Формально, в Санкт-Петербурге прошло заседание Высшего Госсовета Союзного Государства Беларуси и России – странного псевдогосударственного образования, являющегося, как сам отметил А. Лукашенко на своей пресс-конференции 15 января 2013 г., «переговорной площадкой».
Однако и с переговорной функцией СГ справляется плохо. В частности, 2012 год вошел в историю Союзного Государства Беларуси и России, как год без Высшего ГосСовета. Кроме того, не стоит забывать, что параллельно с развитием интеграционного проекта Таможенный союз – Единое экономическое пространство, неуклонно идет процесс эрозии статуса Союзного Государства, как высшей политической формы интеграции между Россией и Беларусью. В реальности никакой политической интеграции между двумя странами нет и она невозможна в ситуации, когда у двух стран различная политико-экономическая система. Вот в этом и основа проблемы: должна ли и дальше капиталистическая Россия подкармливать социалистическую Беларусь? Мартовский 2013 года Высший Госсовет еще раз продемонстрировал, что Россия ничего не должна Беларуси, скорее наоборот. Единое экономическое пространство не может функционировать в режиме, когда один из партнеров требует себе бесконечных поблажек, исключений и дотаций, но при этом этот партнер исключительно избирательно относится к четырем свободам, выбирая для себя только то, что ему выгодно. Предложения российской стороны максимально быстро проводить структурные экономические реформы, сокращать госсектор, приватизировать то, что еще можно (совершенно необязательно российским компаниям, которых, между прочим, и нет в чистом виде – везде присутствует многонациональный капитал) и втягиваться на равных в конкурентную борьбу на рынке ТС-ЕЭП белорусская сторона не принимает. От реформ уклоняется, как и от приватизации, которая является основой этих реформ. Но именно в этом формате и предоставлялся кредит Антикризисного фонда ЕврАзЭс (фактически российский). Интеграционные авансы, включая доступ к сырой нефти по внутрироссийским ценам, были выданы… Что ещё? Российской стороне, как инициатору интеграционного проекта ТС-ЕЭП-ЕЭС необходимо от Минска только одно - скрупулезное выполнение ранее подписанных соглашений: по созданию ТС и ЕЭП, по выплате в российский бюджет экспортной пошлины за поставленные на зарубежные рынки нефть и нефтепродукты, условий предоставления кредитов и т.д. В понимании российского руководства, Беларуси изначально, учитывая ее постоянно сложное экономическое положение (отсутствие стратегических, кроме калия, ресурсов, ориентация исключительно на российский рынок, энергоёмкость экономики), создавались особые, можно сказать, привилегированные условия для развития и модернизации её экономики. В принципе, сейчас Москве чем-то односторонне помочь Минску уже затруднительно… Нефть, газ, рынки, кредиты – все предоставлено с избытком. Осталось только поставлять углеводороды даром…. Однако, как видим, несмотря на исключительно щедрые интеграционные авансы, политико- экономическая ситуация в республике остается сложной. Белорусская экономическая модель остается крайне неэффективной и задача России, используя интеграцию в качестве инструмента, вынудить все-таки белорусские власти приступить к структурным экономическим реформам, на деле оказывается невыполнимой. Деньги на модернизацию? Понятно, что если бы столь необходимые реформы начались, то Россия не оставила бы республику без поддержки и масштабных инвестиций. Однако белорусское руководство вместо структурных экономических реформ выбрало путь административной модернизации в рамках старательно сохраняемой авторитарной экономической модели, обеспечивающей стабильность политического режима, что является для А. Лукашенко главным приоритетом. По этой причине, возникает устойчивое пони мание, что деньги, которые требует А. Лукашенко у Москвы, пойдут не на модернизацию белорусской экономики, а на подкормку устоев режима: белорусского олигархата, банкиров, директората, силовиков. Что останется, то пойдет на удержание курса белорусского рубля в условиях, когда заветная цифра средней заработной платы («пятьсот долларов» уже достигнута. Понятно, что если снова повторится кошмар весны 2011 года, когда выданные предвыборной осенью 2010 г. электорату «по пятьсот» через несколько месяцев были уничтожены девальвацией, то 2015 год для него может стать последним в его политической карьере. Естественно, это понимают и в Москве. И все же… Никто не может лишить белорусское руководство права именно в таком административном формате решать вопрос о модернизации своих промышленных активов. Москва может даже поверить, что деньги не будут в очередной раз проедены и на белорусские предприятия пойдут потоком новые технологии, купленные на российский кредит. Если их белорусам продадут… Однако в этом случае возникает ряд проблем с финансированием данной модернизации. Как уже не раз отмечал автор этих строк, получается замкнутый круг по вытягиванию из России ресурсов. На полученные из России деньги А. Лукашенко модернизирует белорусские экспортные предприятия, что само по себе звучит почти фантастически, так как за 19 лет нахождения у власти белорусский президент не довел до конца ни одной программы модернизации или выхода на мировой уровень по качеству и востребованности своей продукции. Но даже если представить, что модернизацию провели, то с учетом того, что модернизация подразумевает новейшие технологии, которые должны приходить с вместе с инвестициями от крупнейших и уверенно себя чувствующих на мировом рынке ТНК, то понятно, что модернизация по-белорусски в лучшем случае откроет для новых белорусских товаров не мировые рынки, а все тот же российский, где эти белорусские товары будут душить российских производителей- плательщиков налогов в российский бюджет. При этом такую разорительную для россиян схему предлагается России и оплатить. Конфликт интересов лежит, как говорится, на поверхности. Как быть? Как сделать в этом случае столь желаемый для белорусов российский кредит в 2 млрд. долларов, который белорусские власти уже успели даже формализовать в виде исключительно удобных для себя условий его погашения (на 25 лет забросили, внукам отдавать), выгодным для российской стороны? Очень просто – необходимо обеспечить гарантии в виде контрольных пакетов акций модернизируемых предприятий. Тогда эти предприятия будут частично российские и часть налогов уйдет в российский бюджет, да и российский рынок будет более «ласковым». Автору не нужно быть провидцем, чтобы представить всю волну негодования в среде белорусского политического класса, которая поднимется после прочтения предыдущего параграфа. Как же, «российский криминальный капитал» прямо рвет из рук «лакомые куски» белорусской экономики! Но, во-первых, далеко не «лакомые», а во-вторых, кто ж деньги даст без обеспечения? Правильно, только дураки. Зайдите в ломбард и попробуйте под «чэстное слово» получить деньги. Охрана вышвырнет в две секунды. Однако, почему-то именно в таком иждивенческом «ломбардном без обеспечения» формате белорусским политическим классом и воспринимается участие Беларуси в интеграционном проекте ТС – ЕЭП. Тупик На самом деле отношения между Москвой и Минском зашли в тупик. Белорусам необходимы деньги для сохранения своей экономической модели – основы режима А. Лукашенко. Однако такая нереформированная республика не может существовать в условиях ТС-ЕЭП-ЕЭС. В лучшем случае ей оставят роль источника трудовой миграции. Хотя, это уже и происходит семимильными шагами. Проблема еще в том, если бы у Беларуси не было денег не только на модернизацию, как пишут некоторые СМИ, то это было бы еще полбеды. На самом деле у официального Минска нет денег… на жизнь страны. Так, побирается по крохам… Финансировать белорусский социалистический анклав, а на деле, просто черную контрабандную дыру – насос по выкачиванию из России углеводородов, Россия не будет, что и продемонстрировал мартовский 2013 года Высший Госсовет СГ. Что делать? Ничего. Поздно. Завтра белорусам заявят, что никаких денег А. Лукашенко у Москвы не просил, Высший Госсовет прошел с невиданным успехом, скоро будем жарить на барбекю пингвинов… Послезавтра белорусское ТВ объявит о невиданной дружбе с Евросоюзом, а третьего дня воссияет пестрая радуга белорусско-американской дружбы, что, естественно, должно страшно перепугать Кремль. Ведь иного белорусские эксперты и аналитики предложить не смогут.
А мне кажется, что пробуксовывание строительства союзного государства с Белоруссией, последней на пользу. Пусть дела обстоят не блестяще, но всё худо-бедно работает и не разворовано, а то уже бы приватизировали, распродали и след бы простыл тех приватизаторов. Так что нет худа без добра...
|
ДОРОГИЕ ЧИТАТЕЛИ! Автор вынужден резко сократить активность. Блог существует на голом энтузиазме. Если есть возможность - бросьте коппечку в ...Яндекс кошелёк 410012393087087 Спасибо! Также заранее благодарен за любые ссылки.
суббота, 23 марта 2013 г.
Почему буксуют белорусско-российские отношения?
Подписаться на:
Комментарии к сообщению (Atom)
Комментариев нет:
Отправить комментарий