среда, 8 мая 2013 г.

Отставка Суркова: желтую карточку как премьер Медведев уже получил


Взгляд

«Отставка символизирует проблемы с исполнением указов Путина, это сигнал кабинету, как ему стоит исправляться. То есть перечитать эти указы и показать свою компетентность и дееспособность», – заявил газете ВЗГЛЯД политолог Константин Симонов. Так он истолковал увольнение вице-премьера Владислава Суркова.

В среду президент Владимир Путин отправил в отставку главу аппарата правительства Владислава Суркова, который подал заявление «по собственному желанию».

Накануне на совещании о реализации майских указов главы государства Сурков защитил правительство, заявив, что с формальной точки зрения указы Путина выполняются «достаточно безупречно». Так он ответил на упрек президента о том, что гражданам нужны «эффективные, практические решения, а не бумажки и отписки».

О значении отставки вице-премьера и о том, кто может сменить его в правительстве, в интервью газете ВЗГЛЯД рассказал директор Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов.

ВЗГЛЯД: Константин Васильевич, какова подоплека отставки Владислава Суркова?

Константин Симонов: 
Отставка отражает разочарование президента Владимира Путина темпами выполнения майских указов. Сурков возглавлял комиссию, которая как раз отвечала за контроль исполнения этих указов. Мы знаем, что контрольное управление президента проводило сверку этих указов. Оказалось, что указы выполнены, к сожалению, на очень низкий процент, хотя правительство потом насчитало 73%. Но показатели контрольного управления оказались гораздо ниже 50%. В этом плане, думаю, отставка Суркова отражает недовольство Путина работой кабинета министров.

Отставка – тревожный звонок для самого премьера. Сурков был частью команды Медведева. Сурков был вице-премьером без портфеля, то есть у него четкой компетенции не было, потому что контроль за инновациями – все это довольно абстрактная штука. Вряд ли у него были серьезные аппаратные конкуренты, которые хотели бы занять именно его место.

Я не исключаю, что теперь его пост вообще будет упразднен. А раз так, то отставка Суркова – отражение общей ситуации вокруг правительства. Год был дан Путиным как гарантированный срок для серьезных кадровых решений.

Год прошел, и теперь эти кадровые решения начинаются не с того, чего ждали. Много говорили о министре образования. Но дело в том, что министр образования – это не часть команды Медведева. А Сурков – часть команды. Эта отставка символизирует проблемы правительства с исполнением указов Путина, это некий сигнал кабинету, как ему стоит исправляться. То есть перечитать эти указы и показать свою компетентность и дееспособность.

Во время недавней прямой линии Путин наглядно предъявил кандидата в премьеры – это Алексей Кудрин. Многим показалось, что вчера Путин довольно мягко провел совещание, но головы полетели на следующий день. Эта отставка – далеко не последняя. Через отставку Суркова, думаю, Медведев и все остальные министры и вице-премьеры получили довольно ясный сигнал от президента.

ВЗГЛЯД: Как можно упразднить пост главы аппарата?

К. С.: 
Пост главы аппарата, конечно, будет сохранен. Я говорил про пост вице-премьера по инновациям. Все-таки аппаратом он занимался в меньшей степени. Сурков был главой аппарата, но в целом мы понимаем, что он не аппаратчик и не администратор...

ВЗГЛЯД: На смену ему придет, скорее всего, столь же видная фигура или малоизвестный аппаратчик?

К. С.: 
Я думаю, это будет неожиданность в путинском стиле. Мы тут вряд ли угадаем фамилию. А инновационную часть, повторю, могут упразднить, то есть у нас будет вице-премьер – глава аппарата без всякой инновационной составляющей. Но фамилию его мы угадать не сможем. Этот человек может быть из окружения Медведева или из кремлевской администрации... Здесь возможно все.

ВЗГЛЯД: Уход Суркова снизил политический вес правительства?

К. С.: 
Я бы сказал, что это сигнал персонально Медведеву и его окружению. Наиболее значимый из всех последних. Пока речь не идет об отставке всего правительства. Но желтую карточку Медведев как премьер уже получил.

ВЗГЛЯД: Чем можно объяснить нестыковку по поводу даты ухода? Пресс-секретарь президента Дмитрий Песков сказал, что заявление было подано накануне – после совещания, а сам отставник утверждает, что еще 26 апреля...

К. С.:
 Думаю, Сурков хотел бы показать, что принял персональное решение. Из версии Суркова получается, что он подал прошение, а его уговаривали остаться. А из версии Пескова получается, что провели мониторинг исполнения указов и по его итогам Суркова отправили в отставку. Здесь каждая из сторон попытается показать ту версию, которая кажется ей наиболее симпатичной. Мне кажется, вряд ли это решение принималось за две недели.

ВЗГЛЯД: В какой сфере Сурков мог бы найти себе применение?

К. С.:
 Это не личный провал Суркова. Через его отставку подали сигнал остальным членам правительства. Он найдет себе применение и может легко уйти в бизнес. Вряд ли он вернется в администрацию с учетом того, что там политический блок давно сформирован и показывает свою эффективность. В бизнесе как политический менеджер он окажется востребованной фигурой.

ВЗГЛЯД: Насколько вероятно, что он возглавит «Сколково»?

К. С.: 
Тоже вариант. В принципе, «Сколково» – во многом его детище. Сейчас на «Сколково» идет серьезная атака, но она отражает борьбу команды Медведева. «Сколково» – это проект Суркова – Медведева. Кому, как не Суркову, защищать этот проект в ситуации, когда против него ведется серьезная кампания. 

Комментариев нет:

Отправить комментарий