Лето Украина встретит тяжело. Новороссия имеет шансы перенести тяготы переходного периода с минимальными последствиями. Да, некоторое проседание будет, но по сравнению с киевским обвалом оно будет казаться благоденствием.
Почему-то все украинские «эксперты» выродились до выдачи примитивных бравурных высказываний в стиле «сейчас получим кучу кредитов и заживем», но никто не пытается спрогнозировать ситуацию хотя бы на месяц вперед.
Как говорит живой украинский классик, «а сегодня в завтрашний день не все могут смотреть, смотреть могут не только лишь все, мало кто может это делать». Или, если серьезно, многие просто боятся посмотреть немного вперед.
А мы попробуем. Причем, как обычно, будем опираться исключительно на факты (в большей части из открытых источников).
1. Иностранная помощь. США обещают выделить Украине 1 млрд долларов (причем обещают давно и стабильно). МВФ выделил 3 млрд и теоретически до конца года может дать еще 5,5 млрд (если не пересмотрит в сторону снижения в связи с ростом рисков из-за объявления независимости Новороссии). Ну и ЕС выделит 1 млрд с перспективой выделять еще по миллиарду в течение последующих 15 лет.
В сумме это даст 5 млрд с перспективой увеличения до конца года до 10,5 млрд (самый оптимистичный сценарий). Напомню, чтобы дотянуть до конца года, Украине нужно порядка 280 млрд гривен, или $26–27 млрд (цифры были озвучены самим кабмином). Выглядит это как попытка тушить пожар водой из кофейной чашечки.
2. Газ. Текущий долг превысил 3,5 млрд долларов, плюс предоплата за июнь в размере 1,66 млрд – вместе Украина должна выплатить порядка 5,2 млрд долларов, иначе 3 июня газ перекроют.
Украинские СМИ пестрят заголовками «ЕС обещал урегулировать газовый вопрос», но оригинальные месседжи самого ЕС звучат: «Мы надеемся, что вы найдете компромисс». Но Киев встал в позу (не буду говорить, в какую) и даже не пытается его искать.
3. Урожай. Вместо того, чтобы закупить ГСМ для посевной, бездарное самозваное правительство в Киеве закупило ГСМ для ведения преступной и бессмысленной карательной операции на Юго-Востоке. Поэтому урожая в этом году на Украине не будет (он, конечно, будет, но мизерный).
4. Топливо. Невзирая на бессмысленную акцию «Не покупай русское» (или как она там называется) и призывы к бойкоту российских автозаправок, даже на «расово правильных» заправках Коломойского бензин российский. И даже если он из Прибалтики, то он все равно из российской нефти. И за него тоже нужно платить (скачками далеко не уедешь).
5. Инвестиции. Киевское правительство заморозило (как говорят, на полгода, но все понимают, что через полгода деньги не появятся) все промышленные инвестиции. Иностранных инвестиций в страну, которая фактически пребывает в гражданской войне, не будет – это тоже очевидно.
Киевское правительство урезает все возможные расходы, оставляя только расходы на зарплаты и пенсии. Таким образом оно откровенно пытается протянуть подольше. Но, сокращая расходы (в том числе госзаказ), правительство автоматически снижает и экономическую активность в стране – это классическая стагнационная петля. В результате это ведет только к дальнейшему ухудшению ситуации.
6. Бюджет. Что доходы бюджета не будут выполнены – это уже очевидно. Что будет с бюджетом, если от Украины отделяется Новороссия (а это почти пятая часть всего ВВП страны)? Все же, кто еще не совсем сошел с ума, прекрасно понимают краем сознания, что все сказочки про дотационность Донбасса – это именно сказочки. В дополнение ко всем бедам Майдана будет еще одна бюджетная катастрофа.
7. Дефицит торгового баланса. В реальности самая страшная проблема, которая является корнем всех остальных. Напомню, как я уже неоднократно писал, проблемы с торговым балансом начались после начала «евроинтеграции», когда экспорт в Россию упал с 35 до 19 млрд долларов в год (а торговля с ЕС это компенсировала максимум на миллиард), что и привело к текущему дисбалансу. Ну а откровенно русофобская и антироссийская позиция «временного правительства» привела к тому, что товарооборот с Россией еще значительно ухудшился. И сегодня даже МВФ считает это главной угрозой для украинской экономики. Все это понимают (в том числе вне Украины), кроме американских марионеток Турчинова и Яценюка (ну и их особо зомбированных фанатов).
Итак, лето Украина встретит без газа, с необходимостью выплатить за него 5,2 млрд долларов и еще 2,1 млрд долларов текущих платежей по долгам. С остановленной промышленностью, с необходимостью ежемесячно оплачивать торговый дефицит в два с лишним миллиарда долларов (сведения о том, сколько именно, уже пару месяцев как перестали публиковать, чтобы не пугать население). Уже сегодня большинство моих киевских знакомых констатирует фактическую остановку деловой активности. До выборов «временное правительство» постарается продержать ситуацию, кое-как рассчитываясь с бюджетниками, а с начала июня (и это подтверждают источники в казначействе) выплата зарплат и пенсий будет фактически остановлена.
Хаос, безработица, нищета и преступность на Украине будут непрерывно нарастать. И ни Яценюк с Турчиновым и Тимошенко, ни Коломойский, ни Порошенко не смогут с этим ничего сделать. А Новороссия? Можно смоделировать ситуацию. А Новороссия имеет шансы перенести все тяготы переходного периода с минимальными последствиями. Да, некоторое проседание обязательно будет, но по сравнению с обвалом на Украине оно будет казаться благоденствием.
Более того, Новороссия может достаточно быстро стабилизировать ситуацию у себя, если развернет плотное экономическое сотрудничество с Российской Федерацией. Например, она может договориться получать газ по 256 долларов (местные с Кремлем не ссорились и русофобскую политику не вели), войти в Таможенный союз, получить ряд взаимовыгодных контрактов, которые позволят запустить производство, обеспечить занятость и валютные поступления и так далее.
Более того, ввиду разрыва преемственности власти Новороссия не получит в наследство долгов Украины (уже даже появилась пословица «Кто последний остается в Украине, того и долги»), и это позволит ей стартовать с нулевой точки, а не выбираться из ямы, в которую Украину загнала русофобская и евроориентированная политика. И уже в краткосрочной перспективе те регионы, которые еще входят в Украину, видя этот контраст между упадком на Украине и активной деятельностью в Новороссии, еще больше захотят присоединиться к новому государственному образованию. Тем более что в составе федерации, а не унитарного государства, каждый регион по определению будет обладать большей свободой и весом в принятии общих решений. Большинство самых успешных стран мира имеют федеративное устройство – США, Россия, Германия, Швейцария.
Теперь к их числу есть шанс присоединиться и у новой республики, в которой не будет места нацизму, ксенофобии, прозападным грантоедам, тотальной лжи, которой переполнена стремительно превращающаяся в очередную «Руину» Украина.
«Разрушенная промышленность, неурожай и проголодь, разбегающиеся гастарбайтерами в Россию или слугами в Европу граждане и девушки, готовые дарить себя «на евро, на рубли» — это не фантазия ненавистника Украины, а не самый пессимистичный взгляд украинского бизнеса на возможные последствия дефолта, в который уже вляпались остатки Украины. Они добавляют «Нищета будет лютой, с запахом сырых дров и беды, России такое даже в 1999 не снилось». А дефолт, которому смотрит в глаза наиболее экономически грамотная часть Украины, совсем близко.
«Стокгольмский суд не поможет и не спасет Киев, ведь проблема платежей по контракту на поставку газа шире, чем спор двух газовых компаний — «Газпрома» и «Нафтогаза Украины». Это проблема украинской экономики, Украина — банкрот»,- честно заявил глава «Газпрома» Алексей Миллер. При этом он призвал Европу не бояться — газ будет поступать ей в полном объеме, не будет же Незалежная воровать европейские энергоресурсы? «Транзитировать российский газ в Европу — обязанность Украины. Это прописано в договоре, также в нем прописаны санкции и ответственность украинских партнеров за несанкционированный отбор»,- добавил он. А ведь с 1 апреля за тысячу кубометров газа Украина должна платить не 268.5, а как прописано в контракте — 485 долларов.
Не удивительно, что страна идет к дефолту — и даже убийство собственной промышленности ей не помогает. Причем убийство еще не по требованиям ЕС и МВФ (как это было в начале 90-ых с Россией) для устранения конкуренции, а в банальной попытке сэкономить. «Правительство Украины не сможет поддерживать промышленность посредством госдотаций»,- пишут местные СМИ. И точно, правительство на полгода отменило все дотации промышленности. Это катастрофа для 2/3 промышленности. Ведь через систему дотаций на Украине традиционно перераспределяли доходы, сначала отбирая все подчистую, а потом дотируя «от щедрот» из Киева. «Экономика страны катится в пропасть и находится в преддефолтном состоянии», признает даже Вождь Нации Александр Турчинов.
«Украина как государство взяла на себя обязательство по досрочному погашению облигаций, если допустит возникновение задолженности перед держателем облигаций — Россией — или компанией, контролируемой держателем облигаций. То есть в случае возникновения задолженности перед любой контролируемой государством компанией — например, перед «Газпромом», «Транснефтью», «Ростехнологиями», «КамАЗом» Россия может объявить о дефолте Украины»,- пишут деловые СМИ и экономические издания. И тогда начнется то, что украинские бизнесмены назвали словом «лютая нищета». Да, долги Украины будут списаны — но что станет с миллионами граждан страны-банкрота, оставшимися без пенсий, зарплат, работы в стране, где не будет газа ни для промышленности, ни для отопления?
За продолжающейся на руинах Украины вялотекущей гражданской войной практически незамеченной остается экономика. Нет, пресса, конечно, сообщает о чем-то. Но исключительно в промежутках между сводками с фронта и многочисленными видео зверств, которых сегодня множество. Эксперты тоже предпочитают освещать военные проблемы и перспективы. При этом практически нет беспристрастных оценок. Убийства вынуждают людей либо оправдывать захвативших власть в Киеве бандеровцев (как тот же Макаревич, Псаки, Нуланд…) или осуждать, как большинство русских людей. Специальный корреспондент Накануне.RU в Харькове изучил состояние украинской экономики на текущий момент.
Экономика сегодня являет собой печальное зрелище. Правительство Яценюка объявило о прекращении финансирования госпредприятий с одновременным повышением оплаты за газ до 418 долларов за тысячу кубометров. Учитывая цену на электроэнергию в 10 центов за киловатт-час, рост курса доллара (гривна обесценилась в полтора раза за время правления Хунты) и падение покупательной способности населения, перспектива у местной промышленности печальна. Одновременно власти Руины-украины фактически перекрыли границу с Россией и максимально затрудняют платежи в/из России. Да еще и принудительно изымают доллары-евро-рубли, лишая предприятия оборотного капитала в валюте.
К отрицательным трендам неизбежно относится и прекращение валютных поступлений из Крыма, Луганска и Донецка. Причем суть не в том, что тот же Крым считается дотационным. Ведь хитрость «убыточных» регионов на территории бывшей Украины заключается в том, что все крупные налогоплательщики и производители, все банки переведены в Киев и формально заработанные деньги считаются полученными не по фактическому месту. Но в нашем случае гораздо важнее даже не это. Можно напечатать любое количество фантиков по имени гривна. Что и делается. А вот доллары и другую валюту уже отпавшие части поставляли исправно. Миллионы отдыхающих ежегодно в Крыму привозили и обменивали миллиарды долларов. Вина Крыма тоже добавляли в валютную копилку миллиарды. Луганск и Донецк и вовсе давали до 15% валового продукта Украины до ее распада. И опять же — приносили валюту. Больше не принесут.
Мало того. Долги перед Россией только за газ превышают $3,5 млрд, в физическом объёме долг составляет 9,42 млрд кубометров). И это без учета штрафных санкций за недобор газа и несвоевременную его оплату. Там вообще цифры заоблачные и достигают десяти и более миллиардов. Но оплата штрафов хоть может служить предметом длительных судебных тяжб. А 3,5 млрд — сумма, вытекающая строго из заключенного в январе 2009 года контракта. Что особенно плохо для нынешних властей Руины — заключенного Юлией Тимошенко. Которую освободили из тюрьмы и сняли все обвинения в том, что она нанесла ущерб и преступила закон, подписывая этот контракт. То есть власти уже не могут ставить под сомнение суть документа и записанную в нем формулу расчета цены. Мало того, сама Юля заявила, что «мировая цена за газ — это цена, которую Украина должна заплатить за свое европейское будущее».
Помимо этого, Руина должна выплатить тому же МВФ более $5 млрд за полученные ранее той же Тимошенко и Януковичем кредиты. Вместе с процентами. Учитывая, что уже с 3 июня без предоплаты Россия не поставит Украине ни кубометра газа, перспектива печальна. «Пора прекращать нянчиться… все возможности урегулировать эту ситуацию иным способом были «Газпромом» предприняты», — сказал премьер-министр России Дмитрий Медведев. На самом деле «прекращать нянчиться» надо было еще во времена Ющенко — не в коня корм. Фактически, МВФ и другие иностранные кредиторы сегодня берут остатки Украины на полный пансион. Обещанные $27 млрд за два года — это как раз годовой бюджет остатков Украины. И это уже при имеющихся долгах свыше 70-ти млрд на момент захвата власти и отстранения Януковича!
При этом важно учесть, что $3,2 млрд уже пришли, а еще $2,7 млрд поступят до конца мая от Всемирного банка, Японии, Канады, США и Евросоюза. Речь идёт о деньгах МВФ, ВБ, ЕБРР, Европейского инвестиционного банка, США, ЕС, Канады «и, возможно, других доноров, действующих на двусторонней основе», пояснил помощник министра финансов США. Все эти источники дадут 27 миллиардов. МВФ сообщил, что пересмотрит условия предоставления кредита в сторону более жестких условий из-за того, что фактически утрачен контроль над частью территорий. И возвращать их нечем. Даже до переворота Украина Януковича тратила валюты больше, чем получала, забираясь во все большие долги. Не помогали даже скидки на газ и большой товарооборот с Россией. Сегодня же абсолютно все получаемые деньги власти должны будут вернуть кредиторам. И речь, повторюсь, не о штрафных санкциях, а о безусловных долгах.
Следует учесть и еще одну печальную для властей остатков Украины вещь. В мирные времена украинская армия «съедала» два миллиарда долларов и кормила море коррупционеров и взяточников, распродавая имущество и прикарманивая выделяемые копейки. И этих денег не хватало даже на горючее для танков и самолетов. Средний налет менее чем 200 пилотов ВВС составлял 20 часов в год, десантники учились прыгать из стоящих на земле вертолетов, лишь имитируя прыжок с парашютом, а танкисты «ездили» в сколоченных деревянных коробочках, отрабатывая движения к колонне.
Это не анекдоты — это правда. Сегодня же бандеровцы раскрутили механизмы войны. Восстановлен обязательный призыв в армию. Призваны на службу десятки тысяч резервистов. Набираются добровольцы в созданную специально для проведения карательных операций внутри страны национальную гвардию, части территориальной обороны и бог знает еще какие структуры. Постоянно перемещается техника, летают самолеты и вертолеты. Все это требует огромных денег. Только на боеприпасы тратиться не надо — с советских времен сохранились громадные запасы. А за все остальное надо платить. И воровать никто не перестал. Тот же миллиардер Коломойский, назначенный за заслуги губернатором Днепропетровской области, оптом продал армии горючее по розничным ценам. И так происходит всюду. Солдат кормят местные жители, они сутками не получают горячей пищи.
А теперь посчитайте. В мирное время необходимым финансированием украинской армии считалось хотя бы $4-5 млрд в год. Это в мирное время. Сейчас многие склонны сравнивать происходящее на Украине с Югославией. Тогда — 15 лет назад, аналитики «Lehman Brothers» подсчитали, что каждый день войны обходится США в $100 млн. Украина не США, но с тех пор долларовая инфляция позволяет говорить о паритете. Тем более, что в отличие от США в Югославии, армия остатков Украины не только летает, но и ведет наземные операции, перемещает и содержит десятки тысяч людей. Ворует, наконец, у самих себя. Даже если расходы на войну будут втрое ниже — миллиард каждый месяц разорят власти до конца года. Ведь фактически, нет ни одного источника, позволяющего получить дополнительную валютную прибыль, а не огромные дополнительные расходы.
На этом фоне весьма характерен один пример о закупленных мэрией Киева автомобилях. Причем сообщает о нем украинское информагентство: «Всего для перевозок заказано 75 автомобилей представительского класса — Chrysler, Toyota Land Cruiser, Toyota Camry, Opel Omega и другие. Речь идёт об обслуживании служебных поездок и официальных мероприятий», — говорится в сообщении УНИАН. Соглашение на сумму $1,3 млн заключено 25 апреля — в разгар военных действий на Юго-Востоке. То есть в среднем — 17 тыс. 333 доллара за машину. Обратите внимание — речь идет не о покупке машины. Это лишь оплата услуг по перевозке в этом году! Понимаете? За такие деньги можно тот же Opel целиком купить! И это не правительство государства заказывает услуги, а всего лишь мэрия города.
В мирное время и в процветающем государстве это можно было бы понять. Но в государстве, которое менее, чем за три месяца после переворота потеряло 15% своей территории, ведет войну и просит граждан слать смс по 40 центов каждое в помощь голодающей армии… И это еще речь не идет о неизбежном социальном бунте, когда люди осенью получат счета за квартиры по новым ценам за отопление, а не позаботившееся о посевной евромайданное правительство приведет Украину к невыдуманному Голодомору.
Если власти Руины-украины и выиграют войну, остановив распространение восстания за пределы уже потерянных областей, то выиграть экономическую войну бандеровцы не могут ни при каких условиях. Даже с почти 30 миллиардами обещанной помощи.