В своём анализе событий на Украине и вокруг неё великое множество экспертов, наблюдателей и знатоков упускают из вида главное, делая два неверных допущения. Первое - что главными причинами важнейших событий внутри и вокруг Украины являются личные качества и характер президента России Владимира Путина, или президента США Барака Обамы, или их обоих; второе - что Путин претворяет в жизнь некий план.
В действительности всё несколько иначе. Международные отношения – явление сложное. Решения, принимаемые главами государств, определяются запутанной паутиной внутренних и международных факторов и обстоятельств. Разумеется, лицо наверху и его мировоззрение, лидерские качества и стиль руководства являются ключевыми факторами последней инстанции, но объяснение преобразующих событий через призму поведения и действий одного человека будет чрезмерным упрощением и обязательно упустит из виду главное.
То, что учёными мужами воспринимается как «амбиции, высокомерие и раздражительность» Путина, и «слабость, безразличие и отстранённость» Обамы – не проявления капризного поведения. Скорее, это идеологически обусловленные ярлыки для обозначения поведения, основанного на убеждениях, мнениях и ценностях, которые выработались на основании их личного опыта, настроений внутри их стран, а также их давней и недавней истории.
Путин проницателен, умён и расчётлив. Он может быть или не быть против Запада, но в его отношении он точно не руководствуется чувствами. Ему не нравится, когда ему велят играть по правилам, которые Запад сам избирательно игнорирует, обходит и нарушает.
«Место, которое по праву принадлежит» России
Он считает, что когда он пришёл к власти, Россия была на грани распада, а он вернул России место в мире, которое ей принадлежит по праву. Он считает, что Запад изменил своему обещанию считаться с интересами России в сфере безопасности и по-прежнему нацелен на ослабление России.
Обама тоже проницателен, умён и расчётлив. Он считает, что восстановил имидж и репутацию Америки, которым в результате двух незавершённых войн был причинён огромный ущерб. Он постоянно слышит, что американский народ устал от дел за рубежом и выполнения полицейских функций в мире. Таким образом, конфронтации он предпочитает сотрудничество; вместо того, чтобы вводить войска, будет руководить из-за спины; и уж точно больше расположен к взаимодействию, чем к принуждению.
Возрождает ли Россия свою империю?
На стороне тех, кто верит в существование российского плана – т.е. в возрождение империи, пусть и в усечённом варианте – стоит сама история. Действительно, возродиться не смогла ни одна империя, кроме русских, которые проделали это четыре раза в истории.
Уолтер Рассел Мид проводит на страницах The American Interest параллели с тем временем, когда российское государство рухнуло, и был создан Советский Союз.
«Ленин и Сталин смогли восстановить царскую империю, – пишет Мид.– Во-первых, потому что добились успеха в создании в России сильного государства; во-вторых, потому что многие отсоединившиеся государства были расколоты и слабы; и, наконец, потому что благоприятная международная обстановка характеризовалась относительно небольшим количеством действенных барьеров для повторного утверждения Москвой своей власти».
Мид считает, что те же самые условия имеются в наличии и сегодня.
Я не согласен по ряду причин. Одна – это то, что Путин – реалист, и он представляет себе способности и ограничения России. Вторая – даже если эти условия существуют, они не обязательно означают повторение истории. Третья причина заключается в том, что эти условия качественно и сравнительно отличаются от тех, что были в начале предыдущего столетия.
В сравнении с США и ЕС Россия сегодня гораздо слабее в военном, экономическом и внутриполитическом отношении, чем в начале прошлого века.
Сегодня у республик из состава рухнувшей империи уже двадцатилетний опыт независимости, в сравнении со всего двухлетней задержкой между крахом Российской Империи и образованием СССР. В эти 23 года большинство бывших советских республик в тот или иной момент бросало вызов России по тому или иному вопросу. Даже неохотное согласие Армении вступить в Таможенный Союз не следует истолковывать как признак готовности стать частью будущей империи.
И, наконец, международная обстановка в настоящее время гораздо менее благоприятна. Польша, страны Балтии и бывшего восточно-европейского блока являются членами НАТО. Украина и Грузия перенесли боль и сохранили свои позиции на пути в НАТО и ЕС.
Корень конфликта
И в этом кроется корень конфликта. У России на карту на Украине поставлена её безопасность. Не русское меньшинство, не торговля и не энергетика.
Тревоги России по поводу безопасности не могут быть оставлены без внимания. Свою безопасность Россия определяет категориями буферных зон по её периметру, особенно в западном и северо-западном направлениях.
Возрождает ли Россия свою империю?
С момента падения Берлинской стены границы НАТО и ЕС двигались на восток. Выраженная при молчаливом согласии Запада готовность Украины и Грузии стать членами НАТО и ЕС потенциально может вывести эти организация к границам России, на этот раз с запада и юга. Неслучайно, что два вторжения России в страны в непосредственной от неё близости произошли в августе 2008 года в Грузию и совсем недавно – на Украину.
Многие ветераны американской внешней политики, в том числе такие почтенные старейшины как Джордж Кеннан, Генри Киссинджер и Збигнев Бжезинский, в один голос предупреждали о цене игнорирования последней черты России. И Украина, и Грузия представляют собой последнюю крайнюю черту России.
Путин не может совсем не обращать внимания на международные санкции, но в то же время не может показаться слабым в глазах российского народа, поддавшись «угрозам» и «вторжению» Запада в области, которые воспринимаются как традиционно российская сфера влияния. Обама, в свою очередь, не может пренебречь нежеланием американского народа вступать в конфликты, но в то же время не может показаться слабыми и безучастным в глазах стран НАТО и других своих союзников. Это несоответствие и цепь заблуждений со всех сторон может поставить под угрозу баланс сил в различных частях мира.
Хотя санкции и оказывают некоторое экономическое воздействие на Россию, дальнейшее закручивание гаек не изменит существенным образом механизма принятия решений Путиным. Настало время для того, чтобы основные игроки увидели вещи такими, какие они есть, заглянули дальше истории и личностей, вышли за рамки мышления игр с нулевой суммой прошлого. Всё проще, откровеннее и очевиднее, чем кому-либо хотелось нас убедить.
Вардан Осканян – депутат Национального собрания Армении, бывший министр иностранных дел и основатель ереванского Фонда Civilitas.
В действительности всё несколько иначе. Международные отношения – явление сложное. Решения, принимаемые главами государств, определяются запутанной паутиной внутренних и международных факторов и обстоятельств. Разумеется, лицо наверху и его мировоззрение, лидерские качества и стиль руководства являются ключевыми факторами последней инстанции, но объяснение преобразующих событий через призму поведения и действий одного человека будет чрезмерным упрощением и обязательно упустит из виду главное.
То, что учёными мужами воспринимается как «амбиции, высокомерие и раздражительность» Путина, и «слабость, безразличие и отстранённость» Обамы – не проявления капризного поведения. Скорее, это идеологически обусловленные ярлыки для обозначения поведения, основанного на убеждениях, мнениях и ценностях, которые выработались на основании их личного опыта, настроений внутри их стран, а также их давней и недавней истории.
Путин проницателен, умён и расчётлив. Он может быть или не быть против Запада, но в его отношении он точно не руководствуется чувствами. Ему не нравится, когда ему велят играть по правилам, которые Запад сам избирательно игнорирует, обходит и нарушает.
«Место, которое по праву принадлежит» России
Он считает, что когда он пришёл к власти, Россия была на грани распада, а он вернул России место в мире, которое ей принадлежит по праву. Он считает, что Запад изменил своему обещанию считаться с интересами России в сфере безопасности и по-прежнему нацелен на ослабление России.
Обама тоже проницателен, умён и расчётлив. Он считает, что восстановил имидж и репутацию Америки, которым в результате двух незавершённых войн был причинён огромный ущерб. Он постоянно слышит, что американский народ устал от дел за рубежом и выполнения полицейских функций в мире. Таким образом, конфронтации он предпочитает сотрудничество; вместо того, чтобы вводить войска, будет руководить из-за спины; и уж точно больше расположен к взаимодействию, чем к принуждению.
Возрождает ли Россия свою империю?
На стороне тех, кто верит в существование российского плана – т.е. в возрождение империи, пусть и в усечённом варианте – стоит сама история. Действительно, возродиться не смогла ни одна империя, кроме русских, которые проделали это четыре раза в истории.
Уолтер Рассел Мид проводит на страницах The American Interest параллели с тем временем, когда российское государство рухнуло, и был создан Советский Союз.
«Ленин и Сталин смогли восстановить царскую империю, – пишет Мид.– Во-первых, потому что добились успеха в создании в России сильного государства; во-вторых, потому что многие отсоединившиеся государства были расколоты и слабы; и, наконец, потому что благоприятная международная обстановка характеризовалась относительно небольшим количеством действенных барьеров для повторного утверждения Москвой своей власти».
Мид считает, что те же самые условия имеются в наличии и сегодня.
Я не согласен по ряду причин. Одна – это то, что Путин – реалист, и он представляет себе способности и ограничения России. Вторая – даже если эти условия существуют, они не обязательно означают повторение истории. Третья причина заключается в том, что эти условия качественно и сравнительно отличаются от тех, что были в начале предыдущего столетия.
В сравнении с США и ЕС Россия сегодня гораздо слабее в военном, экономическом и внутриполитическом отношении, чем в начале прошлого века.
Сегодня у республик из состава рухнувшей империи уже двадцатилетний опыт независимости, в сравнении со всего двухлетней задержкой между крахом Российской Империи и образованием СССР. В эти 23 года большинство бывших советских республик в тот или иной момент бросало вызов России по тому или иному вопросу. Даже неохотное согласие Армении вступить в Таможенный Союз не следует истолковывать как признак готовности стать частью будущей империи.
И, наконец, международная обстановка в настоящее время гораздо менее благоприятна. Польша, страны Балтии и бывшего восточно-европейского блока являются членами НАТО. Украина и Грузия перенесли боль и сохранили свои позиции на пути в НАТО и ЕС.
Корень конфликта
И в этом кроется корень конфликта. У России на карту на Украине поставлена её безопасность. Не русское меньшинство, не торговля и не энергетика.
Тревоги России по поводу безопасности не могут быть оставлены без внимания. Свою безопасность Россия определяет категориями буферных зон по её периметру, особенно в западном и северо-западном направлениях.
Возрождает ли Россия свою империю?
С момента падения Берлинской стены границы НАТО и ЕС двигались на восток. Выраженная при молчаливом согласии Запада готовность Украины и Грузии стать членами НАТО и ЕС потенциально может вывести эти организация к границам России, на этот раз с запада и юга. Неслучайно, что два вторжения России в страны в непосредственной от неё близости произошли в августе 2008 года в Грузию и совсем недавно – на Украину.
Многие ветераны американской внешней политики, в том числе такие почтенные старейшины как Джордж Кеннан, Генри Киссинджер и Збигнев Бжезинский, в один голос предупреждали о цене игнорирования последней черты России. И Украина, и Грузия представляют собой последнюю крайнюю черту России.
Путин не может совсем не обращать внимания на международные санкции, но в то же время не может показаться слабым в глазах российского народа, поддавшись «угрозам» и «вторжению» Запада в области, которые воспринимаются как традиционно российская сфера влияния. Обама, в свою очередь, не может пренебречь нежеланием американского народа вступать в конфликты, но в то же время не может показаться слабыми и безучастным в глазах стран НАТО и других своих союзников. Это несоответствие и цепь заблуждений со всех сторон может поставить под угрозу баланс сил в различных частях мира.
Хотя санкции и оказывают некоторое экономическое воздействие на Россию, дальнейшее закручивание гаек не изменит существенным образом механизма принятия решений Путиным. Настало время для того, чтобы основные игроки увидели вещи такими, какие они есть, заглянули дальше истории и личностей, вышли за рамки мышления игр с нулевой суммой прошлого. Всё проще, откровеннее и очевиднее, чем кому-либо хотелось нас убедить.
Вардан Осканян – депутат Национального собрания Армении, бывший министр иностранных дел и основатель ереванского Фонда Civilitas.
Комментариев нет:
Отправить комментарий