Суворова И.И. Марков. Тогда же были учреждены 2 комитета: один - для зачисления в ополчение, обеспечения его вооружением и продовольствием, другой - для приема пожертвований от населения. Москва и Московская губерния дали наибольшее число ополченцев - 12 полков общей численностью 25,8 тыс. человек. Состав ополчения - крестьяне, дворовые люди, ремесленники, мещане, интеллигенты, дворяне. Среди московских ополченцев были поэты В.А. Жуковский, П.А. Вяземский, А.С. Грибоедов, редактор "Русского вестника" С.Н. Глинка и другие известные в России люди [4, с.379].
В середине июля в Петербургской и Новгородской губерниях было приступлено к формированию народного ополчения. В Петербургской губернии, как и в Московской, была принята самая высокая норма представления ратников в ополчение. Всего намечалось поставить от Петербургской губернии 13 643 человека. Ополчение составлялось из конных и пеших воинов.
Одновременно с Петербургским ополчением создавалось и ополчение Новгородское. 14 июля дворянское собрание определило сформировать ополчение численностью в 10 тыс. человек с участием городского населения. Тут же был избран Комитет ополчения. 21 июля дворянское собрание с участием уездных предводителей избрало командиров полков. Начальником Новгородского ополчения был избран генерал от инфатерии Н.С. Свечин. Прочие офицерские чины избирались дворянством по уездам. Сотни и тысячи крестьян, ремесленников и горожан-патриотов все же были лишены возможности добровольно поступить в ополчение. Создание пехотных, кавалерийских, артиллерийских резервов, массовый характер ополчения дали возможность Кутузову успешно решить одну из центральных стратегических проблем [5, с.30].
В момент контрнаступления русской армии, ополчение 1 округа, участвовало во всех известных битвах: Тарутинская битва, Малоярославское сражение, битва под красной, Битва у Вязьмы, Березинская битва. Также ополчением было самостоятельно освобождено много городов и селений. Многие ополченцы были заняты в конвоировании пленных. И после изгнания врага за приделы русских границ большая часть ополчения 1 округа осталась в губерниях, где занялась восстановлением разрушенного.
Витгенштейн на Петербургском направлении, до прихода в его расположение ополченцев терпел большие неудачи, он не смог овладеть Полоцком. Корпус Витгенштейна в течение трех месяцев своими активными действиями отвлекал значительные силы противника. В конце сентября корпус был подкреплен ратниками Петербургского и Новгородского ополчений и частями генерал-лейтенанта Штейнгеля.
Наступило 6 октября 1812 г.- день сражения за освобождение Полоцка, совпавший по времени с Тарутинским сражением. Ранним пасмурным утром раздались пушечные выстрелы и ружейный треск в лесу недалеко от Юревичей - это вступил в бой авангард генерал-лейтенанта Берга. После ожесточенных схваток левый берег р. Полоты был очищен от противника.
7 октября 1812 г. неприятель с утра попытался атаковать авангард русских войск, но был отброшен. Под огнем русской артиллерии французы вынуждены были оставить внешнюю линию обороны. Тем временем отряд генерал-майора Алексеева, в состав которого входила 15-я дружина, атаковал противника при Струйне. Потеряв внешнюю линию укреплений, неприятель ушел в город. Понимая, что удержаться в Полоцке не удастся, французский военачальник Сен-Сир решил в ночь на 8 октября начать переправу через р. Двину. Однако ему и это не удалось сделать в спокойной обстановке.
В 2 часа ночи с 7 на 8 октября начался штурм. Первыми в объятый пламенем город ворвались части генерал-майора ВластоваДибича и полковника Редигера. Следуя за авангардом, 12-я дружина, несмотря на сильный ружейный огонь, перешла по мосту "во 100 шагов длиною, ведущему к заставе у р. Полоти, бросилась на палисады, срубила их топорами и первая вошла в город". Ворвавшись в город, она вступила в рукопашную схватку с неприятелем. Вслед за 12-й дружиной вошли 14, 3 и 9-я дружины [2, с.170].
Неприятель оказывал ожесточенное сопротивление на улицах Полоцка. Он цеплялся за каждый дом, на главной улице развернулось настоящее сражение. Неприятельская батарея открыла огонь по рядам русских воинов. Однако это не остановило ратников 12-й дружины. "Трижды русские ополченцы, образовывавшие фронт атаки, устремлялись на орудия, трижды они были отбиты... вот они уже овладевают несколькими из наших орудий. Они остаются победителями. Наши солдаты, изнемогая от усталости и от лишений, покрытые ранами, отступают",- писал в своих воспоминаниях французский маркиз Пастори. К утру 8 октября весь город был очищен от неприятеля.
4 ноября 1812 г. Витгенштейн зачитал войскам письмо Кутузова, в котором давалась высокая оценка успехов русской армии под Полоцком и Чашниками.
10 ноября корпус Витгенштейна после восьмидневного отдыха выступил из местечка Чашники. 14 ноября к главным силам Витгенштейна присоединился отряд генерал-адъютанта Голенищева-Кутузова. Через пленного полковника гусарского полка узнали, что Наполеоннаходится у Борисова и что его войска переправляются через р. Березину под прикрытием корпуса Виктора. 15 ноября корпус Витгенштейна вместе с ополчением выступил к Борисову. Действовавший в авангарде отряд Штейнгеля отрезал часть арьергарда корпуса Виктора, а вечером у Борисова неприятель был атакован главными силами и разбит. Были захвачены большие трофеи и пленные.
В сражении 15 ноября отличилась 2-я бригада Новгородского ополчения и в особенности 4, 6 и 11-я дружины, действовавшие в авангарде генерала Штейнгеля.
На следующий день, 16 ноября, части генерал-лейтенанта Берга начали сражение у переправы через Березину. С первой позиции неприятель к 10 часам был выбит. Для атаки второй позиции, более сильной, требовалось подкрепление. Тут и подоспел отряд генерал-майора Фока, который принял на себя сильные контратаки противника и отбил их картечными выстрелами. Затем противник предпринял отчаянную кавалерийскую атаку четырьмя эскадронами. Однако Воронежский полк и 15-я дружина Петербургского ополчения, подпустив противника на очень близкое расстояние, открыли дружный огонь и с криком "Ура!" ударили в штыки, своевременно выручив свои пушки [6, с.560].
В мужестве и неустрашимости не отставали и новгородские воины. Во всех сражениях, свидетельствует документ, эти ратники находились "в самых опасных местах, сохраняя мужество, и были отлично храбры".
17 ноября с рассветом бои возобновились. Неприятель с остатками уцелевших после переправы войск, почти полностью потеряв обоз и артиллерию, спасался бегством. Но, отступая, он уничтожил за собой мост. Восстановление моста снова выпало на долю ополчения. Но чтобы приступить к восстановительным работам, требовалось очистить пространство перед мостом, которое "более чем на квадратную версту загромождено было обозом, состоящим из карет, колясок, дрожек, фур и повозок, нагруженных похищенным богатством Москвы... Все место сражения и все пространство, занимаемое обозом, было усеяно убитыми или умирающими...", - свидетельствует Штейнгель. Трем дружинам Петербургского ополчения пришлось потратить целый день на очистку пути к мосту.
20 ноября войска Витгенштейна и Чичагова соединились. 17 декабря корпус Витгенштейна вышел на границу с Пруссией и занял Юрбург. Здесь были оставлены 13-я и 15-я дружины Петербургского ополчения для несения гарнизонной службы. 14-я дружина Петербургского ополчения была оставлена для тех же целей в Вилькомире, в Кайданах были оставлены 10-я и 11-я дружины под командованием полковника Алалыкина. Для конвоирования пленных была выделена 8-я дружина полковника Дубейского.
Итак, в середине декабря закончились боевые действия ополчения II округа в пределах России. Петербургское и Новгородское ополчения вместе с войсками Витгенштейна вступили на территорию Пруссии. В тяжелых сражениях из рядов ополчения выбыло убитыми 814 человек, без вести пропавшими 710 и ранеными 1524 человека [5, с.89].
Неслыханное поражение наполеоновских полчищ в России послужило сигналом к освобождению народов Европы. Поражение Наполеона поколебало устои его империи и предопределило затем ее крушение. По окончании Отечественной войны боевая деятельность ополчения в качестве резервной силы не прекращается. Вместе с армией многие полки ополчений пошли в заграничный поход и приняли участие в освобождении народов Западной Европы от наполеоновского ига.
младший научный сотрудник экспозиционно-выставочного отдела ГУ "Национальный историко-культурный музей-заповедник "Несвиж" (Беларусь) Карпач Ольга Николаевна
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Народное ополчение в Отечественной войне 1812 года: Сб. док. М., 1962.
2. Бабкин В.И. Народное ополчение в Отечественной войне 1812 года. М., 1962.
3. Бескровный Л. Отечественная война 1812 года. М., 1962.
4. Жилин П.А. Гибель наполеоновской армии в России. М., 1968.
5. Жилин П.А. Отечественная война 1812 года. М., 1928.
6. Тарле С.В. 1812 год. М., 1961.
Постоянный адрес новости: belarus.regnum.ru/news/1598991.html

Комментариев нет:

Отправить комментарий