«В августе 2008 года лоббисты Саакашвили в США обращались за помощью в IRI. В тот же день, когда сенатор Маккейн связывался с Саакашвили, его ближайший советник заключил контракт с правительством Грузии на 200 тыс. долларов США», – так описал в интервью газете ВЗГЛЯД деятельность вывезшей своих сотрудников из России американской НКО член ОП Максим Григорьев.
Американские НКО сами начинают сворачивать свою деятельность в России. Так, например, в среду стало известно о том, что некоммерческая организация National Democratic Institute (NDI) перевезласотрудников своего российского отделения в Литву. «В свете недавнего ухода (из России) Агентства по международному развитию (USAID) и других событий в России NDI в настоящее время рассматривает варианты того, как наиболее эффективным образом осуществлять свою миссию. Штатные сотрудники NDI в конце октября были временно перевезены в Вильнюс», – говорится в заявлении NDI.
«Работа NDI основана на прозрачности, организация работает с партнерами по всему политическому спектру, а также с большим количеством различных гражданских групп. Институт не предоставляет в России грантов и не финансирует никакие политические партии. У него нет также никакой заинтересованности в каком-либо конкретном исходе выборов», – отмечается в заявлении.
Как сообщала газета ВЗГЛЯД, ранее о перевозе штата НКО в Литву на условиях анонимности рассказал один из сотрудников. По его словам, аналогичным образом поступила и другая американская организация – International Republic Institute (IRI). Сотрудник отметил, что все работавшие были вывезены вместе с семьями, а в России у NDI остался лишь бухгалтер, который выполняет минимальные функции, однако и за его судьбу есть опасения.
По мнению главы думского комитета по конституционному законодательству Владимира Плигина, такое решение – это «политика конкретных организаций», а не «массовый исход НКО».
Организации, «которые посчитали возможным и необходимым» пройти регистрацию, заметил депутат, направили соответствующие обращения в Минюст. «Я знаю, что ряд организаций обсуждали со своими юридическими консультантами возможности необходимых корректировок, рассматривался также вопрос об отыскании дополнительных источников финансирования, в частности, от юридических лиц Российской Федерации», – добавил он в интервью радиостанции«Эхо Москвы».
«Естественно совершенно, что мы в рамках проводимой политики заинтересованы в деятельности правозащитных организаций, которые добросовестно используют возможности, предоставляемые российской Конституцией и российской правовой системой», – подчеркнул Плигин.
О том, что представляют из себя NDI и IRI и о будущем НКО в России газете ВЗГЛЯД рассказал член Общественной палаты Максим Григорьев.
ВЗГЛЯД: Максим Сергеевич, насколько, на ваш взгляд, адекватна реакция NDI и IRI? Им есть чего опасаться?
Максим Григорьев: Я полагаю, что ситуация с «эвакуацией», как ее уже успели окрестить, – попытка оправдать политикой внутренние проблемы, в том числе и финансовые. Интенсивность работы организаций стала меньше, проблем с деньгами – больше. Вопросов со стороны правоохранительных органов и Минюста к организациям не возникало.
ВЗГЛЯД: Но ведь законодательство по НКО ужесточено?
М.Г.: Законодательство ужесточилось, объем отчетности возрос, но это логично. Я сейчас изучаю материалы, связанные с лоббистской деятельностью Грузии в США, и могу точно сказать, что тот уровень отчетности, который требует Америка от иностранных НКО, значительно превышает российский. Существует закон США о регистрации иностранных агентов (Foreign Agents Registration Act – FARA), он регулирует, сколько и чего нужно предоставлять министерству юстиции.
ВЗГЛЯД: Вы уверены в том, что NDI и IRI – лоббистские структуры?
М.Г.: Они и не скрывают этого. IRI – это, например, Республиканская партия США, тот самый сенатор Джон Маккейн, человек, который не единожды высказывался о России в крайне негативном (и даже воинственном) ключе. Речь идет о «государственных НКО»: в западной терминологии они не являются правительственными в прямом смысле, но их деятельность направлена на реализацию политики Конгресса и Сената США.
NDI – это, соответственно, Демократическая партия США. То есть NDI и IRI – все-таки не НКО в прямом смысле, а лоббисты, они занимаются влиянием на элиты стран, где они представлены (и вместе с тем выступают лоббистскими структурами для тех, кого они поддерживают, в Соединенных Штатах), а вовсе не помощью бедным, например. Лоббистов нужно называть лоббистами.
ВЗГЛЯД: А что требуется от иностранных НКО в США?
М.Г.: По закону FARA – и здесь, опять же, нет никаких секретов, закон вполне официальный –каждая организация должна отправлять отчет о любом контакте ее сотрудников. Протоколируется все: любая встреча, любой материал, отправленный по почте, любой звонок, никаких исключений.
Так как эта информация открыта, то, скажем, во время миротворческой операции российских войск в Южной Осетии в августе 2008 года лоббисты Саакашвили в США обращались за помощью в IRI, а руководитель Международного республиканского института открыто вмешивался в политику грузинского руководства. В тот же день, когда сенатор Маккейн связывался с Саакашвили, его ближайший советник заключил контракт с правительством Грузии на 200 тыс. долларов США. Контракт, если быть точным, был заключен компанией Randy Scheuneman.
Лоббисты ли они? Нет, просто мимо проходили.
ВЗГЛЯД: Но не так давно министр юстиции Александр Коновалов говорил о том, что нет никаких рычагов воздействия на НКО...
М.Г.: Можно понять руководителя Минюста, он не имеет возможности проверять и отслеживать все общественные организации. Есть разные варианты решения этой проблемы – как создание мониторинга подразделений внутри самого Минюста, так и использование американской практики. Она состоит в том, что организация, которая занимается политической деятельностью, не будет предоставлять всей необходимой отчетности, этим будет заниматься само министерство юстиции, которое, в частности, работает в связке с ФБР.
ВЗГЛЯД: Существуют не «кальки» уже: появилось достаточное количество организаций и просто неравнодушных граждан, которые ситуативно реагируют на те или иные общественно значимые проблемы. Так было, например, в случае с Крымском, когда волонтеры приехали спасать затопленный город. А теперь, как можно понять из новостей о новом законе «О волонтерах», их жизнь в достаточной степени усложнится, они должны будут регистрироваться...
На мой взгляд, здесь нужны общие механизмы внедрения стандартов отчетности. Вполне можно объяснить организациям, что эта отчетность не сверхъестественна, оказывать им консультативные услуги.
ВЗГЛЯД: Но российские НКО часто вынуждены обращаться на Запад не обязательно потому, что они «агенты»: просто там очевидно более развита помощь разным группам населения, инвалидам, бездомным и т.д.
М.Г.: Я согласен с этими организациями. Проблема связана с тем, что в России вообще гораздо короче история общественных, негосударственных организаций. Западный опыт – это несколько столетий, наш – гораздо меньше. Кроме того, нужно понимать, что российские общественные организации очень часто создавались в 90-е как калька с западных, они были мертворожденными и многие не укоренились.
Если говорить о том, как должны поступать НКО, могут ли они обращаться за поддержкой к западным структурам? Не вижу никаких проблем, если организация, которая занимается поддержкой инвалидов, обращается за помощью и к российским компаниям, и к западным: это – общемировой подход.
Другое дело, когда речь идет о политике. Здесь все должно быть максимально жестко, как и во всем цивилизованном мире.
М.Г.: Во-первых, работа в районах, где происходят бедствия, – это не игрушка, это серьезный вопрос: можно погибнуть, пропасть, получить ранения и увечья. Там работает МЧС, специально подготовленные и обученные люди. Поэтому учет волонтеров совершенно необходим, контроль – просто обязателен. Волонтерам нужно проходить специальную подготовку или хотя бы понимать, как действовать в тех или иных критических ситуациях.
В остальных же случаях я сторонник максимального упрощения работы волонтеров. Нужно уходить от ненужного бюрократизма, чтобы люди могли спокойно работать и помогать тем, кому нужна помощь.
Закона «О волонтерах» пока нет, поэтому некорректно его обсуждать как некий готовый документ: я надеюсь, что излишней бюрократизации в нем не будет.
ВЗГЛЯД: Какой, на ваш взгляд, будет логика развития законодательства об НКО?
М.Г.: Очень простой. Я думаю, с одной стороны, будет стремление государства оказать помощь гражданскому обществу – и финансово, и помогать с налогами. К сожалению, этому будет сопутствовать на первом этапе бюрократизация, она вполне преодолима. С другой стороны, власть будет отсекать любые попытки иностранных государств использовать НКО в качестве инструмента вмешательства во внутренние дела России. В долгосрочности этих двух тенденций можно не сомневаться.
Комментариев нет:
Отправить комментарий