воскресенье, 5 мая 2013 г.

Эль-Мюрид: Курс Ирана


Взгляд

Иран – исламское государство, и принцип «велаят-е-факих» незыблем. Во всяком случае, такие номера, как у нас, когда мэрами городов становились братки и криминальные авторитеты, в Иране исключены еще на этапе отбора кандидатов.

7 мая начинается регистрация кандидатов в президенты Иранской Республики. Специфика избирательной системы Ирана такова, что весь избирательный процесс проходит стремительно и в очень ударные сроки. Уже 11 мая заканчивается прием заявлений, а с 12 мая начинается проверка кандидатов двумя весьма серьезными фильтрами.

На первом фильтре отсекаются кандидаты, имеющие проблемы с законом, сомнительные связи с представителями криминала, иностранными государствами, у которых родственники замечены в чем-то неблаговидном и так далее. Второй фильтр – религиозный. Иран – исламское государство, и принцип «велаят-е-факих» (главенство духовного лидера, «факиха» – прим. ВЗГЛЯД) незыблем. Принцип существования таких фильтров представляется крайне разумным. Во всяком случае, такие номера, как у нас, когда мэрами городов становились братки и криминальные авторитеты, в Иране исключены еще на этапе отбора кандидатов.

Собственно на предвыборную кампанию у допущенных кандидатов времени почти не остается – выборы состоятся 14 июня. Поэтому избиратель формирует свои предпочтения не во время избирательной кампании, а до нее. Выборы фактически фиксируют сложившийся расклад предпочтений.

Еще одной спецификой иранской политической системы является полное отсутствие в политическом спектре представителей либеральных взглядов. Весь политический истэблишмент – как на подбор консерваторы. И дело не в том, что кровавый режим изводит свободолюбивых либералов.

Дело в том, что ментальность иранцев сформирована двумя наиболее важными историческими факторами. Первый – имперское прошлое Ирана. Иран – одна из древнейших стран на Земле и ведет свою историю от империи Ахеменидов. Понятно, что нынешние иранцы мало похожи на персов времен Дария или Ксеркса – сыграли свою роль и переселение народов, и исторические катаклизмы. Но, в конце концов, это их право. Не говорите иранцам, во что им верить, и они не скажут, куда вам идти. Так или иначе, но имперское и великоиранское самосознание – очень серьезный фактор, формирующий национальный менталитет. Президент Ахмадинежад как раз представитель таких национально-имперских кругов иранской элиты.

Второй фактор – клерикальный. Иран – шиитское государство, сумевшее за годы и столетия ислама отстоять свою религиозную идентичность в весьма враждебном арабско-суннитском окружении. Уже поэтому принцип велаят-е-факих абсолютен и непререкаем. Как положено клерикальному и именно шиитскому государству, верховный религиозный лидер одновременно является и высшим светским должностным лицом и обладает неоспоримым авторитетом.

Собственно, борьба внутри иранской элиты и определяется разными пропорциями этих двух определяющих факторов.

Существующий баланс, при котором президент представляет националистов, а рахбар как высший руководитель страны является лидером клерикальных кругов, оптимален. Однако специфика иранской политической системы заключается в том, что даже если президентом избран представитель клерикальных кругов, националисты все равно имеют влияние через парламент. Который в Иране совершенно не похож на взбесившийся принтер и не штампует угодные власти решения.

Все вместе это создает ситуацию, при которой в сущности не очень важно, кто именно победит на президентских выборах. При любом их исходе курс Ирана останется прежним, так как иранская элита едина в ключевых вопросах и имеет очень разносторонние механизмы для согласования своих позиций по всем проблемам. 


Комментариев нет:

Отправить комментарий