воскресенье, 5 октября 2014 г.

Об истоках украинского сепаратизма

flag Baikal
Друзья, в библиотеке нашего православного прихода обнаружила весьма любопытное издание - сборник "Украинский сепаратизм в России. Идеология национального раскола", сост. М.Б. Смолин. М., 1998, Редакция журнала "Москва".

Тема животрепещущая, авторы интересные. Среди них - князь А.М.Волконский, профессора П.М. Богаевский, И.А. Линниченко, Т.Д. Флоринский...

Не могу не поделиться выдержками из вступительной статьи Михаила Смолина.
Конечно, я не историк, и возможно, знающие люди меня засмеют. Тем не менее, косвенные подтверждения верности многих умозаключений Смолина неоднократно встречала в польской научной литературе и публицистике.

Итак, все оказалось очень сложно и очень просто...

М.Б. Смолин

"УКРАИНСКИЙ ТУМАН ДОЛЖЕН РАССЕЯТЬСЯ, И РУССКОЕ СОЛНЦЕ ВЗОЙДЕТ"

Украинофильство в России. Идеология раскола.

"В 1912 г. выдающийся русский юрист, профессор, доктор международного права Петр Евгеньевич Казанский писал:
"Мы живем в удивительное время, когда создаются искусственные государства, искусственные народы и искусственные языки".

Появление таких понятий, как Малая Русь, Великая Русь, малорус, великорус и т.п., надо относить ко временам после татарского нашествия. Единая Русь была расчленена врагом на Русь Северную, Владимиро-Суздальскую, преобразовавшуюся позже в Московскую, и на Русь Юго-Западную - Галицко-Волынскую, вошедшую затем в Русско-Литовское государство, а после Унии Литвы с Польшей - в Речь Посполитую. Но при этом жизнь церковная и политическая расчлененных частей единой Руси не прекратилась. Церковная власть Константинопольского патриархата над Русской Православной Церковью, которая тогда существовала как епархия этой патриархии, признавалась как в Северной Руси, так и в Юго-Западной. Продолжали существовать и политические сношения обеих частей Руси с византийским императором. Необходимость общения с раздробленной на две части Русью заставила византийских церковных государственных деятелей в своих письменных документах различать одну Русь от другой, дав каждой определенное наименование. Византийцы применили готовые географические термины классической древности: страна Малая и страна Великая. Эти географические термины обозначают то, что Малой землей называют первоначальную метрополию какого-нибудь народа, а Великой - земли, колонизированные из этой метрополии этим же народом.

Исследователи "украинства" относят появление слова "Украина", в значении имени собственного, а не нарицательного, к концу XVII века, когда после Переяславской рады 1654 г. и в "вечного мира" Русского государства с Польшей, заключенного в 1686 году (по которому Левобережная Малороссия с Киевом отошла в вечное владение Русского государства), поляки поняли, какую реальную опасность несет единоверие и единоплеменность жителей польских украин и Русского государства. Стремясь подавить желание русских людей, живущих в Польше, воссоединиться с Русским государством, польские ученые все свои усилия направляли на доказательство того, что в Польше нет русских, а есть особая, "украинская" национальность. В историографии наиболее распространено мнение о польском влиянии в деле отторжения Малороссии от России и формирования украинофильского движения.

Суммируя эти мнения, можно повторить за одним из исследователей этого вопроса, что поляки "взяли на себя роль акушерки при родах украинского национализма и няньки при его воспитании".

"Не получилось бы никаких всходов, - пишет исследователь "украинства" Н.И. Ульянов, - и на почве увлечения казачьей словесностью, если бы садовник-история не совершила прививку этой отрезанной от павшего дерева ветке к растению, имевшему корни в почве XIX века. Казачья идеология привилась к древу российской революции, и только от него получила истинную жизнь. То, что самостийники называют своим национальным возрождением, было ничем иным, как революционным движением, одетым в казацкие шаровары".

С момента разделения Польши мировыми державами начинается большая политика вокруг "украинского" вопроса.

Первую прививку "украинское возрождение" получило от поэтов-декабристов, воспевавших вольности казачества, вроде К.Ф. Рылеева. Его стихи о казаках пользовались не меньшей известностью среди сепаратистов, чем поэзия Шевченко.
Появление "украинства" также было тесно связано с поляками и их борьбой за самостоятельность Польши. Первоначально "украинство" как движение зародилось в Уманском кружке польской молодежи - ученых и поэтов, воспитанников Базилианского училища (Северин Гощинский, Богдан Залеский, Михаил Грабовский), которые считали себя "украинцами", но, как чистокровные поляки, писали все-таки по-польски. Кружок после разгрома польского восстания в 1831 году прекратил свое существование, но его идеи были подхвачены другими молодыми людьми, которые в Киеве в 1840-х годах создали тайное общество - Кирилло-Мефодиевское братство. Они бредили древними вольностями запорожского казачества и мечтали о республиканском строе для каждого славянского народа, со всеми демократическими "свободами" без исключения. Главными деятелями братства были Н.И. Гулак, Н.И. Костомаров, П.А. Кулиш (с детства находился под влиянием Грабовского) и Т.Г. Шевченко (бредил польской революционной поэзией.

Наследницей революционной деятельности "украинского движения" стала организованная в Киеве в сер. 80-х годов "Громада". Главными организаторами ее были историки, приват-доценты университета: М.П. Драгоманов (русский полтавец), В.Б. Антонович (поляк) и автор украинского" гимна (по образцу польского) "Ще не вмерла Украiна"этнограф П.П. Чубинский (русский полтавец). Таково развитие "украинского движения" в пределах Российской Империи.

Австрийский губернатор Галиции, граф Стадион в 1848 г. обратил внимание Вены на опасность называть русскими галичан, после чего австрийские власти стали официально именовать русских галичан рутенами. Известны слова графа Стадиона, сказанные в том же году русской депутации:
"Вы можете рассчитывать на поддержку правительства только в том случае, если захотите быть самостоятельным народом и откажетесь от национального единства с народом вне государства, именно в России, то есть если захотите быть рутенами, не русскими".

Началось образование антирусской Руси. Усилилась борьба с русским литературным языком, с русскими книгами - распространение того и другого приравнивалось к государственной измене. Много русских патриотов было посажено в тюрьмы. Под покровительством венского правительства возникла "украинская партия", расколовшая единство русских в Прикарпатье (Галиция, Буковина и Угорская Русь).

Национальной доктриной этого своеобразного "украинского Пьемонта" стала русофобия. "Если у нас идет речь об Украине, - писали галицкие украинофилы, - то мы должны оперировать одним словом - ненависть к ее врагам... Возрождения Украины - синоним ненависти к своей жене-московке, к своим детям-кацапчатам, своим братьям и сестрам-кацапам, к своему отцу и матери-кацапам. Любить Украину - значит пожертвовать кацапской родней". (Ульянов Н.И. Происхождение украинского сепаратизма", с. 234)

В Австро-Венгрии стал разрабатываться из местных простонародных говоров искусственный язык. Все это было направлено на отделение прикарпатских русских Российской Империи и на создание из галичан антирусской силы.

"Бросим огни и бомбы за Днепр и Дон, в самое сердце Руси; возбудим ссоры в самом русском народе, пусть он разрывает себя собственными когтями. По мере того как он ослабляется, мы крепнем и растем".
(Из "завещания" Юлиуша Мерошевского, польского националиста и врага России).

Девяностые годы XIX века стали временем окончательного отречения "украинства" от всего русского, и даже от Православия. "Украинство"  окончательно связало свою судьбу с восточной политикой Австро-Венгрии, которая сама давно уже двигалась в фарватере большой политики Германии.

Необходимо было "исправить" русскую историю, отыскав в веках "украинцев" и изобретя им "достойный" язык общения.
В это время на политической сцене появляется один из главнейших идеологов "украинства" - Михаил Сергеевич Грушевский (1866 - 1934), выписанный австрийским правительством по рекомендации В.Б. Антоновича из Киева и приехавший в 1894 году во Львов. Грушевский преподавал в австрийских учебных заведениях "украинскую историю" и занимался реформированием и организацией "украинского движения", созданием его идеологии. Он сильно в этом преуспел. До него в среде "украинства" велись споры - каким именем заменить название малорос и Малороссия. Именно ему принадлежит "честь" поставления в нем всех точек над i. Малоросы были им переименованы в "украинцев", а Малороссия - в "Украину", в значении имени собственного, а не нарицательного, как можно было бы употреблять эти слова. На совести Грушевского лежит также большой вклад в изобретение особого "украинского языка": отказавшись от церковно-славянских слов, он заменил их польскими (через польский язык он ввел много латинских, французских и немецких слов), но с соблюдением малорусского произношения. Этим "языком" (о котором Стороженко - его критик - говорил, что это польский язык, в котором польские звуки приспособлены к малорусскому выговору) написана Грушевским 10-томная "История Украины - Руси", пестрящая "украинцами" и "украинскими" князьями. Все деятели "украинства", как и сам Грушевский, по своим политическим убеждениям были социалистами-революционерами и тесно сотрудничали с еврейским мировым революционным движением".

Если Вы заинтересовались темой - вот продолжение статьи.
Сканы кликабельны. Качество средненькое, но читать можно. ;)






Комментариев нет:

Отправить комментарий