пятница, 7 сентября 2012 г.

В ответ на открытое письмо МИД Литвы задал "Росатому" свои вопросы


МИД Литвы сегодня, 7 сентября, опроверг тезисы, изложенные в открытом письме генерального директора госкорпорации "Росатом"Сергея Кириенко главе МИД Литвы Аудронюсу Ажубалису, министру энергетики Арвидасу Секмокасу и министру защиты окружающей среды Гедиминасу Казлаускасу, которое 6 и 7 сентября было опубликовано в газетах Lietuvos rytas и Verslo žinios.

Как сообщает корреспондент ИА REGNUM, в своем заявлении МИД Литвы утверждает, что как раз Литва неоднократно на всех возможных уровнях обращалась к российской стороне, но никогда не получала исчерпывающих ответов по поводу строительства Балтийской АЭС в Калининградской области.
МИД Литвы в пятницу заявил, что Россия до сих пор не представила ответы на вопросы, почему место для строительства Калининградской АЭС выбрано всего в 11 км от границы с Литвой и почему не проведены сейсмологические исследования.
В пресс-релизе МИД указывает, что только после получения ответов на такие важные вопросы можно переходить ко второму этапу - публичному обсуждению в Литве.
Как отмечает МИД, Россия не ответила, почему для развития проекта была выбрана именно эта площадка, всего в 11 км от литовской границы. Министерство утверждает, что другие места даже не рассматривались, критерии выбора места для строительства неизвестны.
В пресс-релизе МИД говорится, что Россия также не объяснила, почему не были проведены сейсмологические исследования площадки под строительство - в представленном Россией документе говорится о том, что руководствовались составленной в 1983 году картой тектонических разломов. Российская сторона также утверждает, что при проведении оценки воздействия на окружающую среду исходили из карты сейсмической опасности 1999 года, однако произошедшее в 2004 году и зафиксированное инструментально землетрясение было сильнее, чем предусматривает эта карта.
Литва утверждает, что ждет ответа на вопрос, как будет обеспечено охлаждение реактора АЭС. Охлаждать реактор Калининградской АЭС намечается водой из крупнейшей реки Литвы Немана, а расстояние от площадки АЭС до планирующегося источника охлаждения - 10-12 км
Как отмечает МИД, не рассмотрены способ накопления и объем резервной воды, не представлены расчеты на предмет того, что этой воды будет достаточно в случае аварии.
В пресс-релизе говорится, что Россия не объясняет, почему в отношении проекта не проводились стресс-тесты по методологии, договоренной Евросоюзом с третьими странами.
МИД Литвы утверждает, что на первом этапе оценки воздействия на окружающую среду Литва в течение трех последних лет 14 раз официально обращалась к России с этими и другими вопросами, однако ответов на важные вопросы не получила.
МИД также подчеркивает, что Литва обеспокоена спешкой в реализации другого проекта "Росатома" - Белорусской АЭС, а также декларациями, что строительство этих АЭС будет самым дешевым в истории атомной энергетики.
6 и 7 сентября в газетах Lietuvos rytas и Verslo žinios вышел платный материал, в котором содержалось открытое заявление главы "Росатома" Сергея Кириенко властям Литвы.
В нем, в частности, говорится: "Поводом для моего открытого письма послужили участившиеся в последнее время заявления официальных лиц Литовской Республики о якобы непрозрачности проекта Балтийской атомной станции, который в настоящее время реализуется в Калининградской области Российской Федерации. Считаю необходимым обратиться к Вам открыто, через средства массовой информации, т.к. уверен, что литовское общество должно быть в полной мере осведомлено обо всех аспектах этого проекта. Не сомневаюсь, что открытое обсуждение одного из самых современных проектов АЭС будет способствовать формированию позитивного отношения граждан Литвы к атомной энергетике в целом.".
Глава "Росатома" утверждает, что Литва, в отличие от других государств региона, не идет на контакт для обсуждения проекта балтийской АЭС несмотря на то, что получила гораздо больше информации о проекте, чем другие страны, которых уже удовлетворили ответы "Росатома".
"В 2009 году по дипломатическим каналам в посольства Литвы, Латвии, Норвегии, Финляндии, Швеции, Дании, Эстонии, Польши, Германии, Белоруссии, а также в Представительство Евросоюза в Москве были направлены ноты Министерства иностранных дел Российской Федерации с отчетом о воздействии на окружающую среду Балтийской АЭС и предложением провести консультации и общественные слушания. На протяжении трех лет мы отвечали на многочисленные вопросы представителей сопредельных государств и передавали дополнительные документы. На сегодняшний день официальные консультации по проекту Балтийской АЭС в духе Конвенции Эспоо были проведены с представителями 9 из 10 названных государств. Эти обмены мнениями продемонстрировали благожелательное отношение сопредельных стран к проекту и не вызвали возражений против него у наших партнеров.
Литовская Республика оказалась единственным государством Балтийского региона, которое до сих пор не согласилось даже на проведение двусторонних консультаций. При этом мы считаем, что сделали все от нас зависящее, чтобы максимально полно информировать литовскую сторону о проекте Балтийской АЭС. Мы неоднократно отвечали на конкретные технические вопросы литовской стороне. За последние три года было направлено 10 нот МИД России, сопровождающих ответы Госкорпорации "Росатом" на вопросы Литвы, и дополнительные материалы, которые по своему объему многократно превышают стандарты, установленные Конвенцией Эспоо. В итоге мы предоставили Литве в несколько раз больше информации о проекте Балтийской АЭС, чем странам, которые уже выразили удовлетворенность полученной информацией и прошедшими консультациями. Кроме того, в июне 2011 г. мы направили в Литовскую Республику, а также передали лично Генеральному Консулу Литовской Республики в Санкт-Петербурге переведенный на литовский язык документ "Оценка воздействия на окружающую среду Балтийской АЭС". При этом мы неоднократно предлагали литовской стороне провести общественные слушания и официальные консультации по проекту Балтийской АЭС в Литве в любое время и в любом месте.
Допускаем, что у литовской стороны есть вопросы, смысл которых не до конца понятен нам из официальной переписки. Именно поэтому мы предлагаем провести очные консультации, смысл которых не в одобрении или неодобрении проекта Балтийской АЭС литовской стороной, а в прояснение возникающих вопросов и начале непосредственного диалога экспертов. Возможно, существуют какие-либо дополнительные препятствия к проведению двусторонних консультаций, которые нам неизвестны. Не исключаем, что причина в конкурентной борьбе. Тем не менее еще раз просим принять делегацию российской стороны для проведения официальных консультаций. Проведение консультаций по проекту Балтийской АЭС в Литве - это, безусловно, Ваше право, и мы с уважением отнесемся к любому Вашему решению", - говорится в открытом письме.
"Вновь подтверждаю готовность лично в сопровождении группы российских экспертов прибыть в Вильнюс для открытого и прямого диалога по проекту Балтийской АЭС.
Уверен, что открытое обсуждение реализуемых в России и Литве проектов строительства АЭС с привлечением широкой общественности будет способствовать укреплению добрососедских отношений между нашими странами и в полной мере соответствует интересам граждан России и Литвы", - заключает Сергей Кириенко.

Иррациональная позиция Литвы по проекту Балтийской АЭС вредит прежде всего самой Литве: эксперт

Генеральный директор госкорпорации "Росатом" Сергей Кириенко написал открытое письмо министрам иностранных дел, энергетики и по вопросам окружающей среды Литвы Аудронюсу Ажубалису, Арвидасу Сякмокасу и Гядиминасу Казлаускасу. Генеральный директор ГК "Росатом" Сергей Кириенко готов вместе с экспертами приехать в Литву и принять участие в официальных консультациях по проекту Балтийской АЭС, которая строится в Калининградской области. "Мы предлагаем провести личные консультации, целью которых будет не установить, согласна или не согласна Литва с проектом Балтийской АЭС, а прояснить вопросы, которые возникают, когда напрямую начинают общаться эксперты. Может быть, проведению двусторонних консультаций мешают какие-нибудь дополнительные неизвестные нам препятствия", - говорится в опубликованном в литовских СМИ открытом письме.
"Ситуацию, сложившуюся между Россией и Литвой, я бы назвал комичной, - заявил заведующий сектором экономического департамента фонда "Институт энергетики и финансов" Сергей Кондратьев. - Общественные слушания (ОВОС) по строительству Балтийской АЭС были проведены практически со всеми странами, которые находятся существенно дальше, чем Литва. И на самом деле с той же Норвегией и другими скандинавскими странами можно было ОВОС и не проводить. Литовская позиция сейчас состоит в том, чтобы максимально затягивать строительство и максимально ставить нам палки в колеса в реализации этого проекта, жалуясь на то, что якобы Россия не отвечает на поставленные вопросы. В то время как специально для Литвы даже сделали перевод атомных терминов, которые со времен Игналинской АЭС использовались на русском языке".
"Думаю, поведение Литвы связано с тем, что она не может начать строительство собственной атомной станции. В итоге мы имеем массу препятствий по проекту Балтийской АЭС, - отметил он. - Некоторые инициативы бывают порой довольно творческими, например, в виде возможности рассмотрения запрета на экспорт электроэнергии с российских АЭС или станций, построенных с участием России, в европейские страны. Сейчас это все больше походит на какую-то не очень серьезную игру, когда есть безусловно желание препятствовать нам всеми силами, но фактически у литовской стороны нет ни возможности, ни каких-либо правовых оснований это делать".
"На самом деле очень сложно комментировать позицию Литвы в каком-то содержательном ключе. Потому что по факту ее нет. Она состоит из попыток создать максимально количество неудобств российской стороне. Мне кажется, что не то чтобы стратегии, но и тактики хоть какой-то у Литвы сейчас нет. Есть некие хаотические метания, причем совсем непонятно, чем они выгодны не только литовской экономике, но и литовскому политическому истеблишменту. Потому что, если посмотреть на неоднократные приглашения Росатома литовских строительных компаний к сотрудничеству, то видно, что Литва могла бы получить достаточно большие экономические выгоды от строительства российских АЭС, участвуя в них в качестве субподрядчиков. В этом плане постоянные метания Литвы создают много проблем, и, кстати, в первую очередь, не России и Росатому, а внутри самой Литвы - литовскому обществу, местным компаниям. Это ведет к тому, что и граждане, и основные политические партии все больше дезориентируются относительно того, какое решение им надо принять в следующий раз. Сейчас уже видно, что по последним опросам большинство литовцев не поддерживают строительство собственной литовской АЭС взамен Игналинской, которую в свое время в угоду Евросоюзу вывели из эксплуатации. Это еще один показатель того, что истерика, развязанная по поводу российских атомных станций, перекинулась невольно на отношение к строительству и на территории Литвы", - подчеркнул он.
"Мне кажется, что Литве надо более взвешенно подходить и к тому, как проводить слушания по ОВОС, и к своим заявлениям по этому поводу. Потому что сейчас, независимо от проведения или непроведения слушаний, строительство идет. И тот факт, что Литва до сих не получила ответов на свои вопросы, которые не раз ей отправлялись, больше влияет на репутацию не России, а наоборот - литовской стороны", - уверен Кондратьев.
Постоянный адрес новости: belarus.regnum.ru/news/1569211.html

Комментариев нет:

Отправить комментарий