пятница, 30 ноября 2012 г.

Польша готовится завладеть одним из крупнейших российских частных собраний


 Взгляд

Уникальная частная коллекция произведений искусства стоимостью 2 млрд долларов может быть вывезена в Польшу. В течение 150 лет несколько поколений семьи известного художника Элия Белютина собирали и хранили ценнейшие артефакты в Москве. Теперь же полотна Леонардо да Винчи, Рембрандта, Тициана, Эль Греко, Рубенса, Ван Дейка и Веласкеса должны быть переданы польским дипломатам.

Между Италией и Россией

Скандал вокруг уникального собрания произведений искусства развернулся в начале 2012 года, после смерти его владельца Элия Белютина. Выяснилось, что художник завещал часть своей знаменитой коллекции Польскому государству. Эту идею полностью поддержала вдова художника Нина Молева, в августе этого года вступившая в права наследования. Подписание дарственной от вдовы в адрес польской стороны должно было состояться в октябре, но встреча по какой-то причине была отменена. Есть версия, что Польша решила взять тайм-аут, чтобы к моменту официальной передачи российской коллекции снизить градус скандальности и подготовить более благоприятный информационный фон.

Отслеживающие эту историю польские и другие европейские СМИ в своих статьях называют Белютина и Молеву «семьей поляков», волею случая заброшенных в Россию. Однако это далеко не так. Как рассказывала сама Нина Молева в интервью десятилетней давности, уникальную коллекцию начал собирать дедушка ее мужа, художник московской конторы императорских театров Иван Егорович Гринев, еще 150 лет назад. Имея высокие доходы, Гринев проводил много времени на европейских аукционах, приобретая и привозя в Россию предметы искусства. Мечтой коллекционера, как рассказывает Нина Молева, было открыть в Москве совместно с французами бесплатный художественный музей, наподобие Третьяковской галереи или музея Щукина.

Во время революции коллекция Гринева была надежно спрятана и спасена тем самым от расхищения. После смерти коллекционера его дочь вышла замуж за итальянца Микеле Белуччи, ставшего в России Михаилом Белютиным. Когда у молодой семьи родился сын, его по просьбе итальянского дедушки – известного оперного дирижера Паоло Стефано – назвали Элигием (сокращенно – Элием). В благодарность за внука дирижер прислал в Москву полотно «Мадонна с младенцем и Иоанном Крестителем» кисти Джованни Батиста.

Михаил Белютин продолжил пополнять коллекцию тестя, скупая предметы искусства на аукционах, где распродавалось конфискованное из дворцов русских царей имущество. Так в коллекцию попали полотна Веронезе и Тициана.

Военные тайны картин Белютина

Семейную традицию продолжил и повзрослевший Элий Белютин, успевший к тому моменту повоевать на фронте, получить ранение и жениться на Нине Молевой, наследнице не менее богатого собрания ценностей. Коллекция Молевых, начатая дедом Нины, царским генералом, располагалась в их московском доме. Вскоре в этот дом была перевезена и бесценная коллекция Белютиных.

Известно, что после войны собрание Белютина и Молевой пополнилось рядом уникальных полотен и других ценностей, источники которых, правда, так и остаются загадкой. Как пишет «Коммерсантъ», существуют данные о службе Белютина в контрразведке, где он в послевоенные годы якобы занимался перемещенными ценностями. Отсюда, полагают некоторые эксперты, и попали в его коллекцию работы Рембрандта и Тициана, которым позавидовали бы и тайные запасники ГМИИ имени Пушкина. Однако версия эта не имеет доказательств, как невозможно и подтвердить законность «перемещения» этих ценностей в частную коллекцию художника.

После распада СССР московские власти не раз предлагали семье художника открыть свою галерею, чтобы сделать ее сокровищницу достоянием широкой публики. Белютин и Молева вроде бы соглашались, даже обсуждали детали, встречались с чиновниками, выбирали помещение для экспозиции... но от идеи в итоге отказались. А коллекция осталась за закрытыми дверьми в старинной квартире на Арбате, в импровизированном музее, где художник лишь изредка и для избранных проводил экскурсии.

Дипломатический детектив

Нина Молева не раз говорила в интервью о своем долге перед предками. Она рассуждала, кому оставить бесценное наследство – московским или федеральным властям. В качестве крайней меры упоминались дальние родственники, но появление в завещании Белютина Польского государства стало для всех полной неожиданностью.

Дело даже не в русско-итальянском происхождении коллекционера и коллекции, а в том, что за долгие годы творчества, за все время жизни при советской и российской власти Элий Белютин ни разу не побывал в Польше. Туда ездила только его жена. В 2000 году после инаугурации Владимир Путин торжественно наградил Элия Белютина Орденом Почета, одной из самых высоких наград в Российской Федерации. Позже, во время своего визита в Москву, президент Польши Александр Квасневский вручает Белютину свою награду – королевский крест Ордена Возрождения Польши. Таким же крестом была награждена и Нина Молева, но на этот раз вручение проходило в Варшаве.

Параллельно на коллекцию начала притязать и третья сторона – литовская. Эти претенденты не стали хитрить и выискивать следы литовской крови у предков Белютина и Молевой, а действовали напрямик. Как сообщают СМИ, Альгирдас Бразаускас, бывший в то время президентом Литвы, лично пришел в квартиру коллекционеров и протянул им два свежих литовских паспорта. В обмен на коллекцию Бразаускас предложил Белютину и Молевой гражданство и квартиру в Вильнюсе.

Судя по тому, что происходит сегодня, пока в охоте за российскими сокровищами побеждает польская сторона. Однако Варшаву ожидает еще одна сложность: по российским законам, на такого рода дарственные налагается 30-процентный налог. Если оценщики подтвердят стоимость коллекции в пределах 1,5–2 млрд долларов, то полякам придется выплатить в российский бюджет от 450 до 600 млн долларов.

Очевидно, зная это, польская сторона попытается занизить стоимость предметов искусства. Как утверждают некоторые эксперты, существует опасность, что если дипломаты двух стран так и не придут к компромиссу, коллекция будет вывезена за пределы Российской Федерации тайком, при помощи польских спецслужб. И тогда Россия лишится не только уникальных произведений искусства, но и многомиллионных поступлений в бюджет. 

Комментариев нет:

Отправить комментарий