4 февраля состоялось заседание думского экспертного совета по компьютерным играм. Стенограмму заседания можно прочесть здесь.
Поскольку в подготовке и проведении мероприятия принимали участие утята, позволю себе к публикуемым материалам сделать некоторые добавления.
Я предполагал, что встреча будет диалогом глухонемого со слепым, поэтому решил сделать небольшую вступительную речь, которую должен был прочитать представитель «Универсум Люденс».
«Универсум Люденс» («Universum Ludens») это фонд помощи и содействия игрокам в компьютерные игры. Я туда перенёс некоммерческую часть деятельности «Цифровой машины».
В переводе с латыни «universum ludens» это «игровая вселенная» или «играющая вселенная». Название перекликается с известной работой Хёйзинги «Хомо люденс». Ну и с «люденами» из мира Стругацких.
Что касается Стругацких, то Крылов недавно написал интересный финал их литературной вселенной. Правда я читал только первую часть и, боюсь, роль утят там будет отражена неполно или неправильно.
Текст предполагаемого вступления:
Не надо бояться геймера с ружьём
Темой нашего сегодняшнего заседания является взаимодействие между государственными органами и средствами массовой информации в области игровой индустрии и киберспорта.
С этой целью сюда приглашены представители ведущих игровых ресурсов, журналов, форумов и блогов. Я лично представляю фонд поддержки игроков в компьютерные игры «Универсум Люденс», а мой коллега - фирму «Цифровая машина», занимающуюся созданием специализированных социальных сетей и являющуюся одним из основателей нашего фонда.
Как мне представляется, в настоящий момент в области компьютерных игр наблюдается и с той и с другой стороны, - то есть и со стороны властей и со стороны игровых средств информации, - рассогласованность в степени компетентности, в уровне взаимных ожиданий и даже в общем представлении о предмете нашей встречи.
Не совсем ясно, почему так получилось, но у наших властей до сих пор превалирует настороженное и даже негативное отношение к игровой индустрии. Если проанализировать высказывания парламентариев и высоких должностных лиц, то там имеется целый ряд фобий. Позволю их себе перечислить.
Во-первых, само собой разумеющимся является представление о компьютерных играх как о потенциально опасных рассадниках асоциального поведения, агрессии, жестокости и чуть ли не терроризма.
Во-вторых, считается, что у игроков в компьютерные игры в массовом порядке развивается игровая зависимость, напоминающая наркоманию или алкоголизм. Нарушается сон, чувство времени, координация движений. Попутно возникают органические расстройства: от близорукости до эпилепсии.
В-третьих, над игроком висит Дамоклов меч разорения. Многопользовательские компьютерные игры, кроме постоянной абонентской платы, побуждают пользователя тратить всё больше и больше средств на виртуальную экипировку и артефакты. В конце концов, азартный игрок может потратить все свои сбережения, а в особо запущенных случаях и всё имущество.
А ещё игры разрушают семьи и приводят к неприятностям на работе, снижают рождаемость, провоцируют киберпреступность и так далее и тому подобное.
Для подтверждения этих фобий ссылаются на любые факты, хоть как-то оправдывающие подобное отношение, даже случайные или юмористические. Стоит появиться в прессе сообщению о том, что китайская девочка умерла от истощения, играя в компьютерные игры, или некие абстрактные «учёные» неведомо каким образом установили, что от электронных автогонок у геймеров начинается трястись голова, это с восторгом подхватывается и тиражируется, на это ссылаются как на типичное явления.
На самом же деле все эти страхи сильно преувеличены, что прекрасно знают любые люди, хоть немного поигравшие в компьютерные игры.
Никакой пропаганды насилия в играх нет, это просто игра в солдатики и электронный тир, по сравнению с ними простая охота или рыбалка просто-таки вакханалия агрессии.
Никакой особой игровой зависимости нет, это не азартные игры. Компьютерные игры могут негативно влиять на людей с неустойчивой психикой, но на этих людей так же негативно влияет просмотр фильмов или интенсивное сидение в чатах.
Если же всё-таки говорить об азарте, то абонентские компьютерные игры требуют вложения средств, сопоставимое с затратами на сотовые телефоны или кино. Речь идёт о микроскопических суммах. Даже 1 000 р. в месяц на игры тратят немногие, а более 10 000 р. в месяц потратить на такие игры просто сложно. Это не карты и не рулетка. К тому же во многих массовых платных играх при выполнении определённых правил можно играть бесплатно, а иногда даже получать прибыль, правда в 999 случаях из 1000 такую же незначительную, как и траты.
Подытоживая сказанное, можно заключить, что зачастую поведение властей и государственных СМИ в этой области напоминает борьбу с неправильными брюками, причёсками и враждебной музыкой, проходившую в эпоху застоя.
В свою очередь, такая позиция порождает преувеличенные страхи у представителей игровой индустрии и игровых СМИ. Если почитать высказывания на этот счёт, то многие опасаются, что скоро «закроют интернет». Продажа многих игр будет запрещена, будет осложнена покупка и абонентская плата через электронные платёжные системы, начнётся навязывание идеологически «правильных», но низкокачественных отечественных игр и т.д. и т.п.
На мой взгляд, эти фобии не менее абсурдны. Нельзя сказать, что у органов власти в этой области просматривается какая-то продуманная и рациональная политика. Взаимное недопонимание вызваны как раз отсутствием такой политики, а не её наличием.
Её выработка необходима. Думаю, что основная проблема в том, что и власти и игровые СМИ недооценивают важность этой проблемы. В настоящее время игровая индустрия это крупная, быстро развивающаяся отрасль экономики. Если динамика сохраниться дальше, в ближайшем будущем по своим объёмам она превзойдет и кинематограф и спортивные соревнования.
В 2010 году наши белорусские соседи выпустили игру «World of Tanks». Это был низкобюджетный стартап. Сейчас число пользователей игры оценивается в 75 000 000 человек, а бюджет превышает бюджет крупнейших голливудских блокбастеров.
В самое ближайшее время во весь рост станут вопросы культурного, социального, экономического и политического взаимодействия общества с гигантской игровой индустрией. Смею надеяться, что наша встреча явится одним из первых шагов в деле налаживания подобного взаимодействия в Российской Федерации.
Этот текст в целом озвучили (см. в стенограмме выступление Кирилла Федосова), но с самого начала обсуждение пошло наперекосяк. В результате, как известно, один из выступавших умер.
Во-первых, Митрофанов, возглавляющий думский комитет по информационной политике (экспертный совет по играм - это его подразделение), опоздал и послал вместо себя молодого Деньгина. Деньгин сел на кресло ведущего и заявил:
- Ну это… Вчера в школе убил гадёныш людей. Всё, доигрались. Игрок, скреп нет. Установили. Всё ясно, будем карать.
По иронии судьбы, с серийным школьником вскоре всё оказалось наоборот. Там действительно в блогосфере нашли московского геймера с таким же именем и фамилией. Что не мудрено, потому что в игры играют 95% школьников. Но, он оказался однофамильцем, а, как это часто бывает в жизни, аномальный школьник был аномален во всём. В игры он не играл, заходился в православных молитвах, а папа у него оказался крупным чином КГБ с целым арсеналом домашнего оружия. Откуда маньяк пистолет и взял.
То есть, если продолжить простодушную деревенскую логику: «В игры, засранец, не играл, вот и дёрнулся».
На фоне вводной Деньгина, последующее выступление Федосова многие пропустили мимо ушей, и Михаил Кочергин, не подумав, бухнул в колокола.
Эта часть заседания получила широкое освещение. Кочергин, решив с одной стороны продемонстрировать свою лояльность, а с другой – пнуть удачливых конкурентов, заявил что WOT это «кипрская оффшорная игра», где люди стреляют по нашим из фашистских танков.
Это была глупость второго порядка.
Во-первых, в WOT люди играют против людей. Если убрать «фашистов», то игроки будут стрелять из советских танков по советским танкам, а это штука ещё хуже – фактически разжигание гражданской войны :)
Во-вторых, у самой Mail.ru есть полный аналог WOT, тоже «с фашистами».
Ситуация была совершенно неоперабельна: человек оказался не в том месте и не в то время. На следующий день его уволили.
И вот тут как в капле отражается общее непонимание чиновничьим миром реалий компьютерно-игровой эры. Сейчас всё происходит быстро и неумолимо. Шлёпать языком ни у кого не получается уже лет пять – когда накоплена критическая масса информации обо всём про всех. Человек ещё не начал выступать, а люди уже знают, что он месяц назад развелся с женой, у него есть фирма на Виргинских островах, а высшее образование он получил в 41 год. И вообще его фамилия не Голубцов, а Гнилорыбов.
Кочергин что-то сказал, ориентируясь на интеллект Деньгина, а его тут же сняли на видео и пустили перед миллионами пользователей WOT. Раздался рёв возмущения.
В этом и таятся истоки ненависти чиновничества к игрушкам. Вроде бы люди уважают футбол и домино, играют в карты. Но компьютерная игрушка это полное среднее образование и взрослое самосознание, мозгов «школоты» и тем более её жизненного опыта там не хватает.
Интересно, что борцы с компьютерными играми находятся в перманентном конфликте со своими детьми, которые над ними открыто смеются.
В этом смысле неожиданно взвешенным было выступление Митрофанова, который попытался увидеть в негативном отношении властей к невинной забаве возрастную проблему:
«У власти находятся люди, для которых близок фильм «Ирония судьбы». Они могут только делать вид, что всерьёз разбираются в играх и играми увлечены… наша власть в целом когда что-то говорит, - да надо там то да сё закрыть, - она просто не в этой реальности. Она не играла в компьютерные игры, она играла в «Зарницу», позже в кубик Рубика… Когда вы говорите, - ну как же так, это же очевидные вещи. Для вас очевидные. А часто для людей за сорок пять очевидны совсем другие вещи. И этот разрыв поколенческий он все больше и больше дает сбой».
На проблему можно взглянуть шире. Уже во время перестройки произошла удивительная вещь. С точки зрения культурной это была РЕАКЦИЯ. С самого начала всё воспринималось как возвращение к политике 60-х, то есть на двадцать лет назад. На сцену вылезли замшелые шестидесятилетние шестидесятники и стали имитировать молодой задор в журнале «Юность», где главному редактору было 60, а сотрудникам 50-70.
Фильм «Асса» про молодёжь снимал 45-летний Сергей Соловьёв, и сюжет там был в конфликте за самку между 50-летним человеком и 20-летней абстракцией без пола и профессии. Абстракция была подобрана со вкусом – сейчас «Мальчик Бананан» (Сергей Бугаев) дорос до знатного старпёра, который ходит по вечерам с клюкой и стучит в окна: «Вы что, фулюганы, свет зря жжёте, а ну спать!»
Понятно, что в действительности у нового поколения никаких половых конфликтов с отцами и дедами нет в принципе. Молодёжь другие поколения не замечает и живет СВОЕЙ, а не чужой жизнью.
Тарковский стал признанным мастером в 30 лет, потому что 60-е действительно знаменовали собой приход нового времени.
Старческий тон кряхтящей и охающей перестройки передался дальше. Ельцин сменил устаревшего 60-летнего Горбачёва будучи его погодком, а, по условиям жизни, в культурном отношении и ещё старше - лет на 10.
В чем основная проблема «олимпиады»? В том, что это изначально глубокое ретро. Оно было ретро уже в 1980, когда шамкающий генсек передавал большой привет молодёжи из фестивального 1957 года.
Не удивительно, что единственная область, где электронная культура как-то воспринимается властями РФ (очень туго) это киберспорт.
- А-а, спорт, шахматы! Помним – Карпов. Так бы и сказали. Можно подумать.
При этом люди из отечественной федерации киберспорта осваивают новую игрушку, от которой кружится голова. Так и говорят – «пятимерная». Это… Квейк.
Они не нарочно. Просто для их культуры шаг смены декораций - 10 лет. А для электронной культуры - 6 месяцев. За год тренд меняется два раза. И люди не то чтобы опаздывают, а стоят на перроне и крутят головами. Потому что игрушки не осваивают. В них играют 6 месяцев и бросают в корзину. Эти игрушки просто не нужны. Дело не в игрушках. Модное это не пальто. Модный - человек.
С другой стороны, у нас, конечно, существует игровая субкультура – есть неплохие игровые журналы, сайты. Всё не выбивается из среднемирового уровня. Я имею в виду даже не воспроизводство картинок, а «конгениальность мировому культурному контексту». Вплоть до владения общим смысловым рядом и сленгом. Проблема в установлении правильных коммуникаций со своей культурой, чему, в конечном счете, и было посвящено утиное совещание в Думе.
И здесь… Как бы это сказать… Когда беседуешь с западными людьми в этой области, они всё понимают с полуслова. А у нас всё непонятное, неординарное, новаторское сразу вытесняется «игрожурами» за рамки их интереса и отождествляется с окружающим ландшафтом. А он брежневско-татамовский.
Врен из «Страны игр» сразу после совещания в Думе стал писать, что туда пробрались утята из «Цифровой машины», пиарятся. А кто такие утята? Это какие-то долболобы, которым в Кремле деньги дали, чтобы они анимешников окучивали. Они ходят по косплейным фестивалям и собой торгуют.
Я людей спрашиваю: а откуда он это взял? Оказывается, у нас есть утёнок, который сильно увлекается аниме, он на анимешное мероприятие пошёл в утином халате, Врен его там издалека увидел, и в голове сразу мелькнула гениальная догадка. А человеку, между прочим, за 30, он главред крупного журнала и, в общем, говорит дельные вещи. Его выступление в Думе лучшее было.
Казалось бы, если тема заинтересовала, раз ты журналист, проведи расследование, напиши материал. Инфу собрать об утятах в инете легко, я сам всегда открыт для диалога. С удовольствием приглашу в наш офис, всё лично расскажу и покажу.
В любом случае, инфоповод для игровых СМИ первостатейный. Где-нибудь в Америке или Японии уж публикаций двести было и десять передач. А тут…
Я в своё время пришёл в редакцию «Юности». Там сидит девушка лет 50-ти и говорит:
- Мы сейчас с молодёжью очень плотно работаем. У нас в следующем номере большой материал о ней будет. О рокерах.
- ?
- Ну, эти, которые на мотоциклах. С чёрными куртками. У них целый мир.
- Мня, гм, кхх…
- А вы не знали?
- Где же вы их нашли?
- Так на Арбате. У нас пошла корреспондентка по Арбату – с молодёжью общаться. И наткнулась. Они ей всё рассказали.
И я вспомнил наш философский кружок в МГУ, самиздат, «динамические шашки». И понял, что никакой перестройки и никакой рыночной экономики здесь не будет лет 20. Да и журналистики.
Поэтому надо всё делать самому. Стамеску в руки и за работу.
Комментариев нет:
Отправить комментарий