суббота, 31 мая 2014 г.

Легендарное предприятие сходит с орбиты


Айзен Тайчо



У нынешней России начала XXI века осталось не так много поводов для национальной гордости, объединяющей людей.
Но пока, как и в советское время, словами классика – «еще мы делаем ракеты» страна ещё имеет повод для гордости и связанно это с легендарным советским предприятием.
ОКБ-1,С.П.Королёва--легендарное предприятие которое принимало ключевое участие во всех основных достижениях ракетно-космической отрасли СССР и России.
Созданное по приказу Иосифа Сталина и руками С.П.Королёва оно стало ведущим предприятием ракетно-космической отрасли,настоящим символом мощи социализма и державы.
До сих пор педприятие занимает ключевую роль в ракетно-космической отрасли страны--но поводов им гордится уже нет....
ПРИВАТИЗИРОВАННОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ
РКК "Энергия"--так ныне называется королевское предприятие,сегодня это уже частично коммерческая структура с несколькими собственниками.
Списком собственников и их активы выглядят так:
Росимущество (38,22 %), управляющая компания «Лидер» (7 %) и ООО Инвестиционная компания «Развитие» (17,25 %), которое, в свою очередь, на 100 % принадлежит РКК «Энергия»
Более 20% акций предприятия опосредованно принадлежит самому предприятию (находится на балансе полностью подконтрольных ему 100%-ных дочерних фирм – ООО «ИК «Открытие» и ЗАО «ЗЭМ»)
 
Т.е. фактически этими акциями (правами, которыми наделены владельцы этих акций) управляет доблестный менеджмент РКК.
Этот меджемент--фактически группа частных собственников,взявших под контроль предприятие.
Остальная часть принадлежит иным «неизвестным собственникам»
Росимущество на 100% принадлежит государству,УК "Лидер"--частично принадлежит государству.
А вот инвестиционная компания "Развитие" которая руководит РКК "Энергия" является частично частным предприятием.
Предприятие приватизировали в 2000-х,немного неожиданно,тихо и быстро.Аргументировали приватизацию как и всегда передачей предприятия в руки "эффективных собственников".
Все это привело к новой волне деградации в ракетно-космической отрасли.
ЗАПЧАСТИ ДЛЯ РАКЕТ ИЗ САМАРСКИХ ГАРАЖЕЙ
Практически вся история РКК "Энергия" это история незначительных успехов,значительных неудач и скандалов.
Но обвинение в создании запчастей для ракет в...самарских гаражах стало нонсансом.Хотя в этом нет ничего удивительного.
В 2009 году было направлено в суд уголовное дело против заместителя главного конструктора ВКБ. Он обвинялся в подделке оборудования для космических ракет.
Заместителя главного конструктора ЗАО «Волжское конструкторское бюро» ракетно-космической корпорации «Энергия» подозревают в том, что в 2009 году он перевел часть космического заказа ВКБ в фирму, зарегистрированную на имя своего родственника.
Выяснилось следующее.
Замгенконструктора Михаил Фирсов убедил начальство, что это производство можно доверить фирме его родственников ООО "Энком", где главным технологом был сын Фирсова.
Предприятие не имело ни лицензии, ни специалистов, ни возможности выполнить договор качественно - фирма наладила производство в трех арендованных гаражах-ракушках в Самаре.
Таким образом РКК "Энергия" зная о положении дел экономила десятки милионов рублей на контрафакте...
Сумма ущерба составил порядка 14 млн рублей. Ущерб, нанесенный имиджу страны как космической державы, эксперты «ФедералПресс.Приволжье» оценить затруднились.
В 2008 году ЗАО «ВКБ» РКК «Энергия» получило госзаказ на разработку конструкторской документации и производство оборудования для ракетно-космических комплексов – двух блоков холодной продувки для армейских устройств и агрегата заливки терморегулирования и вакуумирования в рамках модернизации ракеты «РН-СОЮЗ».
Бюро подготовило конструкторскую документацию, выполнив часть заказа. Тем временем заместитель главного конструктора организовал компанию «Энком», учредителем которой выступил его родственник.
В октябре 2009 года подозреваемый убедил своего директора заключить договор на производство деталей с ООО «Энком». Это предприятие, не имея необходимой лицензии, изготовило агрегаты для ракет, за что получило свыше 14 млн рублей.
Нелегальную продукцию фирма производила в трех арендованных в Самаре гаражных боксах. К работе по сборке контрафактного оборудования подозреваемый привлек сотрудников конструкторского бюро.
«ООО «Энком» не имело лицензии на изготовление такого вида продукции, производственных мощностей и квалифицированных специалистов, в связи с чем продукция была изготовлена некачественная.
После изготовления она была выпущена под маркой другого предприятия, имеющего лицензию на ее производство».
Готовые образцы отправили в Челябинскую область. На вагонно-строительном заводе они прошли технические испытания.
После проверки комплектующие с соответствующими документами отправили в Москву и на Байконур, но заказчики - Роскосмос и Министерство обороны - комплектующие забраковали.
Даже по нынешним дрэковским меркам они оказались редкостным фуфлом.
Даже при повторных испытаниях оказалось, что для работы они не пригодны.
Агрегаты уже вернули назад, в Волжское конструкторское бюро. Чтобы исправить дефекты, руководство предприятия еще должно найти где-то 9 миллионов рублей.
Легализовать оборудование планировалось на Урале.
Но это еще не все--блоки для ракет тоже изготовяли контрафактным способом.
В ноябре 2012 года военная прокуратура ЦВО возбудила уголовное дело в отношении начальника военного представительства Минобороны, аккредитованного на Усть-Катавском вагоностроительном заводе.
Он обвинялся в том, что подписал документы о производстве блоков ракетных двигателей для Волжского конструкторского бюро, которые на самом деле на заводе не изготавливались.
В дальнейшем испытания агрегатов в Москве и Байконуре провалились.
«Проверки качества оборудования в Роскосмосе проходят в штатном режиме. Организована система контроля, которая и была применена в отношении этой продукции, если ее можно назвать продукцией.
Результаты и послужили для инициирования расследования», – пояснил «ФедералПресс.Приволжье»
Начальник пресс-службы Федерального космического агентства Алексей Кузнецов. От дальнейших комментариев в Роскосмосе воздерживаются до окончания процесса.
Уголовное дело после утверждения обвинительного заключения направлено в суд для рассмотрения по существу.
Самарец обвиняется в преступлениях, предусмотренных ч. 1 ст. 201 УК РФ (злоупотребление полномочиями) и п. «б» ч. 2 ст. 171 УК РФ (незаконное предпринимательство, сопряженное с извлечением дохода в особо крупном размере).
В этом в принципе нет ничего удивительного--законы рынка твердчт о постоянной максимилизации прибыли,сокращении издержек.
Половина производственных мощностей ракетно-космической отрасли были ликвидированны,оставшиеся ушли в "кустарное",нелегальное произвоство.
Что удивительного что у нас после этого падают "Булава"."Протоны" и другие дорогостоящие ракеты?
ФИНАНСОВАЯ "ЧЕРНАЯ" ДЫРА
История связанна с проектом "Морской старт"
Проект «Морской старт» берет начало в 1995 г., когда ведущие предприятия 4-х стран решили объединить усилия для создания международной компании, предоставляющей услуги по коммерческому запуску тяжелых космических аппаратов.
Участниками проекта стали американский «Боинг», российская РКК «Энергия», норвежский «Кварнер» и украинские «Южмаш» и КБ «Южное».
Первый пуск был удачно осуществлен в 1999 г.
С тех пор Проект «Морской старт» имеет солидную историю успешных пусков – по сегодняшний день произведено 33 пуска, из них – 31 удачный.
Интересный факт-когда речь идет о коммерческих запусках космо-аппаратов на них практически никогда не происходят аварии....
Капиталисты терять свои деньги не любят....а запуски на деньги государства(т.е.налогоплательщиков) как правило терпят неудачу.
Впрочем "Морской старт" стал еще и настоящей финансовой пирамидой.
Проект «Морской старт» к 2009 году подошел с 30-ю проведенными запусками в состоянии глубокого финансового кризиса.
С долгами (в прессе указывались суммы до 1,5 млрд. долларов США), многократно превышавшими годовую выручку, и с пониманием невозможности самостоятельного выправления ситуации.
Кроме этого, «выкристаллизовались» и оформились финансовые разногласия между партнерами по проекту – Боинг подал в суд на РКК иск о взыскании долга в сумме 122 млн. долларов США.
Сходная задолженность имелась у РКК и перед компанией «Кварнер».
Оказалось что РКК "Энергия" набрало долгов у западных фирм на сотни миллионов долларов...
Выход был либо в ликвидации предприятия и фиксации всеми участниками «заработанных» убытков, либо в попытке через санацию сохранить уникальный проект.
В результате в июне 2009 г. был подано заявление о добровольном банкротстве компании “Sea Launch” (юридического «лица» проекта) в соответствии с гл. 11 американского Кодекса о банкротстве.
Соответственно, прекратилась и производственная деятельность – компания на несколько лет «выпала» из плотного конкурентного пула основных поставщиков услуг по коммерческому запуску тяжелых космических аппаратов (весом более 5 тонн)
В который кроме нее входили европейская компания «Арианспейс» (с ракетой-носителем «Ариан-5») и международная компания с российским участием «Интернешнл Лонч Сервис» (с ракетой-носителем «Протон»).
После многомесячных переговоров, пройдя все необходимые этапы, в октябре 2010 г. компания, осуществлявшая проект, вышла из процедуры банкротства в соответствии с принятым кредиторами и утвержденным американским судом Планом реорганизации.
План предусматривал появление нового инвестора, который готов инвестировать единовременно более 155 млн.долларов США, большая часть из которых должна была пойти на расчеты с кредиторами.
Новым инвестором (опосредованно – через специально созданные «дочерние» и «внучатые» компании) и фактическим лидером проекта «Морской старт», осуществлявшим интеграцию всех составных частей и участников, стала РКК.
При этом менеджеры РКК смело приняли на себя ответственность не только за судьбу непосредственно своего предприятия и его дочерних обществ, но и за будущее многотысячных коллективов смежников.
Но, как показывает реальность, ноша оказалась слишком тяжела – не «по зубам».
Лихие атаки менеджмента РКК с целью взятия новой высоты вместо «виктории» привели к очередной «конфузии».
А дело было за малым – необходимо было выполнить План реорганизации, составной частью которого были определенные обязательства по показателям бизнеса – в т.ч. количество и сроки оплаченных заказчиками запусков космических аппаратов.
При этом экономический смысл (т.е. прибыльность) проект «Морской старт» имел только если число запусков в год превышало 4, что и было зафиксировано в Плане реорганизации.
Однако, взявшись за проект, руководящий менеджмент РКК фактически провалил работу по формированию портфеля твердых заказов – так называемого «манифеста запусков».
Исходный манифест, являвшийся частью Плана реорганизации, постоянно корректировался – причем всегда в сторону уменьшения.
А каждый непроданный запуск «весит» более 100 млн. долларов США.
Сейчас же вместо планировавшихся 4-5 запусков в год – фактически в 2011 г. по проекту «Морской старт» был осуществлен 1 запуск, на 2012-2013 г. есть твердые заказы только на 4 запуска (два из них осуществлены в 2012 г.).
Таким образом, за 3 года вместо планировавшихся 10, есть шанс запустить только 5 космических аппаратов, а дальше – «полная тишина и неизвестность».
А нет заказчиков – нет и финансирования. «Финансовая дыра» от пяти непроданных запусков – около 500 млн. долларов США.
И вот уже РКК бодро залазит в долговую яму, чтобы с учетом длительного (до 2-ух лет) производственного цикла оплачивать матчасть еще не проданных (и неизвестно – будут ли, а если будут проданы - то когда) услуг по запуску космических аппаратов.
Причем эта долговая яма сейчас в значительной мере еще не явная, а скрытая.
Так как заемщиком выступала в основном не сама РКК, а её «дочки» и «внучки», за которых РКК поручался перед кредиторами.
И в своей официальной отчетности РКК показывать эти долги не спешит.
А пока менеджмент РКК занимается «бегом по льдинкам во время ледохода» - закрывая один краткосрочный кредит новым кредитом на большую (с учетом процентов) сумму, наращивая как снежный ком кредиторскую задолженность.
Это означает, что менеджмент РКК азартно построил финансовую пирамиду, каждый новый виток которой все глубже погружает флагман в финансовую бездну
Космический бюджет страны за эти годы вырос почти в 7 раз! И главным его получателем была, как уже говорилось выше, "Энергия".
РАСШИРЕНИЕ И НОВЫЕ УБЫТКИ
Нельзя не заметить, что у руководящего менеджмента РКК сильна тяга к экономической экспансии.
В указанную тактику полностью укладывается передача в 2010 г. под управление РКК еще одного флагмана – на этот раз – мирового ракетного двигателестроения – ОАО «НПО Энергомаш им. академика В.П.Глушко».
В последние годы двигатели разработки или производства «НПО Энергомаш» использовались более чем на 45% ракет-носителей, запускаемых во всем мире, включая американские ракеты семейства «Атлас».
Однако само предприятие в силу ряда причин (в том числе освещенных в материалах проверок Счетной палаты) находилось далеко не в лучшем финансово-экономическом состоянии.
И каков же итог управленческой экспансии РКК?
С учетом того, что менеджмент РКК по привычке берется в основном за глобальные задачи, то и итоги получаются масштабными.
Как и непосредственно в РКК, результат управления «НПО Энергомаш» не менее печален и экономически впечатляющ – по итогам 2011 года предприятие зафиксировало чистый убыток в размере более 830 млн. руб.
Годом ранее убыток был 441 млн. руб. Так что тенденция, как говорится, налицо.
И государственное предприятие (а в собственности Российской Федерации находятся более 86% акций «НПО Энергомаш») фактически наносит ущерб основному акционеру, принося государству убытки.
При этом производственная деятельность «НПО Энергомаш» неизменно убыточна – в том числе убыточно производство двигателей РД-171М (для ракет-носителей «Зенит») и РД-180 (для ракет-носителей «Атлас»).
И, увеличивая программу выпуска (что само по себе при рентабельной работе могло бы быть положительным фактором), предприятие наращивает убытки, увеличивая финансовую «дыру», вероятно, в инфантильной надежде на помощь государства.
Однако в мире все взаимосвязано, и принимая на себя убытки (за счет низких цен реализации производимых двигателей), предприятие тем самым финансово помогает всем (или некоторым) участникам цепочки, ведущей к конечному потребителю, оплачивающему услуги по запуску космических аппаратов.
То есть, руководящий менеджмент РКК, опять-таки, управляя «НПО Энергомаш», фактически принимает решение за всех добросовестных российских налогоплательщиков– кому бы помочь деньгами за счет Государства Российского!
Текущая «цена» (капитализация) флагмана составляет 4,8 млрд.руб., в то время как, например, в 2010 году с апреля по декабрь она превышала 13 млрд.руб.
Таким образом, капитализация РКК уменьшилась в 2,8 раза. И это только в текущих ценах – без учета инфляции.
ГОСУДАРСТВО ТЕРЯЕТ МИЛАРДЫ ИЗ-ЗА ВОРОВАТЫХ СОСТВЕННИКОВ
Каков же «вклад» менеджмента РКК в это уменьшение?
Для этого надо посмотреть на динамику индекса ММВБ за тот же период. За это время индекс ММВБ не только не снизился, а вырос на 10%.
Это означает, что менеджеры РКК «науправляли» предприятием почти в 3 раза хуже своих коллег.
На этом государство – как основной акционер с долей в 38% от общего количества акций, щедро помогавшее флагману деньгами, только на снижении капитализации фактически потеряло более 3 млрд. руб.
И продолжает терять дальше. При этом «профессиональные» действия руководящих менеджеров РКК не позволяют надеяться на изменение этой негативной тенденции.
Так каковы же экономические промежуточные результаты деятельности руководящего менеджмента РКК?
В официальной отчетности РКК по российской системе бухгалтерского учета за 2011 год показана прибыль в сумме около 39 млн. долларов США (укажем в долларах для удобства сопоставления).
При этом за год отраженная кредиторская задолженность выросла больше чем на треть – до 1 млрд. долларов США.
Но это только обозначенная выше явная часть. В скрытой же пока от акционеров части (только по проекту «Морской старт») находится следующее:
– по итогам 2011 года чистый убыток, полученный по проекту «Морской старт» составил более 46 млн. долларов США;
– суммарная задолженность РКК только по проекту «Морской старт» (так как кредиты и займы получались в том или ином виде под поручительство РКК) – более 300 млн. долларов США;
– источник погашения задолженности в рамках проекта «Морской старт» (кроме как погружение в новые долги) отсутствует;
– финансовые претензии Боинга к РКК – 122 млн. долларов США.
ВИТАЛИЙ ЛОПОТА
Так кто же те люди, вышеобозначенные под нейтральным термином «руководящий» (или же просто) «менеджмент РКК», волею судьбы оказавшиеся на ключевых позициях отечественной космонавтики начала XXI века.
Оказывается, что уже более 7 лет всеми процессами «рулит» единоличный руководитель РКК – Виталий Александрович Лопота, президент и председатель правления РКК.
Виталий Лопота занимает пост президента и генерального конструктора РКК "Энергия" с 2007 года.
А также член совета директоров РКК, председатель совета директоров ОАО «НПО «Энергомаш», а также председатель советов директоров упоминавшихся выше «дочек» и «внучек» РКК, участвующих в проекте «Морской старт».
Виталий Лопота, в силу уставных документов, обладает всей полнотой власти и в полной мере ответственен за упоминавшиеся выше катастрофические результаты.
НА ПРЕДСЕДАТЕЛЯ ЗАВЕЛИ УГОЛОВНОЕ ДЕЛО
Совсем недавно ракета-носитель «Протон-М» со спутником «Экспресс-АМ4Р» упала на землю менее чем через минуту после старта.
Вскоре после этого следственное управление Следственного комитета России по ЦФО возбудило уголовное дело в отношении Виталия Лопоты, президента ракетно-космической корпорации "Энергия", головного предприятия Роскосмоса по пилотируемым программам.
Его обвиняют в превышении должностных полномочий и нанесении ущерба компании на 41 млн рублей.
Постановление о возбуждении дела было подписано еще 14 апреля. В основе дела лежат материалы, переданные в Следственный комитет сотрудниками ФСБ осенью прошлого года.
ФСБ, в свою очередь, руководствовалась материалами проверки, полученными от Роскосмоса по поводу проекта "Морской старт", который находится на содержании дочерних структур "Энергии".
Проверка "Морского старта" проводилась весной 2013 года по распоряжению вице-премьера Дмитрия Рогозина.
Поводом послужил громкий скандал, разразившийся после неудачного пуска ракеты-носителя "Зенит-3SL" со спутником связи Intelsat-27, который закончился аварией.
В ходе проверки в подведомственных Роскосмосу корпорациях были выявлены финансовые проблемы.
По версии следствия, в 2010 году "Энергия" взяла два кредита в коммерческих банках на сумму 5,2 млрд рублей под 8% годовых.
После этого дочерние структуры РКК "Энергия", "Энергия-Оверсиз" и ООО "Энергия-Лоджистикс" получили от нее льготные кредиты примерно под 5% годовых.
В результате за использование кредитных средств "Энергия" заплатила на 41 млн руб. больше, чем получила от "Энергия-Оверсиз" и "Энергия-Лоджистикс".
Дело против Лопоты возбуждено по ч. 1 ст. 201 УК РФ ("Использование лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, своих полномочий вопреки законным интересам этой организации").
ЧТО В ИТОГЕ
Результаты можно оценить так:
1.После приватизации владельцы РКК «Энергия» в лице самого меджемента компании резко сократили производственные мощности и перевели производство в «кустарные» нелегальные цехи
Подделывались запчасти вплоть до блоков космических станций
2.Находясь на гос.обеспечении фактически частная компания «Энергия» набрала кредитов у западных фирм(зачем если она на бюджете сидит?)
3.Компания провалила значительную часть гос.проектов став убыточной для бюджета страны.
Под убыточный проект «Морской старт» РКК «Энергия» уже набрала кредитов на сумму более 250 млн. долларов и это далеко не предел
И продолжает заниматься тем же самым. Так, например, БИН-банк предлагает РКК кредит в 25 млн. долларов на 4 года.
Правда, по драконовской ставке 12,4%, что принесет дополнительные убытки в размере более 12,4 млн. долларов. С кредитом, якобы, готов помочь и Сбербанк – обещают до 50 млн. долларов.
А с Собинбанком сейчас обсуждается бридж-финансирование в размере до 40 млн. долларов - начиная уже с ноября. Более того, это финансирование уже учтено во всех планах РКК как состоявшееся…
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Недавняя катастрофа с ракетой "Протон" лишь потверждает деградацию ракетно-космической отрасли.
Во главе легендарного предприятия стоит менеджмент из некометентных руководителей и мошенников готовых ради максимилизации прибыли попрать все законы и правила безопасности.
При И.Сталине таких собственников и близко не подпускали к стратегическим предприятиям,сажали и расстреливали за вредительство в производстве.
Но сегодня за это же им полагаются кресла начальников,гос.награды,премии и бонусы.
Чтобы подумал Сергей Павлович Королёв увидев это позорище?

Комментариев нет:

Отправить комментарий