понедельник, 6 мая 2013 г.

Выбор Украиной интеграционного вектора: политический романтизм неуместен


Илья Кобзарь

В недавнем вечернем эфире украинского телеканала «Интер» произошел в известном смысле информационный прорыв: впервые почти на всю Украину долго звучали слова в защиту Таможенного союза. Это сделали сразу несколько человек, и, прежде всего, такие убедительные персоны, как советник президента России, заместитель генерального секретаря ЕврАзЭС Сергей Глазьев. Он почти на пальцах объяснял «фомам неверующим», почему Украине следует войти в Таможенный союз и какими будут ее экономические отношения с членами ТС.

Можно сказать, что содокладчиком С. Глазьева с украинской стороны стал известный политик Виктор Медведчук, год назад учредивший общественное движение «Украинский выбор». И хотя дискуссия на тему выбора вектора экономической интеграции Украины происходила в программе известного провокатора и манипулятора Савика Шустера, который и в данном случае не обошелся без фальсификаций и подтасовок, зерно русской, евразийской интеграционной темы было основательно вброшено в сознание телезрителей Украины, за годы незалежности изрядно опроставшееся от здравого смысла и ныне вмещающее в себя тонны антирусской пропаганды.

У В. Медведчука, что называется, накопилось. Едва ли не десяток лет его не было видно на телеэкране, а запомнился он на должности главы Администрации президента Л. Кучмы, до оранжевого переворота включительно, человеком сдержанным. Но, похоже, годы оранжевого безвременья, а также наблюдения за нынешним политическим «тяни-толкаем» (ни в тын, ни в ворота) заставили политика всерьез возвысить голос.

Вышедший к главному микрофону В. Медведчук эмоционально изложил свою позицию: вектор страны должен быть восточным, народ Украины в большинстве своем тяготеет к союзу с Россией, Беларусью, Казахстаном. И привел цифры как аргументы: вступив в ТС, Украина будет получать дополнительный выигрыш до 10 млрд. долл. ежегодно от газа и 3,5 млрд. от нефти. Но будет еще и экономический эффект от сотрудничества. Оратор резко возразил на тезис о том, что вступление в ТС ведет к потере суверенитета. К тому же, подчеркнул он, подписание ассоциации с Европейским союзом обрушит сельское хозяйство страны, а это на сегодняшний момент – единственная отрасль экономики, дающая положительное сальдо. Не оставил без внимания выступавший и проблемы судостроения, которые могут быть решены исключительно совместно с Россией. Он отметил также, что украинская продукция на европейском рынке не конкурентоспособна, а потому выполнение условий Евросоюза после вхождения в ассоциацию с ЕС приведет к неизбежному росту безработицы на Украине.

В. Медведчук говорил около получаса, но гораздо более продолжительным было выступление у главного микрофона С. Глазьева. Советник президента РФ доказательно говорил о неоспоримых преимуществах вступления Украины в Таможенный союз и настаивал на том, что подписание Украиной через полгода ноябрьских соглашений с Европейским союзом однозначно закроет ей в перспективе возможность вхождения в ТС, а кроме того, сразу на полтора миллиарда долларов ухудшит ее торговый баланс.

«Вы живете мифами многолетней давности – о Европе. Меня просто поражает украинский политический романтизм в этом вопросе», – эмоционально восклицал С. Глазьев.

Напомнив заблудшим и зарвавшимся, что главным инвестором в Украину является российский бизнес, он подчеркнул: «Украинскому производителю нужен российский рынок, а есть еще авиастроение и ракетно-космическая отрасль. А Европе не нужны украинские самолеты, ее интересует лишь дешевая рабочая сила – прислуга, чернорабочие. Прибалтика потеряла 15 процентов граждан, которые удрали в Европу… Украине светит судьба Греции, Испании и Прибалтики».

Активно приглашая Украину в Таможенный союз, коснулся С. Глазьев и муссируемой темы, что «только Россия выигрывает от ТС». «России ТС нужен для формирования целостной экономики, которая будет более конкурентоспособна, чем когда мы в раздельности», – подчеркнул заместитель генерального секретаря ЕврАзЭС. Интерес самой России заключается в том, что эффективность всего Таможенного союза после вступления Украины вырастет в полтора раза.

Убедительно прозвучал в устах оратора белорусский пример: «Белоруссия “весит” в ТС лишь 5% по производству, а долю в торговле имеет 25%! Она на полную катушку использует свою сельскую продукцию, “залила” молоком Россию и Казахстан, она на полную катушку использует свои возможности по сельхозмашиностроению и по автомобилестроению. Белорусские грузовики и автобусы вы увидите везде на нашей таможенной территории. Белоруссия по структуре экономики похожа на Украину, однако у Украины гораздо больше возможностей. Для Украины главная выгода от участия в Таможенном союзе – это, прежде всего, машиностроение».

На один из почти истерических выкриков ющенковского клеврета В. Карасева, директора Института глобальных стратегий, московский гость ответил неопровержимыми числами: «Россия на сегодняшний момент собирает 90% от совокупных таможенных поступлений в ТС, а оставляет себе 88%! То есть по этому перераспределению примерно 2–3 млрд. долларов уходит в бюджеты Белоруссии и Казахстана. Надо понимать также, что большой вес России и предопределяет эти пропорции. Если в ТС будет и Украина, то образуется более сбалансированное и гармоничное сочетание».

По-своему красноречиво выглядел участвовавший в обсуждении нардеп-регионал Сергей Тигипко, фактически явившийся рупором антирусского выбора Партии регионов. Поскольку избиратели хорошо знают его как верного служителя начальству, то следует сделать вывод, что озвученная им позиция отражает позиции его руководства. С. Тигипко ратует за выход Украины на мировой и европейский рынки, будучи уверенным, что продукция агропромышленного комплекса Украины в России спроса иметь не будет. Он убежден, что две страны на сельскохозяйственном рынке являются конкурентами. Он также «пугнул» Россию высосанной из пальца возможностью реверса газа на Украину из Европы, «если Европа начнет получать газ из США», и «потребовал» у РФ вернуть цену на газ до 119 или 130 долларов за куб. м. «Почему мы, бедная страна, платим вам за газ больше немцев?» – завел пан Тигипко извечную халявную бандуру. Он также привел пример «поедания» Россией Беларуси – «исчезновение» МАЗа, однако сразу получил ответ от оппонентов, что создается консорциум «МАЗ-КамАЗ».

Завершая высказывание о С. Тигипко, приведем суждение одного интернет-комментатора: «За что бы ни брался этот комсомолец, везде был провал. Это и пенсионная реформа, и налоговый кодекс, и т.д.». Красноречиво, не правда ли?

Интересны высказывания В. Медведчука из своеобразного постскриптума, опубликованного через два дня по завершении теледискуссии: «А Тигипко – прям такой молодец. Сергей Леонидович совершенно точно определил, зачем украинской власти Европейский союз. Мол, не может наша политическая элита, над нами должен, как выразился Сергей Тигипко, “висеть жупел ЕС”. Очень точное слово. Напомню, жупел – это из религиозной терминологии, означает серу или горящую смолу для грешников в аду. То есть ровно то, что нужно для украинской власти, которую давно пора приводить в чувство с помощью стороннего фактора воздействия. Собственно, это единственный аргумент в пользу интеграции в ЕС, который я считаю осмысленным и по делу. Осмысленным – да, но отнюдь не приемлемым для Украины. Во-первых, это неприкрытая сдача суверенитета страны. Пускай даже под предлогом высоких целей, но это утрата независимости, как ни объясняй… Во-вторых, есть ведь альтернатива»[1].

Зададимся вопросом: а есть ли разница в перспективном векторе движения у регионалов и тех же свободовцев? Ее не видно! И если кто-то в надежде задается вопросом, а сколько же еще руководство Украинского государства будет выбирать между ЕС и ТС, то, судя по заявлениям С. Тигипко, выбор уже сделан.

Хотя еще не все явственно «подтянулись» к генеральной линии. К примеру, если судить по высказываниям министра энергетики и угольной промышленности Юрия Бойко, то украинское чиновничество находится в стадии «осознания» того, что происходит в ТС. Эти констатации «наблюдающих» выглядят, мягко говоря, лукаво.

А вот бывший губернатор Днепропетровской области, а ныне вице-премьер-министр Украины Александр Вилкул не только определился, но и «верит», что «Украина будет европейской страной, у которой будут самые лучшие и дружественные отношения с Россией». Он уверяет, что уже подписано соглашение о создании на Украине постоянного координационного центра, «который будет заниматься внедрением лучших европейских практик».

Как говорится, ну-ну. Мы помним слова премьер-министра Николая Азарова о том, что Таможенный союз согласился предоставить Украине статус наблюдателя и «соответствующие документы стороны должны подписать в конце мая». Однако позже оказалось, что речь идет только о проекте меморандума о статусе наблюдателя в ТС, который Украина направила странам-участникам этого объединения. Ведь статуса такого пока не существует! О чем внятно сказал в интервью агентству УНИАН тот же С. Глазьев: «Наблюдать – это значит не участвовать. Украина является наблюдателем в ЕврАзЭС и практически никак не принимает участие в его работе. Быть наблюдателем – это лукавство для того, чтобы обмануть общественное мнение. Такого статуса пока нет, и я не уверен, будет он или нет. Пока это слова. Юридически этот статус ничего ровным счетом дать не может, даже если его придумают. Это так же, как формула 3+1 – тоже для обмана широкой публики, чтобы люди надеялись, что идет какой-то процесс. Нет такой формулы – 3+1. Либо вы участвуете, либо нет, а 3+1=4, и это каждый первоклассник знает, но почему-то у украинского руководства другая логика»[2].

Помнится, у горлана-главаря было стихотворение «Прозаседавшиеся». Не придется ли на Украине писать поэму «Пронаблюдавшиеся»? Так, может, лучше без поэм, а прямо в Таможенный союз?

Через три дня после рассматриваемого нами телеэфира обозреватель сайта «Украинский выбор» Д. Таран опубликовал свои суждения на случай подписания Украиной ожидаемых документов с ЕС: «С ноября 2013 г. Украина теряет свой государственный суверенитет полностью, законы и подзаконные акты ЕС становятся обязательными для всей Украины, убираются пошлины на ввоз европейских товаров, мы ограничиваем наш экспорт и по металлу, и по зерну, полностью запрещается производство продуктов питания в домашних хозяйствах, вводится полная стандартизация ЕС вплоть до цвета дорожных знаков и резьбы на болтах, полностью за свой счет Украина перестилает все железнодорожные пути в соответствии с европейскими стандартами (а это 30 тыс. км) и еще массу других прелестей. Это все невыполнимые требования, но Соглашение вообще не производит впечатление реального документа. Такое чувство, что всем агентам иностранных разведок, окопавшимся во власти, тупо дали команду сливать страну и эвакуироваться… Я не говорю о пакете законов по вопросам гомосексуалистов, ювенальной юстиции, других непривычных нам оккупантских требованиях, которые вступают в силу на всей территории Украины сразу после подписания Соглашения.

Украина станет колонией Европы. Она откроет свои рынки для европейских товаров и закроет свои предприятия. В течение ближайших 10 лет население станет еще больше недофинансированно, оно станет еще быстрее сокращаться и освобождать эту территорию, потому что территория хорошая, а население это европейцев не интересовало и раньше»[3].

В какой же точке интеграционной мысли находится изрядно «пронаблюдавшееся» руководство Украины, мучительно, до коллапса оттягивающее четкий выбор? А ведь предельно ясно: вступлению Украины в Таможенный союз разумной альтернативы нет.

____________

Фото – http://vybor.ua/video/grazhdanskoe_obschestvo/sergey-glazev-ukrainskiy-vybor-segodnya-govorit-obshchestvu-pravdu.html

[1] http://vybor.ua/article/vneshnjaja_politika/tigipko-bezuprechno-postavil-diagnoz-im-nujen-jupel.html

[2] http://www.unian.net/news/565898-sovetnik-vladimira-putina-gospod-za-chto-to-obidelsya-na-ukrainu-i-lishil-ee-rukovodstvo-uma-eto-vyizyivaet-ochen-sereznuyu-trevogu.html

[3] http://vybor.ua/article/sistemnye_problemy_gosudarstvennosti/ojidaniya-oseni-2013-goda-kak-nachalo-drugogo-vremeni.html 


Комментариев нет:

Отправить комментарий